Роль информационных технологий в международной логистике

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ЛОГИСТИКЕ

Одной из основных задач современной логистики является максимальная координация материальных и информационных потоков при их объединении. Для решения этой задачи все шире применяется электронная обработка данных, автоматизация производства и внедрение других новых достижений при совершенствовании структуры информационных потоков в логистике.

Потоки информации играют в логистике ключевое значение, являясь «связующими «нитями», на которые нанизываются все элементы логистической системы.

По мере совершенствования логистических систем на предприятиях и в организациях стала ощущаться необходимость внедрения и широкого применения таких информационных систем, которые позволили бы органически объединить в одно целое все логистические подсистемы.

К концу двадцатого столетия достаточно ясно определились некоторые черты, которые станут доминирующими признаками экономики следующего века. Современные достижения в развитии глобальных информационных и коммуникационных технологий привели к формированию глобальной электронной среды для экономической деятельности, что, в свою очередь, открыло новые возможности в бизнесе и других сферах социально-экономической деятельности человека.

Одно из названий этой новой среды - «сетевая экономика» (networked economy), часто упоминаемое в сочетании со словом «глобальная». В докладе, подготовленном Европейской Комиссией, глобальная сетевая экономика определяется как «среда, в которой любая компания или индивид, находящиеся в любой точке экономической системы, могут контактировать легко и с минимальными затратами с любой другой компанией или индивидом по поводу совместной работы, для торговли, для обмена идеями и ноу-хау или просто для удовольствия». Многие специалисты связывают возникновение сетевой экономики с развитием информационных технологий, что приводит к эволюции современных экономических систем, развитию нерыночных механизмов регулирования и сетевых организационных структур. «В итоге возникает своего рода безотраслевая, сетевая экономика, основанная преимущественно на горизонтальных связях».

Предшественницами глобальной сетевой среды были внутрифирменные и корпоративные информационные сети, создаваемые в результате встраивания информационных технологий в процесс функционирования организаций. Бум создания корпоративных информационных систем пришелся на 80-е годы. Тогда же западные исследователи экономической эффективности внедрения информационных технологий обнаружили «парадокс производительности, означающий, что в результате этих внедрений производительность на объекте возрастает очень незначительно.

Поскольку Интернет является постоянно действующей глобальной сетью, предприниматели, поставщики, клиенты и др. имеют возможность эффективно общаться как в асинхронном режиме, используя E-mail, либо систему сетевых конференций, так и в режиме реального времени, учитывая, разумеется, разницу во временных поясах.

Однако не следует недооценивать коммерческое значение других стандартизированных видов связи, к которым относятся:

· e-mail (в настоящее время более 100 млн. посланий в день)- для передачи электронных данных от компьютера к компьютеру;

· On-line-Communication и дискуссионные группы для непосредственного информационного обмена в сети;

· Telnet и FTP (File Transfer Protocol - протокол передачи файлов) для обеспечения эксплуатации отдаленных компьютеров. Уже почти год идет также интенсивная дискуссия о возможностях использования Интернет-стандартов в рамках внутренней сети предприятия (Intranet). Технические средства для оборудования таких сетей представлены в большом ассортименте, однако «интеллигентное» применение их наблюдается в малом объеме.

Состояние техники на сегодня таково, что важнейшие риски с точки зрения безопасности - уничтожение или потеря данных, а также использование их не уполномоченным лицом (что приводит к частичному повышению расходов предприятия) - в значительной степени могут сокращаться. В настоящий момент ведутся работы по дальнейшему развитию Интернет-Стандартов и защитных «замковых» технологий, чтобы еще в большей степени снизить риски безопасности. Если эти риски даже переоцениваются, то специфические требования Know-How no профессиональному «внедрению» услуг Интернет в производство очень часто недооцениваются. Чтобы на долговременной основе успешно работать в Интернет и столь же долго получать производственные выгоды, необходимы дополнительные организационные и информационные возможности.

Одновременно Интернет способствует индивидуализации продуктов и поставок, и вместе с тем - уменьшению объема заказов и поставки. При этом выявляются более четкие измененные требования к логистической системе обслуживания в промышленности и торговле. Такие ее составляющие, как выполнение заказа, структура распределения, стратегия складирования и процесс складирования, ввод в действие (предприятия), транспорт, а также информационные системы должны быть основательно пересмотрены.

Использование электронного обмена данными на внутринациональном, а тем более на межнациональном уровне, в структуризированной форме (EDI) требует соблюдения специальных международно-признанных стандартов, поддерживаемых Организацией Объединенных Наций (ООН).

В международной логистике современные информационные технологии обеспечивают:

- получение необходимой информации для принятия решений по конфигурации международной цепи поставок и определения целей обслуживания клиентов;

- обмен информацией и обеспечение взаимодействия между ее участниками;

- контроль эффективности функционирования международной цепи поставок и принятие оперативных корректирующих решений.

Основные информационные технологии, используемые в международной логистике, и решаемые ими задачи представлены в таблице 7.1.

Таблица 7.1. Основные информационные технологии, используемые в международной логистике, и решаемые ими задачи

Технологии Решаемые задачи
получение информации для принятия решений по конфигурации цепи поставок и целям обслуживания клиентов обмен информацией между участниками контроль эффективности функционирования цепи поставок принятие оперативных корректирующих решений
Глобальной синхронизации данных   Х Х Х
RFID   Х Х Х
Электронная коммерция Х Х    
GIS Х      
GPS     Х Х

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: