З.З.б. Здравоохранение и социальная работа

Подготовка социальных работников для служб здравоохра­нения. Число социальных работников, занятых в здравоохране­нии США, начиная с 60-х годов удвоилось и сейчас составляет приблизительно 45 тыс. 45 % членов Национальной ассоциации социальных работников участвуют в программах медицинской или психиатрической помощи.

Успехи службы социальной помощи в области здравоохране­ния вызвали повышение интереса к специальному медицинскому образованию. В 1975 г. Общество руководителей социальной рабо­ты в больницах при Ассоциации американских больниц и Совет по образованию в области социальной работы рекомендовали обес­печить более основательную научную базу для обучения соци­альных работников и усовершенствовать учебные планы по био­логии, психологии и обретению практических навыков. Сочета­ние растущего количества социальных работников в медицинских учреждениях и уровня их профессионализма в этой области спо­собствовало выработке стандартов современной практики. Амери­канская ассоциация социальных работников здравоохранения и


Ассоциация американских больниц приступили к созданию таких нормативов еще в 20-е годы. Нормативы современной социальной практики в здравоохранении усовершенствованы Национальной ассоциацией социальных работников. В 1982 г. специализирован­ные нормативы для социальных работников в областях, связан­ных с потерей трудоспособности по возрасту и почечной болез­нью в последней стадии, пополнили нормативы социальной рабо­ты в учреждениях системы здравоохранения. Более того, многие социальные работники узких специализаций (в частности, пери­натальной практики, онкологии и нефрологии) объединились в группы, установившие контакты с национальными специализи­рованными организациями, например, с Американским онколо­гическим обществом.

Увеличение количества школ, готовящих социальных ра­ботников для медицины, отражает растущие требования профес­сиональных медработников к соответствующей подготовке буду­щих специалистов в области социальной работы.

Одной из проблем, с которой сталкиваются факультеты социальной подготовки, является создание таких учебных пла­нов, которые отражали бы специфические цели и задачи соци­альной работы в здравоохранении и давали знания, необходи­мые для компетентной практики в учреждениях этой системы.

Цели и задачи социальной работы в здравоохранении. Основ­ная задача профессиональных работников здравоохранения — это забота о физическом и психическом здоровье пациента. Что каса­ется социальных работников, занятых в этой сфере, то их задачи могли бы быть сформулированы следующим образом:

1. Оценить психосоциальные стрессы и стрессы, вызывае­
мые воздействием факторов внешней среды, с которыми стал­
киваются физически больные пациенты и их семьи, и оказать
непосредственную социально-терапевтическую поддержку.

2. Помочь пациентам и их семьям получить максимальную
пользу от социальных программ здравоохранения.

3. Создать социальные программы по охране здоровья, вклю­
чая действенные и приемлемые профилактические программы
для населения.

4. Гуманизировать программы лечебных учреждений в ин­
тересах пациентов и поставить их на службу обществу.


5. Способствовать всестороннему лечению пациентов в тес­
ном сотрудничестве с врачами и другими медицинскими работ­
никами.

6. Участвовать в анализе сложившегося положения и в раз­
работке мер по улучшению социальной политики в области здра­
воохранения и планировать ее развитие.

7. Привлекать население к участию в социальной помощи
и способствовать повышению уровня его информированности.

8. Оценивать и улучшать социальную медицинскую под­
держку, беря на себя инициативу и ответственность.

Чтобы поддерживать социальное функционирование ин­дивидов, семей, общин и социума в целом, система социальной помощи руководствуется в своей деятельности всесторонним це­лостным подходом к человеку и обществу.

Если прежде в образовании социальных работников основ­ным считались психологические и межличностные элементы этого подхода, то теперь учебный план подчеркивает социальные, куль­турные, общественные и физические аспекты социальной работы.

Особенности профессиональной деятельности социальных работников в сфере здравоохранения. В середине 80-х годов учеб­ные планы подготовки социальных работников в области здра­воохранения были значительно усовершенствованы. Появилось значительное количество учебных программ, разработанных для специализированной подготовки. В основе этих программ лежали определенные общие предпосылки.

Социальный работник привносит свои профессиональные знания и навыки в деятельность медицинских учреждений. Од­нако, работая в медицинских учреждениях, социальный работ­ник приспосабливается к специфике их целей и задач. Для пони­мания нужд больного, находящегося в больнице, социальный работник должен знать природу болезни и учитывать множество психологических, социальных и физиологических факторов, от­носящихся к болезни и уходу за пациентом. Этиологические фак­торы не всегда просты или очевидны, и социальный работник должен учитывать, что адаптация к болезни — дело не только самого пациента. Исследуя связь между физическим и психичес­ким состоянием, профессиональный социальный работник, за­нятый в здравоохранении, должен принимать во внимание се-


мейные, этнические и культурные предпосылки, а также соци­ально-экономическое положение пациента.

Социальный работник здравоохранения всегда взаимодей­ствует с врачами различных специальностей, сестрами и другим медицинским персоналом больницы, приобретая соответствую­щие знания и опыт. Находясь в медицинском учреждении, он должен овладеть терминологией современного здравоохранения.

Сложная система организации, которую предлагают служ­бы охраны здоровья, подвержена влиянию многих взаимодей­ствующих факторов. Чтобы понять работу этих систем, социаль­ному работнику необходим концептуальный подход к организа­ции и набор методик вмешательства в целях защиты и поддерж­ки пациента. Студентам, собирающимся стать социальными ра­ботниками здравоохранения, необходимы глубокие знания от­носительно направлений развития здравоохранения, программ и служб, а также специальные навыки для взаимодействия с сис­темой службы здоровья. Кроме того, они обязаны вникать в суть происходящих в социальной политике изменений, которые вли­яют на обеспечение служб медицинской помощи.

Помимо этого социальные работники системы здравоохра­нения должны учитывать личность пациента, обстоятельства его семейной жизни. В своей практической деятельности им следует проводить консультирование больного, его семьи или их друзей и соседей, объяснять им суть социальной политики и их права. Социальный работник больницы должен уметь оказывать услу­ги, связанные с процессом реабилитации больных после выпис­ки из больницы, что очень важно, поскольку действенная реа­билитация — это ключ к выздоровлению пациента.

Развитие специализированной подготовки социальных работ­ников здравоохранения. Несмотря на то что цели, задачи и пробле­мы, знание которых необходимо для практической деятельности социальных работников в здравоохранении, в достаточной мере изучены, тем не менее остается немало сложных вопросов. В плане развития специализированного образования социальных работни­ков здравоохранения начинающему социальному работнику нуж­ны достаточно разнообразные медицинские знания для практи­ческой деятельности в лечебном учреждении. Как лучше органи­зовать такое обучение? Как следует осуществить связь между ака­демической программой и практикой в школе социальной подго-


товки? Какое место в образовании социальных работников долж­на занять такая специализация? Насколько специфика медицинс­кого учреждения может быть интегрирована в двухгодичную про­грамму подготовки специалиста по социальной работе? Сколько часов следует отвести приобретению практических навыков и прак­тическим занятиям, повышению квалификации? И наконец, по­скольку новые технологии делают здравоохранение более слож­ным, каким образом в образовательный процесс включить овла­дение знаниями и навыками, необходимыми для понимания уз­ких медицинских специализаций?

В дополнение к традиционному поиску сближения меди­цинских курсов с практикой социальной работы некоторые шко­лы подготовки социальных работников здравоохранения гото­вы предложить совместные программы повышения квалифика­ции или включить в планы социальной работы практические курсы, необходимые для оказания помощи пациентам. К тому же созданы консорциумы школ и университетов для совмест­ного обучения студентов преподавателями социальной работы и врачами в клинических учреждениях. Очевидно, наиболее эф­фективна модель, когда преподаватель-практик высшего учеб­ного заведения работает в учреждении здравоохранения, т. е. когда социальньный работник является в то же время профес­сионалом-медиком.

Существует мнение, что даже очень высокая квалифика­ция преподавателя (на уровне магистра) не обеспечивает сту­денту адекватного уровня компетенции, необходимого ему как специалисту-практику. Поэтому для продолжения специализи­рованного образования была предложена трехлетняя клиничес­кая интернатура.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: