double arrow

Вводная часть. психологии и педагогика

1

УТВЕРЖДАЮ

Начальник кафедры

психологии и педагогика

полковник внутренней службы

А.В. Шленков

«___»______________________2013г.

ЛЕКЦИЯ

по дисциплине «Юридическая психология»

ТЕМА 6: «СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА»

Психология»

Специализация: «Безопасность в чрезвычайных ситуациях»

СМК-УМК 4.4.2-45-13

Санкт-Петербург

I. Учебные цели:

1. Познакомить с спецификой судебно-психологической экспертизой

2. Изучить методологические основы судебно-психологической экспертизы.

II. Воспитательные цели

1. Воспитатьстремление к самообразованию у обучающихся.

III. Расчет учебного времени.

Содержание и порядок проведения занятия Время, мин.
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Учебные вопросы: 1. Предмет судебно-психологической экспертизы, основания и поводы ее назначения. 2. Методологические основы судебно-психологической экспертизы. 3. Подготовка, назначение, использование судебно-психологическая экспертиза. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ        

IV. Перечень литературы и учебно-методических материалов для подготовки к практическому занятию




Основная

1. Еникеев М.И. Юридическая психология. М., 2006.

2. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб., 2009.

3. Белкин Р.С. Криминалистика: проблемы сегодняшнего дня. М, 2008.

V.Учебно-материальное обеспечение

- мультимедийный проектор, компьютерная техника;

- слайды.

VI. Текст лекции

Вводная часть

Экспертиза назначается в тех случаях, когдав процессе проведения дознания, пред­варительного следствия и при судебном разби­рательстве уголовного дела возникает необхо­димость в проведении конкретных исследований с использованием специальных познаний в на­уке, технике, искусстве или ремесле. В качестве эксперта может быть приглашено любое лицо, обладающее необходимыми познаниями для дачи заключения. Юридическими основаниями производства судебно-психологической экспер­тизы являются постановление лица, произво­дящего дознание, следователя, прокурора или судьи либо определение суда. Другие письменные документы или устные распоряжения не могут служить основаниями производства эксперти­зы.

Задачей судебно-психологической экс­пертизы являетсянаучно обоснованная диаг­ностика непатологических психических анома­лий индивида.

Экспертиза проводится посредством мето­да тестов. Наиболее распространенными являются следующие тесты:

1) оценка интеллекта, при помощи которой вы­является уровень интеллекта у испытуемого и умение им пользоваться;

2) личностный опрос, который выявляет психосоматические и неврологические наруше­ния, а также психопатические типы поведе­ния испытуемого;



3) метод беседы.

Основной процессуальной формой исполь­зования специальных психологических позна­ний является судебно-психологическая экс­пертиза и комплексные с нею виды судебных экспертиз.

Психологические познанияпредставляют собой специальные знания в области психоло­гии. Только психолог, имеющий высшее психо­логическое образование и работающий по своей специальности, обладает профессиональными знаниями теории и методологии психологии, практическими навыками и умениями проведе­ния психологических исследований. Примером привлечения психолога в раскрытии преступле­ний может служить составление психологиче­ского портрета разыскиваемого преступника по данным показаний свидетелей. Особую важность это приобретает при оперативно-розыскной дея­тельности и расследовании серийных преступле­ний, когда совершается целый ряд однотипных криминальных действий.

Эксперт при проведении судебно-психологи­ческой экспертизы вправе требовать от след­ственных органов необходимые качественные материалы для экспертизы.

В процессе предварительного следствия пси­холог может принимать участие в качестве кон­сультанта по делу, специалиста, эксперта. Роль психолога в качестве специалиста, привлечен­ного к участию в производстве следственных действий, регламентируется нормами УПК РФ.

Применение знаний психологии способ­ствует правильному решению задач раскры­тия и расследования преступлений, а также перевоспитания лиц, совершивших преступ­ления. В практике работы наиболее опытных следователей есть много примеров успешно­го разрешения сложных ситуаций при помо­щи психолога, выступающего в качестве спе­циалиста-консультанта или эксперта.



Психолог в процессе предварительно­го следствия может участвовать в качестве:

1) консультанта по делу;

2) специалиста;

3) эксперта.

Законом предусматривается, что при допро­се малолетних и несовершеннолетних лиц обя­зательно должен участвовать педагог, Эту же функцию можно поручить и детскому психоло­гу — специалисту, который обладает научными знаниями в области Психологии детей и под­ростков и владеет профессиональными практи­ческими навыками общения с детьми. В этих случаях психолог поможет скорректировать формулировки вопросов следователя для их адекватного восприятия ребенком и дать сове ты и необходимые сведения, которые следова­тель может использовать для оценки показаний малолетнего свидетеля. Именно психолог может подсказать тактику проведения допроса, создать неофициальную атмосферу, сгладить возмож­ное состояние скованности, настороженности и недоверия ребенка, атакже поможет преодолеть негативистскую позицию подростка, стеснение и стыдливость несовершеннолетней потерпев­шей от полового посягательства.Аналогичные задачи решает психолог в от­ношении умственно отсталых лиц. Психолог своими действиями должен способствовать установлению контакта между следователем и несовершеннолетним, а также дифференци­ровать вопросы задаваемые в ходе допроса с учетом особенностей познавательной сферы такого допрашиваемого.

Особое значение приобретает сотрудничество с психологом при расследовании дел об органи­зованной преступности и групповых преступле­ниях. Психолог призван оказать содействие в вы­явлении внутренней структуры группы, характера взаимосвязей между ее участниками, выяснить ее лидеров и распределение ролей в группе, а также способствовать поиску уязвимого звена и эффективного способа воздействия на него при расследовании преступления.

Помочь следователю выработать оптималь­ный индивидуальный ритм деятельности, пре­одолеть негативные эмоциональные состояния, предупредить развитие профессиональной де­формации может только профессиональный психолог.

Учебные вопросы:



1




Сейчас читают про: