Правовая культура и правовое воспитание

Правовая культура – уровень развития правосознания в обществе, соблюдения правовых норм каждым членом общества, гарантированность прав и свобод человека в социуме.

Эти параметры демонстрируют:

1) насколько высок уровень правосознания общества, т. е. насколько:

соблюдается в обществе принцип гуманизма;

информируется общественность о процессе законотворчества;

обеспечивается соблюдение прав и свобод личности;

осознается самими гражданами объем принадлежащих им прав и свобод;

знают граждане основные права и Конституцию;

правомерно поведение личности;

позитивно отношение к представителям власти и суду;

2) насколько результативна деятельность законодательных органов по принятию и применению соответствующих правовых актов. Это зависит от уровня развития правовой науки, правоприменительной практики, профессионализма, компетентности и развитости государственных органов;

3) степень развития правовой системы в государстве в целом.

Правовая система будет функционировать при условии наличия в государстве слаженной иерархии нормативных актов, во главе которой стоит Конституция, а ей соответствуют действующие в государстве законы.

Правовая культура связана с правовой активностью и имеет большое значение для построения правового государства.

Правовая культура становится фундаментом правовой активности граждан. Она представляет собой высокий уровень юридического мышления и высокое качество всей юридической деятельности. Сформированная правовая культура способствует правомерному и социально активному поведению.

Правовая культура – особое социальное, целостное явление, взятое в единстве составляющих его элементов: объективного и субъективного права, правовых отношений, законности и правопорядка, правовой деятельности, правовой информированности, уважения к праву, активной жизненной позиции в сфере права.

Правовое воспитание - процесс формирования в обществе и у отдельных граждан позитивного отношения к праву, становления правовой культуры и правосознания, выполнение данной функции принадлежит государственным органам, учреждениям, предприятиям, учебным заведениям и другим структурам государственного аппарата.

Основные направления правового воспитания:

формирование правосознания и правовой культуры в основной ячейке общества – семье;

обучение основам правовой науки подрастающего поколения в учебных заведениях;

самовоспитание;

предоставление информации о правотворческой деятельности в государстве (через средства массовой информации, литературу, печать, компьютерные программы и т. д.).

Способы правового воспитания:

убеждение;

предупреждение;

поощрение;

принуждение;

наказание.

В результате правового воспитания у гражданина формируются правовые потребности, интересы, установки, ценностные ориентации, которые определяют выбор соответствующих действий и поступков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: