Преимущества торговой системы ВТО

Преимущества системы ВТО доказывает не только тот факт, что практически все крупные торговые нации сейчас являются ее членами. Помимо чисто экономических выгод, которые достигаются путем снижения барьеров для свободного товарообмена, эта система положительно влияет на политическую и социальную ситуацию в странах-членах, а также на индивидуальное благосостояние граждан. Преимущества торговой системы ВТО проявляются на всех уровнях – отдельного гражданина, страны и мирового сообщества в целом.

Выгоды ВТО для потребителей:

1. Понижение стоимости жизни. Самая очевидная выгода свободной торговли для потребителя – это понижение стоимости жизни за счет снижения протекционистских торговых барьеров. За 50 лет существования организации было проведено восемь раундов переговоров, и на данный момент торговые барьеры во всем мире ниже, чем они были когда-либо за всю историю современной торговли.

В результате снижения торговых барьеров дешевеют не только готовые импортируемые товары и услуги, но и отечественная продукция, в производстве которой используются импортные компоненты.

Импортные тарифы, государственные производственные субсидии (например, в сельском хозяйстве) и количественные ограничения импорта (к примеру, в торговле текстилем) в конечном итоге приводят не к желаемым результатам защиты отечественного рынка, а к повышению стоимости жизни. Так, потребители в Великобритании, по статистическим расчетам, платят на 500 миллионов фунтов в год больше за одежду из-за торговых ограничений на импорт текстиля; для канадцев эта сумма составляет примерно 780 миллионов канадских долларов. Аналогичная ситуация в секторе услуг: либерализация сектора телекоммуникаций в Европейском Союзе привела к снижению цен в среднем на 7-10 процентов.

Система ВТО, поощряет конкуренцию и понижает торговые барьеры, в результате чего потребители выигрывают. Так, крупная реформа торговли текстилем и одеждой в рамках ВТО, которая завершится в 2005 году, включает в себя устранение ограничений на объем импорта.

2. Более широкий выбор товаров и услуг. Более широкий выбор товаров и услуг – также несомненное преимущество свободной торговой системы для потребителя. Помимо готовой иностранной продукции, речь здесь идет и об отечественных товарах и услугах, ассортимент которых расширяется ввиду снижения цен на импортные материалы, компоновочные части и оборудование. Импортная конкуренция стимулирует максимально эффективное отечественное производство и, следовательно, косвенно снижает цены и повышает качество выпускаемой продукции.

Кроме того, в результате более активного товарообмена развиваются новые технологии, как это произошло, к примеру, с мобильной связью.

Увеличение экспорта отечественной продукции также повышает доходы производителей, налоговые поступления в казну и, следовательно, доходы и благосостояние населения в целом.

Выгоды ВТО для экономики страны в целом:

1. Экономические выгоды:

- Повышение доходов. Невозможно провести четкую грань между воздействием свободной торговли на потребителей, производителей и государство. Так, понижение торговых барьеров способствует росту торговли, что приводит к повышению как государственных, так и личных доходов. Эмпирические данные свидетельствуют: после Уругвайского раунда в результате перехода на новую систему торговых сделок мировой доход увеличился со 109 до 510 миллиардов долларов. Единый рынок на территории Европейского Союза также способствовал повышению доходов и благосостояния.

Повышение государственного дохода за счет деятельности успешных экспортеров позволяет перераспределить получаемые дополнительные ресурсы и помочь другим компаниям, сталкивающимся с иностранной конкуренцией, повысить производительность, расширить масштабы производства, улучшить свою конкурентоспособность или же переключиться на новые виды деятельности.

- Повышение занятости. Развитие торговли ведет в долгосрочной перспективе к повышению занятости, особенно в экспортных отраслях экономики. Однако в краткосрочной перспективе потери рабочих мест в результате конкуренции отечественных предприятий с импортными производителями практически неизбежны.

Протекционизм не может решить эту проблему. Напротив, повышение торговых барьеров вызывает снижение эффективности производства и качества отечественной продукции, что при ограничении импорта приводит к повышению цен на нее и негативно отражается на объемах продаж, а в конечном итоге и на количестве рабочих мест. Подобная ситуация сложилась, к примеру, в США в 1980-е гг., когда были введены жесткие ограничения на импорт японских автомобилей. И наоборот, либерализация рынка ЕС создала как минимум 300 тысяч новых рабочих мест в странах Сообществ. В экспортных отраслях США заняты как минимум 12 миллионов рабочих; в металлургии России из около 1 миллиона занятых 600 тысяч также работают на экспорт.

Разумное использование защитных мер и эффективная схема перераспределения дополнительного государственного дохода могут помочь стране преодолеть трудности периода адаптации к системе свободной торговли.

- Повышение эффективности внешнеэкономической деятельности. Применение принципов ВТО позволяет повысить эффективность внешнеэкономической деятельности государства за счет, прежде всего, упрощения системы таможенных пошлин и других торговых барьеров. Как следствие, предсказуемость и прозрачность экономики привлекают партнеров и повышают товарооборот. Недискриминационный подход, прозрачность, большая определенность условий торговли и их упрощение – все это способствует понижению расходов компаний, оптимизации их деятельности и созданию благоприятного климата для торговли и инвестиций.

В свою очередь, приток капитала в страну, в частности, в форме прямых иностранных инвестиций, создает дополнительные рабочие места и повышает благосостояние населения в целом.

2. Политические выгоды. Помимо экономических выгод от более свободной внешней торговли, государство получает и определенные политические выгоды:

- Защита от лоббирования. У правительства появляется больше возможностей защищать себя от действий лоббистских групп, так как торговая политика осуществляется в интересах экономики в целом.

Проводимая государством политика протекционизма для отдельных отраслей подразумевает определенное политическое влияние представителей этих сфер производства. В первые десятилетия 20-го века усиление политики торговых ограничений привело к торговой войне, победителей в которой не было, ведь в конечном счете от подобных ограничений страдают даже сектора, требующие защиты, замедляется экономический рост и падает общее благосостояние.

Присоединение к системе ВТО помогает избежать подобных ситуаций, так как проводимая государством политика ориентируется на развитие всех отраслей экономики, а не отдельных ее частей, что помогает избежать искажений конкурентной среды.

- Борьба с коррупцией. Система свободной торговли также создает предпосылки для принятия разумных политических решений, борьбы с коррупцией и привнесения позитивных изменений в законодательную систему, что в конечном счете способствует притоку инвестиций в страну. Применение некоторых форм нетарифных ограничений, к примеру, импортных квот, неизбежно сопряжено с опасностью коррупции среди чиновников, распределяющих эти квоты и, следовательно, получения сверхприбыли компаниями-импортерами - т.н. “квотной ренты”. Сейчас в ВТО ведется работа по сокращению и устранению многих еще существующих квот, особенно на текстильные изделия.

Прозрачность и гласность, т.е. обеспечение доступности всей информации по правилам торговли для общественности; более четкие критерии по правилам, охватывающим вопросы безопасности и стандарты на продукцию; применение принципа недискриминации также оказывают положительное влияние на политическую обстановку, сокращая возможность произвольного принятия решений и обмана.

Выгода системы ВТО для взаимоотношений между странами:

- Обеспечение равных шансов для всех участников. Система ВТО уравнивает шансы всех членов, предоставляя право голоса небольшим странам, ограничивая, таким образом, возможности экономического диктата более крупных государств, что было бы неизбежно при двусторонних переговорах. Более того, объединяясь в союзы, небольшие страны способны добиваться большего успеха на переговорах. В то же время крупные государства-участники освобождаются от необходимости вести переговоры по торговым соглашениям с каждым из своих многочисленных торговых партнеров, так как согласно принципу недискриминации достигнутые в ходе переговоров уровни обязательств автоматически распространяются на всех участников ВТО.

- Эффективный механизм разрешения споров. Система ВТО создает эффективный механизм для разрешения торговых споров, которые, будучи “предоставленными самим себе”, могли бы привести к серьезному конфликту. До Второй мировой войны такой возможности не было. После войны торгующие страны в ходе переговоров согласовывали правила торговли, которые сейчас действуют в рамках ВТО. Они включают в себя обязательства вынесения своих споров в ВТО и неприменения односторонних действий.

Каждый спор, выносимый в ВТО, рассматривается прежде всего с точки зрения действующих норм и правил. После принятия решения страны концентрируют свои усилия на его выполнении, и, возможно, последующем пересмотре норм и правил путем переговоров. С момента создания ВТО в 1995 году около 200 споров были вынесены на ее рассмотрение. Соглашения ВТО создают правовую основу для принятия четкого решения.

Увеличивающееся число споров, выносимых в ВТО, свидетельствует не о нарастании напряженности в мире, а скорее об укреплении экономических связей и увеличивающемся доверии стран к данной системе разрешения разногласий.

- Укрепление международной стабильности. Торговая система ВТО помогает беспрепятственному осуществлению торговли и обеспечивает страны конструктивным и справедливым механизмом для разрешения споров по торговым вопросам, тем самым создавая и укрепляя международную стабильность и сотрудничество.

Ярким примером влияния торговли на международную безопасность является торговая война 1930-х годов, когда страны соревновались в возведении протекционистских торговых барьеров. Это усугубило Великую депрессию и в конечном счете сыграло определенную роль в развязывании Второй мировой войны.

Повторения предвоенного напряжения в торговле после Второй мировой войны в Европе удалось избежать через развитие международного сотрудничества по торговле углем и черными металлами в рамках Европейского объединения угля и стали, которое послужило основой для создания в будущем Европейского Союза. В мировом масштабе было учреждено Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), преобразованное в 1995 году во Всемирную торговую организацию (ВТО).

Система доказала свою жизнеспособность, ибо политический конфликт между странами со сложившимися стабильными торговыми отношениями менее вероятен. Кроме того, люди, которые более обеспечены и благополучны, проявляют меньше склонности к конфликтам.

Система ГАТТ/ВТО, в которой соглашения заключаются путем консенсуса в результате переговоров и правила соглашений неукоснительно выполняются, также является важным инструментом укрепления доверия. Kогда правительство уверено в том, что другие страны не поднимут свои торговые барьеры, у него не возникает искушения сделать то же самое. Государства также будут гораздо более расположены к сотрудничеству друг с другом, и это позволит избежать ситуаций, подобных торговой войне 1930-х годов.

1.8. Участники ВТО

В ВТО входят 160 членов, в том числе: 155 международно признанных государства-члена ООН, частично признанный Тайвань, 2 зависимые территории (Гонконг и Макао) и Европейский союз. Для вступления в ВТО государство должно подать меморандум, посредством которого ВТО рассматривает торговую и экономическую политику касающейся организации.

Страны - участники ВТО (по состоянию на 4 декабря 2013 г.)

Страна Дата вступления в ВТО
Албания 8 сентября 2000
Ангола 23 ноября 1996
Антигуа и Барбуда 1 января 1995
Аргентина 1 января 1995
Армения 5 февраля 2003
Австралия 1 января 1995
Австрия 1 января 1995
Бахрйн 1 января 1995
Бангладеш 1 января 1995
Барбадос 1 января 1995
Бельгия 1 января 1995
Белиз 1 января 1995
Бенин 22 февраля 1996
Боливия 12 сентября 1995
Ботсвана 31 мая 1995
Бразилия 1 января 1995
Бруней 1 января 1995
Болгария 1 декабря 1996
Буркина-Фасо 3 июня 1995
Бурунди 23 июля 1995
Камбоджа 13 октября 2004
Камерун 13 декабря 1995
Канада 1 января 1995
Кабо-Верде 23 июля 2008
Центральноафриканская Республика 31 мая 1995
Чад 19 октября 1996
Чили 1 января 1995
Китай 11 декабря 2001
Колумбия 30 апреля 1995
Конго 27 марта 1997
Коста-Рика 1 января 1995
Кот-д'Ивуар 1 января 1995
Хорватия 30 ноября 2000
Куба 20 апреля 1995
Кипр 30 июля 1995
Чешская Республика 1 января 1995
Демократическая Республика Конго 1 января 1997
Дания 1 января 1995
Джибути 31 мая 1995
Доминика 1 января 1995
Доминиканская Республика 9 марта 1995
Эквадор 21 января 1996
Египет 30 июня 1995
Сальвадор 7 мая 1995
Эстония 13 ноября1999
Европейский союз 1 января 1995
Фиджи 14 января 1996
Финляндия 1 января 1995
Франция 1 января 1995
Габон 1 января 1995
Гамбия 23 октября 1996
Грузия 14 июня 2000
Германия 1 января 1995
Гана 1 января 1995
Греция 1 января 1995
Гренада 22 февраля 1996
Гватемала 21 июля 1995
Гвинея 25 октября 1995
Гвинея-Бисау 31 мая 1995
Гайана 1 января 1995
Гаити 30 января 1996
Гондурас 1 января 1995
Гонконг, Китай 1 января 1995
Венгрия 1 января 1995
Исландия 1 января 1995
Индия 1 января 1995
Индонезия 1 января 1995
Ирландия 1 января 1995
Израиль 21 апреля 1995
Италия 1 января 1995
Йемен 4 декабря 2013
Ямайка 9 марта 1995
Япония 1 января 1995
Иордания 11 апреля 2000
Кения 1 января 1995
Республика Корея 1 января 1995
Кувейт 1 января 1995
Киргизия 20 декабря 1998
Лаос 2 февраля 2013
Латвия 10 февраля 1999
Лесото 31 мая 1995
Лихтенштейн 1 сентября 1995
Литва 31 мая 2001
Люксембург 1 января 1995
Макао, Китай 1 января 1995
Мадагаскар 17 ноября1995
Малави 31 мая 1995
Малайзия 1 января 1995
Мальдивы 31 мая 1995
Мали 31 мая 1995
Мальта 1 января 1995
Мавритания 31 мая 1995
Маврикий 1 января 1995
Мексика 1 января 1995
Молдавия 26 июля 2001
Монголия 29 января 1997
Черногория 29 апреля 2012
Марокко 1 января 1995
Мозамбик 26 августа 1995
Мьянма 1 января 1995
Намибия 1 января 1995
Непал 23 апреля 2004
Нидерланды 1 января 1995
Новая Зеландия 1 января 1995
Никарагуа 3 сентября 1995
Нигер 13 декабря 1996
Нигерия 1 января 1995
Норвегия 1 января 1995
Оман 9 ноября 2000
Пакстан 1 января 1995
Панама 6 сентября 1997
Папуа - Новая Гвинея 9 июня 1996
Парагвай 1 января 1995
Перу 1 января 1995
Филиппины 1 января 1995
Польша 1 июля 1995
Португалия 1 января 1995
Катар 13 января 1996
Румыния 1 января 1995
Россия 22 августа 2012
Руанда 22 мая 1996
Сент-Китс и Невис 21 февраля 1996
Сент-Люсия 1 января 1995
Сент-Винсент и Гренадины 1 января 1995
Самоа 10 мая 2012
Саудовская Аравия 11 декабря 2005
Сенегал 1 января 1995
Сьерра-Леоне 23 июля 1995
Сингапур 1 января 1995
Словакия 1 января 1995
Словения 30 июля 1995
Соломоновы острова 26 июля 1996
ЮАР 1 января 1995
Испания 1 января 1995
Шри-Ланка 1 января 1995
Суринам 1 января 1995
Свазиленд 1 января 1995
Швеция 1 января 1995
Швейцария 1 июля 1995
Китайский Тайпей 1 января 2002
Таджикистан 2 марта 2013
Танзания 1 января 1995
Таиланд 1 января 1995
Бывшая Югославская Республика Македония 4 апреля 2003
Того 31 мая 1995
Тонга 27 июля 2007
Тринидад и Тобаго 1 марта 1995
Тунис 29 марта 1995
Турция 26 марта 1995
Уганда 1 января 1995
Украина 16 мая 2008
Объединенные Арабские Эмираты 10 апреля 1996
Великобритания 1 января 1995
США 1 января 1995
Уругвай 1 января 1995
Вануату 24 августа 2012
Венесуэла 1 января 1995
Вьетнам 11 января 2007
Замбия 1 января 1995
Зимбабве 5 марта 1995
Итого  

Всемирная торговая организация (ВТО) отмечает свое 20-летие. В третье десятилетие своей деятельности она вступает на волне достигнутого в конце ноября успеха - входящим в ВТО 160 странам и территориям удалось договориться об условиях и порядке вступления в силу Соглашения об упрощении процедур торговли. Его реализация позволит, как ожидается, серьезно снизить издержки на таможенные процедуры, что, по оценкам экспертов, могло бы принести международной коммерции до 1 трлн долларов и обеспечить создание 21 млн рабочих мест.

Ожидается, что в 2015 году число членов ВТО увеличится. Республика Сейшельские Острова подписала в декабре протокол о вступлении и должна теперь провести процедуру ратификации. В докладе о расширении состава ВТО, опубликованном незадолго до нового года, генеральный директор Роберту Азеведу отмечает, что за 20 лет существования организации ее ряды пополнились 32 государствами. Республика Сейшельские Острова может стать 33-й в этом списке. Между тем, по словам Азеведу, "в продвинутой стадии" находятся переговоры о вступлении Казахстана. Они "на пороге завершения", и итоговое решение может быть принято Генеральным советом ВТО в начале 2015 года. Помимо Казахстана переговоры о присоединении к ВТО ведет еще 21 страна, в том числе Азербайджан, Белоруссия и Узбекистан.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: