М. – профессиональный управляющий, обеспечивающий достижение целей и решений задач организации с использованием труда других людей. Основные черты: должн. лицо, облад. форменной властью, управл. людьми, формирует их состав, знания, умения, навыки и мобилизует на достижение цели, принимает и обеспеч. реал-ию решения. Разделение труда м.: вертикальное и горизонтальное.
Вертикальное - отношения соподчиненности в соответствии с иерархией организации.
1. Высший ур. – топ-менеджеры(ключевые позиции в управлении):гендиректора, члены совета, аппарат управления орг. в целом. Задачи: обеспечение взаим-твия внеш. средой, стратегия, кадры, финансы; 70%времени обеспечивает взаимод. с внешн. средой.
2. Средний ур. – (рук-ль функц. подразд., управл. цехов, участков, отделов). Он формирует параметры работы внутренней среды и осуществляет управление. 30%- внеш. и 70%- внутр.
3. низший ур. – (рук-ли групп: бригадиры, мастера) р. обеспечивает вып планов и решений ср. ур-ня и несут прямую отв-сть за раб. испол-лей, непосред. уч-ют в процессе произ-ва. 100% времени – внутр. окруж. организ. и подчин. рабочими.
|
|
Горизонтальное – специализация м. по ключевым сферам деятельности в рез-те разд. труда: маркетинг, финансы, НИОКР, персонал. В этой системе м. не связаны отн - ями подчиненности. Главн. роли – роль по прин. реш., информац. роль и роль рук-ля. Право и обяз-ность принимать решение имеет только м. От этого зависит работа людей, а следов. И организации. Информ. роль – м. собирает и аккумулирует инфо о сост. внеш. и внутр. среды, распростр. ее виде нормат. установок, т. е. принимает, обрабат., доводит инфо до исполнителя – «управление знаниями подчиненных». Как рук-ль, м. формирует отношения внутри и вне орган-ции, мотивирует раб-ов, координирует их усилия, выступает в качестве представителя орган-ии.
Главные роли:
- по принятию решений (право и обязанность принимать решения имеет только менеджер, от этого зависит работа людей, а следовательно и организации)
- информационная роль (менеджер собирает и аккомулирует информацию о состоянии внешней и внутренней среды, расспростронении её виде нормативных установок, т.е.принимает, обрабатывает, доводит информацию до исполнителя)
- как руководитель (менеджер формирует отношения внутри и вне организации, мотивирует работников, координирует их усилия, выступает в качестве представителя организации)