Мотив - побудительная причина, повод к действию. Мотивация - формирование мотивов человека, побуждающих их к более эффективной деятельности. Мотивация в целях организации обеспечивается в том случае, когда обеспечивая достижение целей организации, человек достигает личные цели.
Теории мотивации: 1. Содержательные (рассматривают потребности людей, которые заставляют их в процессе трудовой деятельности поступать определённым образом) 2. Процессуальные (посвящены изучению теории поведения работников с позиции восприятия ими вознаграждения)
Теория Маслоу - он создал теорию, которая получила признание и распространение как пирамида потребностей. 5. Физиологические - дыхание, пища, секс, самозащита. 4. Потребность в надёжности - общение с людьми и принадлежность к определённым социальным группам; 3. Социальные потребности; 2. Сознание собственного достоинства - уважение, престиж, социальный успех; 1. Ощущение самого себя - самореализация, развитие личности, осмысление своей роли в мире.
|
|
При управлении людьми необходимо изучать их потребности и мотивировать людей возможностью удовлетворения тех потребностей, в которых они нуждаются.
Двухфакторная теория мотивации Ф. Герцберга (содержательная теория)
Он разделил потребности на мотивирующие и поддерживающие.
Поддерживающие: усл.тр, з/пл, межличностные отношения,стиль руководства. Недостаточность этих потребностей вызывает неудов-ть трудом,но достаток или излишек не мотивирует к труду.
Мотивирующие:личный успех,признание и одобрение окруж-ми рез-в работы,возможность проф. и творч. роста.
Мотив потр. даже в случае их недостаточности мотивируют к повыш-ю эффект-ти труда.
Теория ожидания В. Врума (процессуальная теория)
Работник эффективно выполняет работу если уверен в большой вероят-ти удовлетв-я своей потреб-ти.
Врум рассматривал 3 цепочки ожиданий:
1.Затраты труда – результаты(З – Р).Соотношение м-у затрач. усилиями и получ. рез-ми.
2.Результаты-вознаграж-е(Р-В).Ожидание опред-го вознагр-я в ответ на полученный результат.
3.Ценность вознаграждения(степень удов-ия потребности).Выражает степень удовл-ти вследствии получения опред-го вознагр-я.
Мотивация = (З-Р)*(Р-В)*валентность
Из т.Врума =>3 рекомендации:
1.Менеджеры должны формировать высокий,но реально достиг-ый уровень рез-в работников.
2.Необходимо достичь соотнош м-у рез-ми и вознагр-м.
3.Размеры и формы возн-я надо устан –ть с учетом потреб-й раб-в.