Мотив и мотивация. Теория А. Маслоу (школа поведенческих наук)

Мотив - побудительная причина, повод к действию. Мотивация - формирование мотивов человека, побуждающих их к более эффективной деятельности. Мотивация в целях организации обеспечивается в том случае, когда обеспечивая достижение целей организации, человек достигает личные цели.

Теории мотивации: 1. Содержательные (рассматривают потребности людей, которые заставляют их в процессе трудовой деятельности поступать определённым образом) 2. Процессуальные (посвящены изучению теории поведения работников с позиции восприятия ими вознаграждения)

Теория Маслоу - он создал теорию, которая получила признание и распространение как пирамида потребностей. 5. Физиологические - дыхание, пища, секс, самозащита. 4. Потребность в надёжности - общение с людьми и принадлежность к определённым социальным группам; 3. Социальные потребности; 2. Сознание собственного достоинства - уважение, престиж, социальный успех; 1. Ощущение самого себя - самореализация, развитие личности, осмысление своей роли в мире.

При управлении людьми необходимо изучать их потребности и мотивировать людей возможностью удовлетворения тех потребностей, в которых они нуждаются.

Двухфакторная теория мотивации Ф. Герцберга (содержательная теория)

Он разделил потребности на мотивирующие и поддерживающие.

Поддерживающие: усл.тр, з/пл, межличностные отношения,стиль руководства. Недостаточность этих потребностей вызывает неудов-ть трудом,но достаток или излишек не мотивирует к труду.

Мотивирующие:личный успех,признание и одобрение окруж-ми рез-в работы,возможность проф. и творч. роста.

Мотив потр. даже в случае их недостаточности мотивируют к повыш-ю эффект-ти труда.

Теория ожидания В. Врума (процессуальная теория)

Работник эффективно выполняет работу если уверен в большой вероят-ти удовлетв-я своей потреб-ти.

Врум рассматривал 3 цепочки ожиданий:

1.Затраты труда – результаты(З – Р).Соотношение м-у затрач. усилиями и получ. рез-ми.

2.Результаты-вознаграж-е(Р-В).Ожидание опред-го вознагр-я в ответ на полученный результат.

3.Ценность вознаграждения(степень удов-ия потребности).Выражает степень удовл-ти вследствии получения опред-го вознагр-я.

Мотивация = (З-Р)*(Р-В)*валентность

Из т.Врума =>3 рекомендации:

1.Менеджеры должны формировать высокий,но реально достиг-ый уровень рез-в работников.

2.Необходимо достичь соотнош м-у рез-ми и вознагр-м.

3.Размеры и формы возн-я надо устан –ть с учетом потреб-й раб-в.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: