Значение изучения общей этиологии для теории

­ Формирует у врача научное мировоззрение.

­ Подтверждает принцип детерминизма, согласно которо­му все явления природы и общества, в том числе и болезни, причинно обусловлены. Причина порождает следствие, след­ствие становится причиной последующих изменений, благодаря чему идет развитие болезни. Знание этиологии формирует правильное понимание сущности болезни.

­ Зная причину заболевания, его можно воспроизводить в эксперименте, изучать патогенез, апробировать новые лекар­ственные препараты.

Значение изучения общей этиологии для практической медицины:

­ для диагностики: если у больного обнаружены микобактерии туберкулеза в мокроте (при кашле) – диаг­ностируют туберкулез легких. При обнаружении в испражне­ниях возбудителя брюшного тифа и при соответствующей клинической картине диагностируется брюшной тиф; при отсутствии соответствующей клиники можно думать о носительстве.

­ для лечения. Клиническая практика показывает, что именно этиологическое лечение является особенно эффек­тивным, поскольку обеспечивает полное выздоровление больно­го. Успехи в лечении инфекционных заболеваний связаны, с од­ной стороны, с открытием возбудителя, т.е. этиологии, а с дру­гой – с созданием эффективных антибиотиков. И, наоборот, от­сутствие четких сведений об этиологии атеросклероза, гиперто­нической болезни, опухолей и т.д. является главной причиной того, что лечение их пока ограничивается воздействием на то или иное отдельное звено патологического процесса.

­ для профилактики. Зная причину болезни, легче предупредить воздействие этого этиологического фактора на организм. Например, вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) вызывает СПИД. Для предупреждения возникновения этого заболевания необходимы тщательная стерилизация инстру­ментария, использование разовых шприцев, работа в резино­вых перчатках, следует избегать случайных половых связей и т.д.

­ для прогноза. Больной жалуется на боли в животе, что может быть при брюшном тифе, аппендиците, холере и т.д. Поставив правильно диагноз на основании знания этиологии, легко прогнозировать: летальность при брюшном тифе достигает 2%, аппендиците – 2–3%, а при холере – очень высокая.


Критика механистического материализма и субъективного идеализма в представления общей этиологии (моноказуализм, кондиционализм, генетический детерминизм, теория факторов, конституционализм).

Монокаузализм (mono – один, causa – причина) – ме­ханистическое учение, признающее значимость только причин и отрицающее роль условий в возникновении заболевания. Его возникновение связано с бурным развитием микробиологии и разработкой представлений об инфекционном процессе. Сторон­ники этого направления в медицине утверждали, что для воз­никновения инфекционных болезней вполне достаточно проник­новения инфекционного возбудителя в организм, а реактивность организма, его индивидуальная восприимчивость, условия жиз­ни не имеют никакого значения. Это учение материалистичес­кое, но механистическое, так как слишком упрощенно толкуется роль этиологического фактора. Сторонники этого направления в медицине считали причинную связь единственной связью, а она, как известно, является только частицей всеобщей связи. Они не признавали значимость условий, а саму каузальную связь пре­вращали в простую механическую связь, утверждая, что то, что содержится в причинном факторе, то и содержится в следствии. Такого, как известно, не бывает: при воздействии на живой орга­низм какого–либо причинного фактора на последствиях этого воздействия обязательно скажется и роль условий.

Сторонники это направления в понимании этиологии сво­дят на нет роль врача и возможность, улучшая условия жизни человека, влиять на возникновение и развитие заболевания.

Кондиционализм (лат. conditio – условие) – субъективно–идеалистическое направление в медицине, отрицающее объек­тивную причинность возникновения болезней и подменяющее категорию причины понятием суммы равноценных по значению условий. Появление этого направления в медицине было связано с дальнейшим развитием естествознания, и в частности микроби­ологии, сторонники которого попытались опровергнуть монокаузализм. Их утверждения базировались на тех наблюдениях, ког­да проникновение патогенных микробов в организм человека не всегда сопровождалось развитием заболевания: нужны были оп­ределенные условия, которые, по их мнению, играли решающую роль. Ферворн и Ганземан утверждали, что принцип каузальнос­ти устарел. Они отвергали существование причины, выбросив таким образом из всеобщей связи причинный фактор и тем са­мым обезоружив практическую медицину. Кондиционалисты нивелируют значение конкретной причины той или иной бо­лезни, полностью приравнивая ее к прочим условиям и игнорируют принцип причинности.

Это учение идеалистично (так как отрицает причину), антинаучно (всякое явление можно понять только на основе знания причины), реакционно (если болезнь случайное стечение обстоятельств, то, следовательно, нет радикального лечения и профилактики).

Конституционализм – направление в медицине, согласно которому решающее значение для возникновения и течения болезни имеют определенные особенности конституции ор­ганизма, обусловленные неполноценностью его генотипа и пе­редающиеся из поколения в поколение. Это учение базируется на формальной генетике: если есть дефект в генах, то болезнь проявится обязательно. С позиций формальной генетики признавалась фатальность – неизбежность заболевания при генных изменениях. Это учение антинаучно, реакционно. На этом учении базируется фашизм, расизм. Оно оправдывает многие неэтические действия врачей (стерилизацию не­полноценных людей). Конституционалисты считали, что ме­дицина сохраняет жизнь неполноценных людей и увеличивает банк патологических генов. Конституционалисты недо­оценивают роль окружающей среды в возникновении бо­лезней.

Монокаузализм и кондиционализм в их первоначальном виде уже нигде не встречается. Однако, современные варианты кондиционализма в виде "полиэтиологизма", "теории факторов", "факторов риска" широко бытуют не только за рубежом, но и в отечественной медицине. Пропагандируются концепции "болез­ней цивилизации", "социальной дезадаптации", "холизм". Под предлогом социальных проблем медицины формируются субъек­тивно–идеалистические и биологизаторские установки в пони­мании здоровья и болезни человека.

Разновидностью современного кондиционализма явля­ется теория факторов, исходящая из признания мно­жественности причин, условий и их взаимовлияния. Сто­ронники этой теории утверждают, что болезни человека возни­кают вследствие сочетанного действия на него многих равно­значных, равноценных факторов: плохого питания, отрицатель­ных эмоций, плохих жилищных условий, перенесенных заболе­ваний.

Теория факторов противоречит научным представлениям о причинно–следственных связях, поскольку заменяет причину следствием или подменяет главную причину группой многочисленных, но нередко второстепенных факторов и условий, пытается доказать равнозначность социальных и биологичес­ких факторов, подменить социальные факторы биологичес­кими. Получается асинхронизм такого порядка: "люди боле­ют потому, что бедны, а бедны, потому что больны".

Генетический детерминизм - убеждение в том, что развитие любого организма находится под генетическим контролем. Мнение может казаться бесспорным в отношении поведения простых организмов, но не для более высокоорганизованных животных и человека. Идея о том, что человеческое поведение во многом обусловлено генетическими факторами, нашла выражение в развитии эволюционной психологии.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: