I. Пояснительная записка

М. В. Шайкова

Психология преступности

Учебно-методический

Комплекс

Курск 2012

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Курский государственный университет»

Кафедра уголовного права и процесса

Психология преступности

Учебно-методический комплекс

Юридический факультет

Очная форма обучения

Курск 2012

Печатается по решению Редакционно-издательского совета университета

УДК 159.9:34(075.8)

ББК 88.4 я 73

Ш12

Рецензенты:

И.Б. Лагутин, кандидат юридических наук, доцент;

Е.В. Корецкая, кандидат психологических наук, доцент КИСО (филиал)РГСУ

Шайкова М.В.

Психология преступности: Учебно-методический комплекс [Текст ] сост. М.В. Шайкова; Курск. гос. ун-т. – Курск, 2012. – 37 с.

Автор:

Шайкова Марина Витальевна – кандидат психологических наук, доцент кафедры уголовного права и процесса Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Курский государственный университет».

В состав представленного учебно-методического комплекса входят рабочая программа, а также материалы, способствующие оптимальной организации учебного процесса по курсу «Психология преступности» и усвоению студентами юридического факультета, изучающими данный курс, информации, касающейся частных вопросов криминальной психологии.

Учебное пособие составлено с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по курсу «Психология преступности».

© М.В. Шайкова, 2012

© Курский государственный университет, 2012

СОДЕРЖАНИЕ

I. Пояснительная записка…………………………………………………………….5

II. Содержание курса………………………………………………………………….8

III. Содержание семинарских занятий……………………………………………....14

IV. Содержание самостоятельной работы студентов………………………………22

V. Задание в тестовой форме………………………………………………………..25

VI. Перечень вопросов к зачету……………………………………………………...30

VII. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины…...............................................................................................................32

VIII. Схема распределения учебного времени по видам работы…………………35

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Повышение эффективности борьбы с преступностью, решение проблем, связанных с процессами становления правового государства, предполагает использование в правоохранительной и правоприменительной деятельности современных достижений различных наук, среди которых особое место занимает психологическая наука и ее прикладная отрасль – психология преступности.

Преступность и психология преступности как одна из отраслей психологического знания имеет множество точек соприкосновения с юридическими науками и выполняет функции психологического обеспечения юридической деятельности, направленной на неукоснительное соблюдение норм права в работе правоохранительных и правоприменительных органов.

Программа предназначена для подготовки юристов, то есть специалистов, осуществляющих правовые мероприятия по борьбе с преступностью и правонарушениями, которые представляют собой сложные социально – правовые и социально – психологические явления.

Работа по раскрытию преступлений, изобличению преступников, определению им меры наказания, а также деятельность по ресоциализации личности может быть успешно при глубоком и основательном знании психологии вообще и той ее части, которая соприкасается с юридической деятельностью во всей ее многозначности.

В программе предусматриваются новые современные педагогические и психологические технологии в проведении занятий, которые в полной мере способствуют развитию познавательных способностей студентов на таких их формах как семинары, практические занятия, деловые игры. Важнейшей методической особенностью является отработка будущими специалистами наиболее сложных практических вопросов юридической психологии в ходе психологического практикума.

Студенты обязаны дать психологический анализ той или иной правовой ситуации и изложить свою психолого-правовую версию ее решения. Данный методический прием предполагает критическое осмысление обучаемыми конфликтных ситуаций, приобретение определенных практических навыков принятия эффективных решений.

Преподавание и изучение «Психология преступности» имеет следующие цели:

- вооружить будущих юристов знаниями в области методологии преступности, психологии личности преступника, криминальной психологии;

- показать потенциальные возможности и использование знаний изучаемого спецкурса в целях оптимизации и повышение эффективности юридического труда и деятельности юристов;

- развивать социально – психологические качества, способствовать активизации у обучаемых творческого мышления, позволяющего им успешно решать задачи по раскрытию преступлений и борьбе с преступностью;

- оказывать помощь студентам в выработке умений и навыков использования знаний психологии преступности в правоохранительной и правоприменительной деятельности юристов;

- прививать им практические навыки, умения самостоятельно принимать решения в сложных противоправных и криминогенных ситуациях;

- воспитывать у будущих специалистов социально – психологическую культуру и строгое соблюдение норм права, эмоциональную устойчивость и установку на ответственные отношение к решению задач, стоящих перед ними в правоохранительной и правоприменительной деятельности.

Студент должен знать:

o теоретико – методологические основы психологии преступности, ее предмет, методологию, теорию и методы;

o психологию личности преступника;

o психические познавательные процессы, состояния и психологические свойства личности, особенности их проявления и учета закономерностей в юридической деятельности;

Приоритетные формы, методы, технологии обучения.

При изучении курса применяются различные виды учебных занятий: лекции, семинарские занятия, индивидуальные занятия, консультации, самостоятельная работа.

Лекции предназначены для освещения наиболее сложных, принципиальных и новых вопросов и служат организующим началом работы студентов.

Семинарские занятия проводятся для углубления и закрепления знаний, полученных при изучении соответствующих тем. Семинарские занятия могут проводиться в форме опроса студентов по изученной теме, защиты рефератов, тестирования и т.д.

Основными видами самостоятельной работы студентов по дисциплине являются:

- работа с конспектом лекций, учебной и специальной литературой;

- изучение нормативно-правовых источников;

- написание эссе;

- подготовка рефератов, докладов, сообщений;

- решение задач.

Темы и вопросы для самостоятельной работы,а также задания для самостоятельной работы и формы контроляопределены тематическим планом изучения дисциплины. К каждой теме предлагаются вопросы для проработки материала учебной и научной литературы, нормативно-правовой базы; темы рефератов и дискуссий; тестовые задания.

Консультации - одна из форм руководства работой студентов и оказания им помощи в самостоятельном изучении материала. Проходят регулярно и носят обычно индивидуальный характер. Групповые консультации организуются в период подготовки к зачету и экзамену, а также при необходимости перед семинарами, проводимыми в форме ролевой игры.

Программа составлена из расчета учебного времени, определенного учебным планом.

Формой контроля уровня знаний студентов и степени усвоенности изученного материала является опрос студентов преподавателем на семинарском занятии, выполнение студентом тестовых заданий, защита студентом реферата.

Итоговой формой контроля знаний, умений и навыков по дисциплине является зачет после прохождения всего курса. Зачет проводится по представленным в настоящей программе вопросам. Оценка «зачтено» выставляется студенту, если он в полной мере ориентируется в предложенных вопросах, отвечает на дополнительные вопросы, владеет изученной юридической терминологией. «Незачтено» выставляется в случае, если студент не отвечает на предложенные вопросы, а также на дополнительные вопросы, не владеет основными понятиями.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: