Тема 1. Роль социального поведения в развитии современной компании

ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Липецкий филиал

Кафедра «Экономика, менеджмент и маркетинг»

КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Учебно-вспомогательные материалы

1. Конспект лекций

Для студентов, обучающихся по направлению 080200.62

«Менеджмент»

Тема 1. Роль социального поведения в развитии современной компании

Корпоративная социальная ответственность является одним из принципов этики бизнеса, которая в свою очередь является составной частью более общей философской дисциплины - этики. Система принципов этики своими корнями уходит в древнегреческую философию, где впервые были подняты вопросы о соотношении морали и разума, однако движение за этичность бизнеса получило широкое распространение лишь в конце XIX - начале XX веков. Возникновение самой концепции социальной ответственности на западе относят к началу прошлого века, при этом сам термин КСО появился лишь в 1953 году, благодаря книге американского экономиста Г. Боуэна «Социальная ответственность бизнесмена».

По мере своего развития концепция разделила общество на два противоборствующих лагеря сторонников и противников КСО. К последним относился известный экономист Милтон Фридман, полагавший, что социальная ответственность бизнеса заключается лишь в эффективном использовании ресурсов с целью увеличения прибыли и в соблюдении «правил игры». Несмотря на это, КСО стала активно внедряться американскими и европейскими компаниями, которые видели в ней возможности повысить конкурентоспособность. Дополнительными факторами, повлиявшими на становление концепции КСО, стали осмысление человечеством глобального уровня экологических проблем, а также поиск альтернативных источников энергии.

КСО – это политика компании, выходящая за рамки установленных национальным законодательством норм ведения бизнеса, предполагающая симбиоз экономических, социальных и экологических аспектов деятельности и нацеленная на достижение финансовых и стратегических целей компании (повышение капитализации и прибыльности, рост деловой репутации и конкурентоспособности).

Основными задачами КСО являются выработка стратегии управления репутационными рисками компании и поддержание стабильности на нескольких уровнях: внутри предприятия, в определенном рыночном сегменте и в обществе в целом.

Концепция КСО лежит своей плоскостью на пересечении нескольких наук – мировой экономики, теории менеджмента/корпоративного управления, социологии, экологии и философии, – что обусловливает определенные трудности в создании теоретической базы КСО.

В настоящее время можно выделить следующие теории КСО:

- теория стейкхолдеров

Теория стейкхолдеров была сформулирована в середине 80-ых годов пошлого века. Под стейкхолдерами подразумеваются любые индивидуумы, группы или организации, оказывающие существенное влияние на принимаемые фирмой решения или оказывающиеся под воздействием этих решений (рис.1). Компания должна активно строить гармоничные отношения со всеми стейкхолдерами, несмотря на наличие конкурирующих целей у каждой из групп.

Рисунок 1. Стейкхолдеры компании

- модель иерархии КСО

Модель иерархии КСО представляет социальную ответственность в виде пирамиды, состоящей из трех уровней: базового, продвинутого и высшего (рис.2).

Данная модель позволяет наглядно продемонстрировать различия между обязательными требованиями общества относительно соблюдения компаниями социальных стандартов и законодательно закрепленных норм и добровольным вкладом компании в развитие человеческого капитала и окружающей среды.

Рисунок 2. Иерархия КСО

- модель четырех уровней воздействия КСО

Данная модель позволяет разграничить те сферы, на которые ориентированы социальные программы компании. В соответствии с ней можно выделить внутрикорпоративный уровень, уровень рыночного воздействия, уровень общественного воздействия и уровень глобального воздействия. На каждом уровне – свои задачи, однако в то же время определенные стратегии КСО могут осуществляться на нескольких уровнях одновременно. Так, например, внедрение инноваций может не только способствовать экономическому прогрессу общества и укреплению позиций компании на рынке, но и оказывать положительное влияние на экологию, выходя тем самым на глобальный уровень воздействия.

- пирамида Кэролла

Данный подход опирается на разграничение того, какого вида ответственность существует у корпорации. Кэролл выделяет четыре вида ответственности компании – экономическую, правовую, этическую и филантропическую

Рисунок 3. Пирамида Кэрролла

- теория 3P

В соответствии с моделью 3P – Люди, Планета, Прибыль (от англ. People, Planet, Profit) – между тремя её элементами происходит постоянный симбиоз, и развитие одного из компонентов приводит к развитию остальных компонентов модели (рис.4). Теорию 3P в литературе также называют «принципом триединства» (от англ. triple bottom line, или 3BL, или TBL). Данный принцип, который часто используется как стандарт при составлении корпоративной социальной отчетности, подразумевает необходимость включения в корпоративный социальный отчет компании экономических, экологических и социальных вопросов. «Принцип триединства» был впервые использован как термин в 1994 году англичанином Джоном Элкингтоном – соучредителем агентства SustainAbility и одним из крупнейших исследователей концепции КСО. 13

Рисунок 4. Теория 3Р

- теория сфокусированной социальной ответственности Портера

Данный подход, сформулированный Майклом Портером в 1999 году, подразумевает внедрение стратегии КСО, направленной на конкретные группы стейкхолдеров с целью реализации социальных проектов, которые бы оптимизировали достижение как финансовых, так и социальных целей в деятельности компании. Основными задачами, по мнению Портера, становятся, во-первых, определение тех областей, в которых компании следует сфокусировать свою социальную ответственность для улучшения конкурентоспособности, а во-вторых, поиск эффективных путей реализации КСО.

Рисунок 6. Сочетание достижения экономических и социальных целей

Социальная ответственность подразумевает определенный уровень развития предприятия и добровольный отклик на социальные проблемы общества. Социальная ответственность подразумевает определенный уровень развития предприятия и добровольный отклик на социальные проблемы общества. Этот отклик означает соблюдение законодательно установленных норм и правил и осуществление деятельности сверх этих требований.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: