Экоразвитие – экологически ориентированное социально-экономическое развитие. Рост благосостояния людей должен происходить только за счет качественных преобразований экономики и производства на фоне постепенного количественного демографического и материально-потребительского отступления.
Главные целевые функции в структуре управления – закон, кадастр, экономика, контроль и организация.
ЗАКОН. Создание целостной законодательной системы экологического права. Разработка, совершенствование и утверждение законов и других нормативно-правовых актов, охватывающих все аспекты изучения, эксплуатации, экономического использования и охраны природных ресурсов, а также порядка применения этих законов и норм.
Построение законодательной системы природопользования предполагает возможно полную кодификацию многочисленных правовых и нормативных актов и создание поресурсных кодексов – земельного, водного, горного, лесного, биоресурсного.
КАДАСТР – систематизированный свод сведений, составляемых периодически или путем непрерывных наблюдений над соответствующим объектом. Введение комплексных кадастров природных ресурсов. Изучение и учет потенциалов, запасов и оборота (самовозобновления) природных ресурсов.
|
|
В сферу изучения, учета и ведения государственных кадастров кроме традиционных природных объектов должны войти и такие природные ресурсы, как ассимиляционный потенциал, продукционный потенциал, климатические ресурсы, экологическая техноемкость территорий.
ЭКОНОМИКА. Формирование тотальной системы платности и политики цен на природные ресурсы. Введение экономических распределительных функций и конкурсного подхода в комплексное использование ресурсов и в разные по назначению направления использования одного и того же ресурса. Оценка себестоимостей различных этапов изучения, освоения, использования и воспроизводства ресурсов, а также определение цены неприкосновенности ресурса. Формирование эффективной инвестиционной политики, экономическое стимулирование ресурсосбережения.
КОНТРОЛЬ за соблюдением законов, стандартов, норм и лимитов, касающихся эксплуатации и охраны природных ресурсов – одна из важнейших функций государственного управления. Контроль лицензирования. Разработка системы санкций за нарушение рационального природопользования.
ОРГАНИЗАЦИЯ. Формирование оптимальной организационной структуры государственного управления экоразвитием и экологизацией на всех уровнях. Разграничение прав и обязанностей по управлению природными ресурсами и экологическим контролем и надзором. Формирование единой информационной системы природно-ресурсного мониторинга. Организация научных исследований и технических изысканий во всех сферах природопользования.
|
|
Первоочередные задачи управления экоразвитием предполагают:
- проблемный анализ экологической и эколого-экономической ситуации в стране;
- выбор приоритетов развития, разработку и утверждение национальной экологической политики с учетом региональных особенностей;
- разработку государственной долговременной стратегической программы эколого-экономического развития;
- формирование системы функций управления эколого-экономическим развитием;
- формирование организационной структуры и органов управления эколого-экономическим развитием.
Требования к организационным структурам:
- быть неотъемлемой частью общей структуры управления государством;
- отражать все основные цели и задачи экоразвития;
- не иметь дублирующих структурных подразделений;
- иметь высокий профессионализм кадров;
- быть адекватной системе природоохранного законодательства.
Экологическая аттестация и паспортация – составная часть экоразвития – контроль экологической регламентации хозяйственной деятельности. Предназначены для документального описания эколого-экономических характеристик объектов природоохранной деятельности.
Экологический паспорт предприятия содержит нормативно-справочную, фактографическую и отчетную информацию о природоемкости производства. Паспорт разрабатывается с целью учета всех видов техногенных воздействий на окружающую среду и сравнительного анализа вклада различных производственных процессов в общую природоемкось.
Экологический паспорт территории – совокупная характеристика природных комплексов, социально-демографической структуры и хозяйства территории с позиций соизмерения природного и производственного потенциала.
Банк эколого-экономической информации (БЭЭИ) – комплекс средств для унифицированного сбора, централизованной отработки и многоцелевого использования данных о состоянии всех структур и объектов природопользования.
В банке должны быть представлены следующие основные функциональные блоки:
- блок данных о техногенных потоках;
- блок данных о природном потенциале территории;
- блок нормативов;
- блок моделей и прикладных программ.
Процедура ОВОС (оценка воздействия на окружающую среду) намечаемой деятельности – это предварительное определение характера и степени опасности всех потенциальных видов влияния и оценка экологических, экономических и социальных последствий осуществления проекта; структурированный процесс учета экологических требований в системе подготовки и принятия решений о хозяйственном развитии.
ОВОС предусматривает вариантность решений, учет территориальных особенностей и интересов населения.
ОВОС организуется и обеспечивается заказчиком проекта с привлечением компетентных организаций и специалистов. При необходимости для проведения ОВОС выполняются специальные инженерно-экологические изыскания.
В ходе ОВОС должны быть рассмотрены:
- цель и необходимость предлагаемого проекта;
- реальные альтернативы, включая нулевой вариант (отказ от проекта);
- состояние окружающей среды на данный момент;
- виды, характер и степень воздействия на окружающую среду;
- изменение состояния среды при осуществлении предлагаемых вариантов;
- возможности предупреждения и уменьшения вредных воздействий на окружающую среду и здоровье населения.
Общим итогом ОВОС является официальное «Заявление о воздействии на окружающую среду». Заявление выступает как самостоятельный документ, предназначенный для органов, принимающих решения о судьбе проектов. Результаты ОВОС вместе с заявлением об экологических последствиях являются основными документами, рассматриваемыми при экологической экспертизе.
|
|
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА и законности ее выводов, независимости, вневедомственности – это специальное изучение хозяйственных и технических проектов, объектов и процессов с целью обоснованного заключения об их соответствии экологическим требованиям, нормам и регламентам.
Государственная экологическая экспертиза осуществляется на принципах обязательности ее проведения, научной обоснованности в организации и проведении широкой гласности и участия общественности.
Экологическая экспертиза выполняет функции предупредительного контроля проектной документации и функции надзора за экологическим соответствием результатов реализации проектов.
Объектами экологической экспертизы являются:
- все виды предплановой и предпроектной документации по развитию и размещению производительных сил;
- технико-экономические обоснования и проекты;
- документация по созданию новой техники и технологий;
- проекты документации, регламентирующей природополльзование;
- материалы, характеризующие экологическую ситуацию;
- хозяйственные объекты в процессе строительства, пуска и эксплуатации в порядке надзора.
Важным требованием к экологической экспертизе является ее независимость, подчинение только законам, нормам, стандартам и объективным экологическим требованиям. Заключение экологической экспертизы – юридический документ, эксперты несут ответственность за представленные выводы. Повторная экспертиза проводится лишь в том случае, если строго и объективно доказана серьезная ошибка экспертов, либо вскрылись новые обстоятельства.
Актуальные проблемы организации управления природопользованием в Украине.
Современная ситуация. Организация управления природопользованием – одна из важнейших государственных задач. Для Украины это актуально в связи с дефицитом некоторых ресурсов (нефть, газ, уголь и т.д.) и по причине значительного отставания в организации управления природопользованием. При этом ведомственные мотивы в столкновениях за власть над ресурсами преобладают над задачами их сохранения, возобновления, целесообразного неистощительного использования.
|
|
Современная система управления использованием и охраной природных ресурсов, ее отражение в законодательстве имеют три тесно взаимосвязанных аспекта: политический, экономический и административный.
ПОЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ проблемы разграничения полномочий и функций между региональными органами исполнительной власти. Ситуация, при которой сталкиваются остатки старой тенденции «суверенизации» регионов.
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ проблемы связан с определением отношений и прав собственности на природные ресурсы и разработкой обоснованной системы платности использования ресурсов. Решение проблем собственности и платности – важное условие повышения эффективности экономики и уменьшения экологической напряженности.
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ АСПЕКТ управления природопользованием содержит ряд проблем распределения функций и формирования оптимальных функциональных и организационных структур.
Основные условия, необходимые для реализации концепции экоразвития.
1. Наличие глубоко проработанной государственной политики, подкрепленной долгосрочной стратегической программой.
2. Наличие глубоко проработанного законодательства в области природопользования и охраны окружающей среды.
3. Достаточное финансовое и материальное обеспечение.
4. Участие населения в процессе выработки и принятия решений по задачам экоразвития.
5. Правильная кадровая политика, при которой доступ к власти и управлению природопользованием определяется профессионализмом и компетентностью.
примеры тестовых заданий:
1. Рост благосостояния человека целесообразно осуществить за счет:
а) интенсивного использования окружающей среды;
б) экстенсивного использования окружающей среды;
2. Качество окружающей среды находится в зависимости от уровня материального потребления:
а) да;
б) нет;
3. Государственный кадастр природных ресурсов предназначен для:
а) анализа и прогнозирования ресурсной базы экономики;
б) поддержания качества окружающей среды;
4. Укажите, какие природные ресурсы входят в сферу учета:
а) ассимиляционный и продукционный потенциал;
б) климатические ресурсы и экологическая техноемкость территорий;
5. Управление национальным и региональным экоразвитием предполагает:
а) проблемный анализ экологической и эколого-экономической ситуации;
б) разработку государственной стратегической программы эколого-экономического развития;
6. Экологический паспорт предприятия разрабатывается с целью:
а) учета всех видов техногенных воздействий на окружающую среду;
б) определения экономических затрат на возмещение экологического ущерба;
7. Экологическая аттестация предусматривает:
а) регламентирование хозяйственной деятельности;
б) документирование эколого-экономических характеристик объектов;
8. Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) представляет собой:
а) предварительное определение характера и степени опасности всех потенциальных видов влияния;
б) оценку экологических, экономических и социальных последствий осуществления проекта;
9. Экологическая экспертиза выполняет функции:
а) предупредительного контроля;
б) надзора за экологическим соответствием результатов реализации проекта;
10. Механизмы экологического контроля включают:
а) экологический мониторинг;
б)законы прямого действия
ОТВЕТЫ:
1 – а; 2 – а; 3 – а,б; 4 – а,б; 5 – а,б; 6 – а; 7 – б; 8 – а,б; 9 – а,б; 10 – а.
Литература
1. Голубец М. А., Кучерявый В. А., Генсирук С. А. Экология и охрана природы. -К.: 1990. -216 с.
2. Одум Ю. Экология. -М.; 1986.
3. Новиков Г. А. Основы общей экологии и охраны природы. -Л., 1979.
4. Исаченко А. Г. Оптимизация окружающей среды. -М., 1980.
5. Балацкий О. Ф. Экология и экономика. -К.: Урожай., 1986.