(МЕТОД СИКС)
Метод системного изучения конкретной ситуации определяется нами как метод практической реализации системного подхода к изучению конкретной ситуации, способствующий формированию умений и навыков системного, аналитического, исследовательского и иных способов мышления, навыков и опыта выявления, формулирования, изучения и решения различных (в том числе проблемных) ситуаций.
Системные представления о существующих и будущих состояниях различных объектов окружающей действительности, а также всевозможных ситуациях, в том числе проблемных, имеющих непосредственное или опосредованное отношение к изучаемым объектам (а также способных изменить их состояние и поведение) предполагает системное изучение соответствующей информации. Определенную роль в этой связи может играть метод системного структурирования, изучения и свернутого представления информации о рассматриваемом объекте, на основе которого разработан метод системного изучения конкретной ситуации (метод СИКС) [3.5.1; 3.5.2].
|
|
Системное изучение конкретной ситуации, также как и метод анализа конкретных ситуаций, может быть отнесен к имитационным методам активного обучения [3.5.3].
В основе имитационных технологий, по мнению Д.В.Чернилевского, лежит имитационное или имитационно-игровое моделирование, т.е. воспроизведение в условиях обучения с той или иной мерой адекватности процессов, происходящих в реальной системе.
Анализ конкретной ситуации представляет собой глубокое и детальное исследование реальной или искусственной обстановки, выполняемое для того, чтобы выявить ее характерные свойства. Этот метод развивает аналитическое мышление обучающихся, системный подход к решению проблемы, выбирать критерии нахождения оптимального решения, учиться устанавливать деловые и профессиональные контакты, принимать коллективные
решения, устранять конфликты [3.5.4].
Как полагают авторы работы [3.5.5], сущность кейс-метода состоит в том, что учебный материал подается обучающимся в виде микропроблем, а знания приобретаются в результате их активной исследовательской и творческой деятельности по разработке решений.
В большей степени метод системного изучения конкретной ситуации применим для технического и профессионального образования и подготовки специалистов в высшем учебном заведении. Высокая эффективность метода выявлена при анализе различных учебных и педагогических ситуаций. Определенные положительные результаты при использовании данного метода были получены отдельными преподавателями на уроках истории, литературы, правоведения, географии. Высокий интерес у обучающихся вызывали самостоятельные работы, связанные с изучением и решением различных проблемных ситуаций. В целом метод системного изучения конкретной ситуации показал свою эффективность в проблемном обучении.
|
|
Для реализации ситуационного обучения часто используется так называемый кейс-метод, в соответствии с которым разрабатывается модель какой-нибудь реально существовавшей или существующей конкретной ситуации, проблемы. На основе различных источников информации обучающиеся анализируют ситуацию, выявляют суть проблемы и предлагают возможные пути ее решения. Имитируя творческую деятельность субъекта обучения, данный метод способствует получению новых знаний, формированию умений и навыков самостоятельного анализа и решения различных проблем, принятия решения и т.д. [3.5.6].
Как показали наши исследования, эффективность кейс-метода существенно повышается в случае его использования на основе предлагаемого метода изучения конкретной ситуации.
Общая схема системного изучения конкретной ситуации показана на рис.3.5.1, где:
(1) - Цель (цели) системного изучения конкретной ситуации.
(2) - Конкретная ситуация, требующая своего изучения. Для использования в учебном процессе создается банк учебных, проблемных, педагогических, производственных, управленческих и
иных ситуаций;
Конкрет- ная ситуация |
Анализ. Синтез |
Моделирование |
Условия |
Влияющие факторы |
Опыт других. Свой опыт |
Практика |
Исследование |
Проблемы |
Прогноз |
Совершенствование Инновации |
Иное |
Рис.3.5.1. Системное изучение конкретной ситуации (СИКС)
(3) - Виды деятельности и действий, способствующих целостному изучению проблемной ситуации:
- анализ ситуации и поведения (действий) людей. Кроме того анализируются: основные понятия, соответствующая область знаний, нормативные правовые акты и т.д.;
- возможное моделирование ситуации;
- условия существования, функционирования и развития ситуации;
- изучение и учет (внешних и внутренних, положительных и отрицательных) влияющих факторов и последствий их воздействия на изучаемую ситуацию;
- изучение существующей практики решения подобных ситуаций и практическая деятельность по изучению и решению проблем;
- исследование ситуации и иных, связанных с этой ситуацией вопросов и проблем;
- выявление, систематизация и поиск решения проблем, вызванных изучаемой ситуацией или связанных с ее изучением; реализацией полученных результатов и т.д.;
- прогноз развития ситуации и последствий;
- изучение опыта других по изучению и решению аналогичных ситуаций, формирование собственного опыта системного подхода к изучению конкретной ситуации; аналитической, исследовательской, практической, прогностической и иной деятельности, обобщения полученных результатов, принятия решений и т.д.;
- совершенствование способов, методов, процедур изучения ситуации, поведения людей в рассматриваемых ситуациях и т.д., разработка социальных, управленческих и иных инноваций, связанных с изучением, решением, необходимым и возможным использованием рассматриваемых ситуаций и т.д.
В некоторых случаях обучающиеся могут разрабатывать целевые программы реагирования на определенные «отрицательные» ситуации и влияющие факторы, предупреждения и ликвидации последствий их развития и т.д.;
- иное.
(4) - Обобщение (включая графическое обобщение)
результатов системного изучения конкретной ситуации;
(5) - Получение, обработка и представление полученных результатов, формулирование выводов и предложений, принятие решения, подготовка рефератов, докладов, отчетов, статей и т.д.
Одним из важных результатов изучения конкретной ситуации является конструирование концептуальной модели системы изучаемой ситуации.
|
|
(6) - Целесообразное использование межпредметных связей, обеспечивающих повышение эффективности и качества процессов изучения конкретной ситуации, перенос полученных актуальных знаний и умений в другие дисциплины, области знания и деятельности и т.д.;
(7) - Выявление и учет взаимного влияния ситуации и внешней социальной, экономической, экологической, политической и иной среды.
(8) - Обратная связь.
Рассмотрение конкретной ситуации целесообразно осуществлять с одновременных и необходимым изучением ее «надсистемы» и взаимодействия с иными объектами внешней среды. При изучении состояния ситуации предлагается также учитывать момент и предпосылки ее возникновения. Не менее важным является изучение динамики развития ситуации, прогноза ее дальнейшего функционирования и ожидаемых в этой связи последствий.
Метод СИКС способствует формированию и развитию умений и навыков системного мышления и системного подхода к изучению различных, в том числе проблемных, ситуаций.