Системное изучение конкретной ситуации

(МЕТОД СИКС)

Метод системного изучения конкретной ситуации определяется нами как метод практической реализации системного подхода к изучению конкретной ситуации, способствующий формированию умений и навыков системного, аналитического, исследовательского и иных способов мышления, навыков и опыта выявления, формулирования, изучения и решения различных (в том числе проблемных) ситуаций.

Системные представления о существующих и будущих состояниях различных объектов окружающей действительности, а также всевозможных ситуациях, в том числе проблемных, имеющих непосредственное или опосредованное отношение к изучаемым объектам (а также способных изменить их состояние и поведение) предполагает системное изучение соответствующей информации. Определенную роль в этой связи может играть метод системного структурирования, изучения и свернутого представления информации о рассматриваемом объекте, на основе которого разработан метод системного изучения конкретной ситуации (метод СИКС) [3.5.1; 3.5.2].

Системное изучение конкретной ситуации, также как и метод анализа конкретных ситуаций, может быть отнесен к имитационным методам активного обучения [3.5.3].

В основе имитационных технологий, по мнению Д.В.Чернилевского, лежит имитационное или имитационно-игровое моделирование, т.е. воспроизведение в условиях обучения с той или иной мерой адекватности процессов, происходящих в реальной системе.

Анализ конкретной ситуации представляет собой глубокое и детальное исследование реальной или искусственной обстановки, выполняемое для того, чтобы выявить ее характерные свойства. Этот метод развивает аналитическое мышление обучающихся, системный подход к решению проблемы, выбирать критерии нахождения оптимального решения, учиться устанавливать деловые и профессиональные контакты, принимать коллективные

решения, устранять конфликты [3.5.4].

Как полагают авторы работы [3.5.5], сущность кейс-метода состоит в том, что учебный материал подается обучающимся в виде микропроблем, а знания приобретаются в результате их активной исследовательской и творческой деятельности по разработке решений.

В большей степени метод системного изучения конкретной ситуации применим для технического и профессионального образования и подготовки специалистов в высшем учебном заведении. Высокая эффективность метода выявлена при анализе различных учебных и педагогических ситуаций. Определенные положительные результаты при использовании данного метода были получены отдельными преподавателями на уроках истории, литературы, правоведения, географии. Высокий интерес у обучающихся вызывали самостоятельные работы, связанные с изучением и решением различных проблемных ситуаций. В целом метод системного изучения конкретной ситуации показал свою эффективность в проблемном обучении.

Для реализации ситуационного обучения часто используется так называемый кейс-метод, в соответствии с которым разрабатывается модель какой-нибудь реально существовавшей или существующей конкретной ситуации, проблемы. На основе различных источников информации обучающиеся анализируют ситуацию, выявляют суть проблемы и предлагают возможные пути ее решения. Имитируя творческую деятельность субъекта обучения, данный метод способствует получению новых знаний, формированию умений и навыков самостоятельного анализа и решения различных проблем, принятия решения и т.д. [3.5.6].

Как показали наши исследования, эффективность кейс-метода существенно повышается в случае его использования на основе предлагаемого метода изучения конкретной ситуации.

Общая схема системного изучения конкретной ситуации показана на рис.3.5.1, где:

(1) - Цель (цели) системного изучения конкретной ситуации.

(2) - Конкретная ситуация, требующая своего изучения. Для использования в учебном процессе создается банк учебных, проблемных, педагогических, производственных, управленческих и

иных ситуаций;

 
Конкрет- ная ситуация
Анализ. Синтез
Моделирование
Условия
Влияющие факторы
Опыт других. Свой опыт
Практика
Исследование
Проблемы
Прогноз
Совершенствование Инновации
Иное
 
 



Рис.3.5.1. Системное изучение конкретной ситуации (СИКС)

(3) - Виды деятельности и действий, способствующих целостному изучению проблемной ситуации:

- анализ ситуации и поведения (действий) людей. Кроме того анализируются: основные понятия, соответствующая область знаний, нормативные правовые акты и т.д.;

- возможное моделирование ситуации;

- условия существования, функционирования и развития ситуации;

- изучение и учет (внешних и внутренних, положительных и отрицательных) влияющих факторов и последствий их воздействия на изучаемую ситуацию;

- изучение существующей практики решения подобных ситуаций и практическая деятельность по изучению и решению проблем;

- исследование ситуации и иных, связанных с этой ситуацией вопросов и проблем;

- выявление, систематизация и поиск решения проблем, вызванных изучаемой ситуацией или связанных с ее изучением; реализацией полученных результатов и т.д.;

- прогноз развития ситуации и последствий;

- изучение опыта других по изучению и решению аналогичных ситуаций, формирование собственного опыта системного подхода к изучению конкретной ситуации; аналитической, исследовательской, практической, прогностической и иной деятельности, обобщения полученных результатов, принятия решений и т.д.;

- совершенствование способов, методов, процедур изучения ситуации, поведения людей в рассматриваемых ситуациях и т.д., разработка социальных, управленческих и иных инноваций, связанных с изучением, решением, необходимым и возможным использованием рассматриваемых ситуаций и т.д.

В некоторых случаях обучающиеся могут разрабатывать целевые программы реагирования на определенные «отрицательные» ситуации и влияющие факторы, предупреждения и ликвидации последствий их развития и т.д.;

- иное.

(4) - Обобщение (включая графическое обобщение)

результатов системного изучения конкретной ситуации;

(5) - Получение, обработка и представление полученных результатов, формулирование выводов и предложений, принятие решения, подготовка рефератов, докладов, отчетов, статей и т.д.

Одним из важных результатов изучения конкретной ситуации является конструирование концептуальной модели системы изучаемой ситуации.

(6) - Целесообразное использование межпредметных связей, обеспечивающих повышение эффективности и качества процессов изучения конкретной ситуации, перенос полученных актуальных знаний и умений в другие дисциплины, области знания и деятельности и т.д.;

(7) - Выявление и учет взаимного влияния ситуации и внешней социальной, экономической, экологической, политической и иной среды.

(8) - Обратная связь.

Рассмотрение конкретной ситуации целесообразно осуществлять с одновременных и необходимым изучением ее «надсистемы» и взаимодействия с иными объектами внешней среды. При изучении состояния ситуации предлагается также учитывать момент и предпосылки ее возникновения. Не менее важным является изучение динамики развития ситуации, прогноза ее дальнейшего функционирования и ожидаемых в этой связи последствий.

Метод СИКС способствует формированию и развитию умений и навыков системного мышления и системного подхода к изучению различных, в том числе проблемных, ситуаций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: