Социальная работа и гуманитарные услуги

Термин «гуманитарные услуги» стал в последние годы попу­лярен. Он обозначает такие социальные услуги, как образование, здравоохранение, психотерапия, жилищное строительство, благо­творительность, консультации, услуги для престарелых, уход за умственно отсталыми, отдых, исправительные заведения и орга­ны правосудия, услуги семьям, уход за детьми, услуги для людей с физическими и умственными недостатками, профессиональная реабилитация и т. п. Услуги, предназначенные для защиты или восстановления благополучия граждан, обычно дополняют помощь семье и рыночные механизмы их получения. Как универсальные услуги, так и услуги для отдельных групп с различными потреб­ностями попадают в число гуманитарных услуг.

Обычно термины «гуманитарные услуги», «социальные ус­луги» и «гуманитарные ресурсы» используются как взаимозаме­няемые. Профессионалы, занятые в любой из этих сфер, называ­ются, таким образом, профессиональными работниками в сфере гуманитарных услуг. Однако те из них, кто находится внизу иерархической профессиональной лестницы, возможно с целью упрочнить свое социальное положение используют это определе­ние чаще, чем профессионалы, уже имеющие высокий соци­альный статус (например, судьи и врачи).

3.3.4. Административное управление в социальном
обеспечении

По мере расширения и усложнения системы социального обеспечения усиливалось понимание необходимости соответству­ющего контроля и управления. Все яснее проявлялась потребность в управленческих кадрах, способных решать социально-полити­ческие вопросы, обладающих не только сугубо техническими на­выками, но и вникающими в содержательную сторону и этичес­кие аспекты социальной работы.

Административное управление рассматривается как один из основных методов практической деятельности в социальной сфере, но в более широком плане включает также ответствен-


ность за достижение целей и эффективное функционирование организации. Управленческий персонал делит ответственность с руководителями общественных организаций, больниц и учреж­дений образования еще шире — с руководителями сектора част­ных и полуобщественных организаций, предоставляющих соци­альные услуги.

Обсуждая проблемы управления, современные авторы вы­деляют структурные и поведенческие аспекты, рационально-тех­нические элементы, ресурсы, ограничения со стороны окружа­ющей среды, а также политический контроль. Управление — это, по сути, политический процесс на основе дефицита, в ходе ко­торого устанавливается, когда, как, кому и почему предоставля­ются услуги. С учетом данного обстоятельства управление приоб­ретает все более важное значение в качестве ядра, основного метода всей социальной работы.

В рамках отдельной организации управление представляет собой совокупность следующих процессов:

- формулирование политической линии и представление ее
в виде оперативных целей;

- разработка программы и руководство ее реализацией;

- организация финансирования и обеспечение ресурсами;

- руководство деятельностью организации и взаимодействие
между организациями;

- руководство и контроль за персоналом;

- выполнение представительских функций и связь с обще­
ственностью;

- просветительство;

- контроль, оценка и внедрение инноваций с целью повы­
шения эффективности работы.

В организациях, занятых социальным обслуживанием, уп­равленческая деятельность направлена на повышение эффектив­ности оказываемых услуг в соответствии с общественными цен­ностями и законами. При этом она во многом обусловливается такими факторами, как географическое положение, клиентура, технология и профессиональная идеология. Предполагается, что управление осуществляется несколькими людьми на разных уров­нях организационной структуры. Число людей, которые разделя­ют между собой ответственность за управление, зависит от мас­штаба деятельности и структуры организации.


Соответственно управление, помимо управленческой деятель­ности, направленной на координацию, контроль и интеграцию функций агентства, предполагает также выработку политической линии и системы оказания услуг. В сферу ответственности админи­стратора входит переложение политической линии в конкретные программы, равно как и их обновление и корректировка.

Функции управления осуществляются через ряд взаимосвя­занных видов деятельности. В их число входят:

- постановка и ранжирование целей;

- планирование способов достижения целей, в том числе
обеспечение необходимыми материальными и нематериальными
ресурсами;

- контроль и координация деятельности членов организации;

- обсуждение и решение проблем;

- развивающийся и управляемый персонал;

- установление связей и информационное обеспечение;

- контроль за качеством и количеством услуг, предоставля­
емых клиентам;

- оценка будущих потребностей организации;

- выполнение представительских функций организации во
внешнем мире.

Эти виды деятельности осуществляются на различных уров­нях. Так, на институциональном уровне организация взаимодей­ствует с внешней средой в целях выполнения своих задач, полу­чения ресурсов, осуществления коммуникативных или предста­вительских функций. Деятельность на управленческом уровне включает планирование, разработку проектов, руководство, рас­пределение сил и средств, координацию, информацию, конт­роль, внесение коррективов и оценку. На техническом уровне осу­ществляется сбор и обработка данных о количестве клиентов, со­вершенствование, налаживание и интеграция технологического про­цесса, контроль за персоналом и повышение его квалификации, контроль и оценка качества, расширение ассортимента услуг и совершенствование форм их предоставления. Хотя каждый из этих уровней имеет свои специфические функции, наблюдается и оп­ределенное их совпадение. Более того, действия и способы их осу­ществления на одном уровне оказывают непосредственное влия­ние на управленческое поведение на других уровнях.


Динамичное руководство и управление играют решающую роль в вопросе выживания и эффективного функционирования органов социального обеспечения в часто меняющемся и далеко не всегда благожелательно настроенном окружении. Такое управ­ление должно основываться на знаниях об эффективном управ­лении, а также на личных убеждениях. Сюда относятся вопросы этики и морали, которые должны согласовываться с основными ценностями демократического общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: