Управление товарными запасами: необходимость, цели, алгоритм построения системы

Система управления товарными запасами основана на их минимизации, ускорении товарооборачиваемости и хорошо налаженном учете и контроле за их формированием и использованием.

Чрезмерные вложения средств в товарные запасы приводит к уменьшению оборотного капитала торговой организации, к увеличению потребности в кредитах для выплаты заработной платы торговым работникам, оплаты поставщикам за поставленные товары, осуществления текущих расходов. «Омертвление» финансовых ресурсов, вложенных в товарные запасы, сокращает возможность роста доходности организаций за счет финансовых ресурсов в другие, более прибыльные направления торговой деятельности. Кроме того, наличие избыточных (с точки зрения возможностей их реализации)торговых запасов требует больших расходов на их распродажу по сниженным ценам, аренду дополнительных складских помещений, на их содержание для уплаты налогов.

Недостаточные вложения средств в товарные запасы также имеет ряд отрицательных последствий. В этом случае в торговле могут отсутствовать необходимые товары, что приводит к потере потенциальных покупателей, снижению объемов товарооборота из-за их нехватки, увеличению расходов на 1 рубль товарооборота, так как торговым работникам организации приходится выплачивать не заработанную заработную плату, оплачивать содержание неработающего оборудования.

И одна и другая ситуации нежелательны. И поэтому важно привести товарные запасы в соответствие с потребностями в них и создать работающую на практике систему управления ими.

В определенном смысле управление запасами представляет собой попытку установить равновесие между двумя противоположными требованиями: требованиями финансистов, стремящихся минимизировать затраты на хранение товаров и требованиями маркетологов, которые стремятся оптимизировать обслуживание потребителя, поддерживая постоянный уровень запасов товаров по всему спектру торгового ассортимента.

Цель управления запасами — снизить затраты на продвижение товарных запасов через организацию, при обеспечении высокого уровня качества торговли и одновременно максимизировать возвраты на инвестиции в товарные запасы.

Создание системы управления товарными запасами позволяет решить следующие задачи: бесперебойности снабжения, минимального вложения денег, минимального риска, обеспечения простоты процедуры заказа на пополнение запасов, устойчивости товарного процесса.

В структурированном виде система управления товарными запасами имеет следующий вид:

Эффективно работающая система управления товарными запасами позволяет принять экономически обоснованное решение о количестве товаров, которые необходимо иметь в каждой точке торгово-технологического процесса и какие товарные линии из составленного ранее плана необходимо запасать и чем пополнять запас.

Организация управления запасами в торговле осуществляется в следующей последовательности:

расчет потребности организации в товарных ресурсах; определение норм запаса; разработка политики пополнения запаса; организация контроля за уровнем запаса; оценка эффективности системы управления запасами.

Схематично этапы построения и реализации системы управления товарными запасами представлены на рисунке 4.4.4.

 
 


Рис. 4.4.4. Алгоритм построения системы управления товарными запасами.

1.Важнейшими стратегическими и тактическими целями формирования товарных запасов являются: обеспечение устойчивого товарного ассортимента достаточного для достижения высоких темпов роста розничного товарооборота, ритмичности торгово-технического процесса, бесперебойной работы торговой организации, накопления сезонных запасов и запасов целевого назначения, накопления (если это экономически оправдано) дополнительных товарных запасов для последующей их перепродажи другим торговым организациям с целью получения дополнительной прибыли.

2.Формирование информационной базы для создания системы управления товарными запасами включает в себя: информацию, характеризующую товарные запасы. Скорость реализации товаров, степень соответствия товарных запасов покупательскому спросу, конъюнктуру рынка, его сегментов, структуру покупательского спроса, возможности эффективной закупки товаров, тенденции изменения цен (розничных, отпускных, оптовых), плановые показатели деятельности торговой организации (объем и структура товарооборота, материально-техническая база, план платежного баланса, финансовые ресурсы по источникам их образования)

3.Выявление тенденций и закономерностей формирования и использования товарных запасов: обеспеченности товарными запасами, товарооборачиваемости, определение причин ускорения и замедления показателей эффективности управления товарных запасами.

4.Экономическое обоснование норматива товарных запасов, достаточных для развития товарооборота при наименьших затратах на их формирование и содержание.

5. Разработка бюджетного плана закупки товаров, позволяет определить на основе данных о тенденциях продаж товаров в натуральных единицах, изменения товарооборачиваемости запасов, о состоянии МТБ, систему проведения закупок, выбор эффективного поставщика, частота завоза, количество заказываемых товаров, методы и маршруты доставки товаров, сумму денежных средств ежемесячно направляемых на закупку товаров данной категории.

Затраты на транспортировку, хранение и перемещение и управление товарными запасами должны быть тщательно оценены, сообразуясь с категорией товара и спецификой организации его продаж.

Опыт работы субъектов розничной торговли, подсказывает, что бакалейные товары необходимо поставлять ежедневно, одежду – два раза в неделю, свежие продукты питания от одного до нескольких дней, обувь – от недели до месяца другие товары по мере их продажи, товары широкого потребления – непрерывные поставки, сезонные немодные – поставка к сезону, сезонные повседневные – в соответствии с межезонными схемами продаж: товары высокой моды – своевременная доставка позволяющая немедля отреагировать на тенденции изменения продаж.

В странах, где получили преимущественное распространение торговые форматы образующие транснациональные корпорации в розничной сети, частота завоза товаров в магазины по отдельным товарным группам составляет:

непродовольственные товары – 40 % - 1 раз в неделю; продовольственные – в течение недели в том числе овощи и фрукты – 48 % объема поставки завозится 5 раз в неделю; молочные продукты соответственно 34 % - 6 раз в неделю; мясо и колбасные изделия - 40 % - 3 раза в неделю; бакалейные товары – 41 % - 2 раза, хлеб – 67 % - 6 раз.

6. Экспертиза бюджетного плана на соответствие стратегическим целям организации и возможность его реализации. Если бюджетный план закупки экономически обоснован, планирование рекомендуется завершить разработкой плана мероприятий по его исполнению с назначением ответственных и определением размеров материального поощрения.

7. Контроль за состоянием товарных запасов и ходом реализации бюджетного плана, их формированием и использованием: разработка графика завоза товаров, определение оптимального размера партии товаров, определение причин возникновения сверхнормативных запасов, обоснование мер профилактики возникновения сверхнормативных и неходовых товарных запасов и политики их реализации.

Эффективность сформированной системы управления товарными запасами зависит от тщательности исследования состояния проблемы формирования, размещения и использования товарных запасов обоснованности всех ее элементов и эффективности принятых управленческих решений по их перемещению во всех каналах движения товаров в организации (рисунок 4.4.5.)

Рис.4.4.5. элементы системы управления товарными запасами

Все элементы системы взаимосвязаны межу собой. Для принятия обоснованного управленческого решения нельзя пренебрегать ни одним из вышеперечисленных элементов.

Наиболее сложной задачей в реализации системы управления запасами является задача обеспечения эффективной закупки товаров; выбор системы поставок товаров; определение размера заказываемой партии товаров; расчет интервалов времени пополнения запасов; учет и контроль запасов.

В современной экономике для пополнения товарных запасов используется ряд логистических форм:

1. Закупочная логистика, осуществляемая последующими этапами: определение потребностей организации в товарах, установление рациональных хозяйственных связей с поставщиками, организация закупок и завоза товаров, организация хранения товаров и их подготовка к продаже, управление запасами на складах, контроль за ходом использования и хранения запасов, размерами кредиторской и дебиторской задолженности.

Закупочная логистика строится на двух основных традиционных системах поставок товаров — системе с фиксированным размером заказа и система поставок с фиксированным интервалом между двумя заказами.

При выборе первой системы поставок, фиксированный размер заказываемой партии товара (Зтз) рассчитывается как разность между необходимым допустимым количеством запасов (ДНМУт з) и фактическим остатком (Фтз), с учетом времени на выполнение заказа и текущего потребления запасов (Ттз)

Допустимым минимальным уровнем запасов является такой уровень, до которого теоретически можно снизить запасы, прежде чем сделать заказ на их пополнение. Время исполнения заказа представляет собой время, необходимое поставщикам для выполнения заказа. Например, если в неделю реализуется 100 пар мужской обуви (в среднем) и если требуется две недели для выполнения нового заказа, то допустимый минимальный уровень запасов будет равен 200 единицам (ДНМУтз=ВИЗ*УИ) где: ДНМУтз —допустимый минимальный уровень запасов; ВИЗ — время исполнения заказа; УИ —уровень использования товара в течении времени выполнения заказа.

Однако, если изделие имеет невысокие затраты на производство и реализацию и его розничная цена достаточно приемлема и способствует быстрой реализации, возможен более высокий страховой запас. Если же время выполнения заказа увеличится и превысит уровень использования товара, страховой запас может быть сокращен, поскольку интерес к товару значительно уменьшился.

При определении необходимого объема товарных запасов возникают две проблемы, связанные с минимизацией затрат на покупку товара и затрат на хранение товара. Первая группа затрат включает затраты на поиск поставщика, оплату телефонных разговоров, услуги связи, выписку счетов, документированное оформление, контроль за поступлением товаров и др. При этом известно, что чем крупнее запас, тем ниже должны быть расходы на единицу товара. Вторая группа затрат связана с включением финансовых ресурсов в товар: затратами на складское обслуживание; расходами, возникающими в результате порчи товара или его устранения. Чем больше заказ, тем выше затраты на хранение. Оптимальная величина закупаемой партии товара может быть определена с помощью универсальной формулы Уилсона – EOQ (экономического размера заказа), согласно которой текущий запас, в общем случае, оптимален, когда расходы по его хранению (Хр) равны расходам по его восполнению (ТЗР) Глубокое изучение сути этой формулы позволило ее несколько видоизменить с учетом практики осуществления поставок товаров.

EOQ

Где EOQ — оптимальная величина закупаемой партии;

m — годовой объем закупаемых товаров в шт., кг. или иных количественных показателях;

О — расходы по обслуживанию закупок в расчете на одну партию;

Цз — цена франко-склад покупателя за единицу товара (цена закупки);

Рскл — расходы по складированию в процентах от стоимости среднегодового запаса, выражается в единицах, например 10%=0,1

EOQ = 2СрА/Сн

Где Ср – расходы по обслуживанию заказа 1 партии товара (стоимость размещения заказа)

А – годовой объем спроса, шт, кг.

Сн - расходы по хранению одной единицы запаса в течение года.

Предлагается применять и другой вариант расчета экономического размера заказа, позволяющего перейти от натуральности заказа на товары к его оценке в денежных единицах по совокупной номенклатуре

2(Σ Vi Ai) Ср

EOQ = ----------------

Cr

Где Σ Vi Ai – общая сумма в рублях за период для всех номенклатурных позиций от поставщика;

Vi - закупочная цена пункта i;

Ai - спрос за период на пункт i;

Ср - стоимость размещения заказа;

Cr - стоимость хранения или поддержания запаса на 1 рубль запаса.

Запасы в любой форме связывают капитал торговой организации, поэтому всегда возникает вопрос, насколько затраты на хранение запасов больше эффекта от их ликвидации или отказа от их приобретении. Поскольку торговля недостаточно обеспечена собственными оборотными средствами, закупка товаров и формирование запасов возможны только получение кредитов на эти цели. В связи с этим организации должны постоянно следить за товарооборачиваемостью, просчитывать допустимый уровень процентов за кредит при сложившейся товарооборачиваемости. Проиллюстрируем это на простом примере:

Кредит на закупку товаров в пределах норматива можно получить под 12% годовых или 0,5% в месяц. Средняя торговая надбавка за предыдущий месяц при товарооборачиваемости в 36 дней составила 25%. Выясним, сумеет ли организация покрыть торговой надбавкой предложенный вариант процентов по банковскому кредиту и оплатить другие расходы. Кроме уплаты процентов за кредит, для функционирования торговой организации необходимо выплатить заработную плату работникам (4% к объему товарооборота), сделать все отчисления, связанные с платой труда (1,4 % к объему товарооборота), осуществить затраты, связанные с содержанием здания, оборудования, начислением амортизации (2,6% к объему товарооборота), прочие расходы по осуществлению торговой деятельности (8,5% к объему товарооборота). Общая сумма расходов составила 16,5%, т.е. предложенные условия кредитования при неизменных расходах и товарооборачиваемости позволят покрыть все расходы и получить прибыль. Но при этом надо позаботиться об обеспечении, даже в условиях ненасыщенного рынка, превышения темпов роста товарооборота над темпами роста товарных запасов.

При выборе второй системы поставок, основывающейся на фиксированном интервале между двумя заказами (неделя, месяц, квартал и т.п.). Интервал времени (ИВ) между поставками можно рассчитать используя формулу:

Где ИВ — интервал времени между двумя партиями поставки, дни;

ПТ — годовая потребность в товаре, в натур. единицах;

РОПП — оптимальная партия поставки по товарной группе на планируемый период, в натур. единицах (год).

Прежде чем определить время, через которое следует возобновлять товарный запас, необходимо определить оптимальное количество заказываемых товаров по формуле:

ГДЕ Нз — оптимальный размер заказываемых товаров, в натуральных единицах;

ДЗ — число дней до получения заказа.

Экономичное время между заказами (ЭВЗ) определяется по формуле:

ЭВЗ = EOQ / (Σ Vi Ai)

Главный недостаток традиционной системы закупок состоит в необходимости содержания складов и осуществлением связанных с этим расходов.

2. Производственная логистика, позволяющая синхронизировать производственный и торговый цикл. При этом торговля будет успешно работать при минимальных запасах, без создания страховых при условии высокого стандартизированного качества товаров и услуг.

3. Сбытовая логистика (логистика производителя) охватывает всю цепь системы распределения: складирование, транспортировку, продажи. Целостная система распределения продукции основывается на глубоком изучении потребностей рынка и организации распределительной сети (посредниками в продаже товаров могут выступать дилеры, дистрибьюторами, комиссионерами, агенты, брокеры.)

4. Движение товаров через склады (оптовые распределительные). Они выполняют функции по накоплению, переработке и распределению товаров между потребителями. При этом могут использоваться собственные склады и склады общего пользования или их комбинация. Выбор между этими вариантами должны строиться на оценке экономической эффективности использования каждого из них. При этом следует учитывать не только размер склада и размещение складской сети, но и спектр оказываемых услуг и уровень организации процесса складирования.

5. Транспортная логистика предполагает создание действенной системы физического перемещения товаров, она базируется на принципах гибкости, эффективного взаимодействия с другими видами перевозок, оказания должных и разнообразных услуг (экспедирование грузов, охрана и т.п.).

Розничные продавцы могут выбирать и управлять своими источниками поставок посредством выбора той или иной системы и каналов поставок в зависимости от структуры, размера и сложности товарного ассортимента, а также жизненного цикла, на котором находится конкретная организация. Небольшие и средние розничные организации ограничиваются довольно простыми источниками поставок, так как они покупают продукцию у производителей и оптовиков на внутреннем рынке.

По мере увеличения розничного товарооборота, которое происходит при увеличении числа торговых точек или при расширении способов продаж, (типа продаж на дому), организация обретает большой опыт на товарном рынке и поддерживает в управлении цепями поставок более функциональную специализацию. Сочетание большей уверенности в выборе продукции, знание отрасли и учет интересов других участников, например, желание увеличить валовую прибыль, заставляет розничных продавцов исследовать новые возможности в поиске источников и форм поставки.

Более крупные розничные товарные организации могут создавать собственные закупочные офисы. Прямые каналы закупки товаров позволяют им более жестко контролировать свои цепочки поставок и тратить средства только на персонал, информационные и коммуникационные технологии.

Розничные торговые организации прежде всего ищут источники поставки товаров на внутреннем рынке у местных поставщиков (производители и оптовики). При прямой цепи поставок торговая организация заказывает товар исходя из покупательского спроса и своих возможностей по оплате и размещению товаров. Появление глобальных цепей поставки может изменять цепь поставки в обратном направлении. Структура продажной цены, ассортимент продукции, качество, дизайн, технология и вкус определяется теперь поставщиком и ценностями, присутствующими в самой цепи поставок. Преимущества внутренних источников поступления товаров:

§ устраняются проблемы, связанные с общением, с языковыми различиями, причем сама инфраструктура коммуникаций в большинстве развитых стран разработана хорошо;

§ график поставки оказывается менее сложным, поскольку можно ограничиваться наземным транспортом, в то время, как для поставок из зарубежных источников может потребоваться несколько видов транспорта, а так же различная политика формирования отношений между поставщиками и потребителями. Логистические системы доступны только крупным структурам (для мелких поставщиков в относительно слабых экономических системах логистика все еще остается серьезной проблемой);

§ доступные потоки информации имеется возможность посещать выставки и самостоятельно осматривать товары;

§ использование посредников в цепи поставок часто также имеет экономический смысл, особенно при закупке товаров за рубежом, поскольку они хорошо знают местные условия и контролируют с большим числом местных товаропроизводителей.

Основными факторами выбора той или иной цепи поставок являются:

§ характеристика предлагаемого к поставке товара, наличие бренда, цена поставок;

§ число поставщиков и их поведение. Важно помнить, что при единстве общих целей у продавцов и покупателей имеются расхождения в методах достижения частных целей. Опыт работы с поставщиками подсказывает. Что при формировании политики взаимоотношений розничных покупателей с ними следует не упускать из вида, что способность обеспечить закупку товара на начальной стадии его производства важнее чем его качество, что однообразные сделки приносят больше прибыли, что при работе с повторными заказами объем прибыли на одну сделку насколько повышается, а качество обслуживания приобретает наважнейшене значение.

§ возможность координации цен и политике управления запасами;

§ стандарты обслуживания потребителя (определение оптимального объема заказа, информация о статусе заказа. Время исполнения заказа, частота и своевременность доставок, доступность товара, качество документации. Процедура обжалования, полнота выполнения заказа, техническая поддержка);

§ ассортиментная структура товара.

Важнейшим методом управления запасами является метод условно обозначенный как АВС. С помощью данного метода удается более точно прогнозировать, контролировать состояние и надежность поставок, организовывать учет сохранности. Суть метода заключается в разбиении номенклатуры реализуемых товарно-материальных ценностей на три группы. Класс А – это группа запасов, на которую приходится около 10-15% наименований физических единиц запаса, но в денежном ворожении она составляет 70-80% от общей стоимости запасов. Класс В –

это группа запасов, на которую приходится около 20-30% от общего числа наименований и 15-25 % общего объема стоимости. Остальные запасы образуют класс С и составляют 5% от общего годового размера затрат, но 55-65% наименований от общего их числа.

Метод АВС основан на основе закона Парето, согласно которому действует правило 80/20. исходя из этого правила, запасы группы А требуют более тщательного контроля и размещаются в более надежных местах. Особое внимание к дорогим изделиям объясняется тем, что более значительная часть капитала торговой организации «омертвляется» при длительном хранении их на складе, а дорогостоящие изделия пользуются спросом у более ограниченного числа покупателей. Постоянный учет и контроль за такими запасами приведет к тому, что вложенные в запасы деньги принесут прибыль.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: