- Руководитель – профессия комплексная, требующая от человека владения многими навыками.
- Руководитель должен быть не первым специалистом, а первым организатором.
- Обязанность руководителя - создать сильный сплоченный коллектив, изучить и использовать те факторы окружающей среды, которые оказывают благоприятное влияние на исполнителей и повышение эффективности работы коллектива.
- Многообразные функции руководителя невозможно осуществить, не обладая достаточными знаниями в области психологии и опытом их применения в практической деятельности.
Личность руководителя, четыре группы характеристик:
1.Соцбиографические характеристики.
- возраст руководителя;
- пол руководителя
- социально экономический статус и образование.
2 Способности.
Общие и специальные (организаторские, профессиональные)
3. Интеллект (соотношение)
Интеллект - (лат.— познание, понимание, рассудок), способность мышления, рационального познания.
4 Черты характера, темперамент.
- доминантность (способность влиять на людей);
|
|
- уверенность в себе (благотворно влияет на подчиненных);
- эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость;
- креативность (способность к творческому решению задач);
- целеустремленность, предприимчивость, склонность к риску;
- ответственность (три вида ответственности);
- надежность в выполнении задания (обязательность);
- независимость (самостоятельность в принятии решений);
- общительность.
Психологическая структура личности руководителя
(из моего конспекта)
Организаторские спрособности
Общепсихологический уровень
Психодинамический уровень
Половозрастные характеристики
Функции руководителя:
- познания — познание человека, группы, организации, ее внутренней и внешней среды, актуальной ситуации управления;
- прогноза — определение основных направлений и динамики развития управляемых переменных;
- проектирования — определение целей и задач организации, программирование и планирование деятельности;
- коммуникативно-информационная функция (формирование, структурирование и сохранение коммуникационных сетей;
- мотивации и стимулирования — рациональное воздействие на совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность и определяющих направленность деятельности субъекта и объекта управления;
- обучения — передача необходимых знаний, навыков и умений подчиненным;
- развития — целесообразное изменение психологических переменных личности и коллектива;
- оценки — формирование и применение норм и стандартов деятельности;
- контроля — определение соответствия состояния дел целям управления;
|
|
- коррекции — внесение необходимых изменений в цели и программу управления.
- организации. Организация - деятельность, направленная на упорядочение взаимодействия людей.
Требования к организационной деятельности:
Целесообразность, гибкость, оперативность, надёжность, экономичность
Алгоритм организационной деятельности:
- определение целей, задач и особенностей совместной деятельности;
- выявление потребности в ресурсах и обеспечение бесперебойного снабжения;
- установление последовательности, продолжительности и контрольных сроков;
- выбор способов осуществления необходимых действий и взаимодействий людей;
- установление между членами организации необходимых отношений;
- создание соответствующей мотивации;
- организация взаимодействия между подчинёнными.
Принципы эффективной организации взаимодействия:
- специализация исполнителей;
- пропорциональность частей, образующих систему;
- параллельность действий;
- ритмичность деятельности.
Как правило наблюдается определённая избирательность, предпочтение одних функций пред другими. Таким образом, у каждого руководителя определяется свой стиль деятельности (люди; процесс производства; система управления).
Типы руководителей (в чистом виде не существуют):
«Регламентатор» стремится к достижению полного описания деятельности подчиненных при помощи должностных инструкций, предписаний, нормативов.
«Диктатор» - приказы, распоряжения, санкции, жесткое давление.
«Коллегиал» видит залог эффективности управления в использовании коллективных форм принятия решений.
«Показушник» прежде всего предрасположен к быстрому реагированию на меняющиеся управленческие ситуации, своевременное принятие «нужного» решения (иногда не совсем рационального).
«Объективист» главный упор делает на объективные факторы, внешние по отношению к управленческой системе, которыми он объясняет успехи и неудачи в управлении.
«Формалист» всячески оттягивает решение управленческих проблем, стремясь к тому, чтобы проблема «состарилась» и тем самым оттягивание решения превратилось в само «решение».
«Максималист» не удовлетворяется возможностью решения проблем просто на хорошем уровне, всегда стремится решать их на максимально высоком уровне и обращается к «мелким проблемам» управления только в их связи с «высокими» целями.
«Организатор» считает, что, решив «глобалъные» проблемы (к которым он обычно относит: проблемы эффективного подбора и расстановки управленческих кадров; разработки и согласования оптимального плана; материально-технического снабжения), руководитель может гораздо меньше уделять внимание другим вопросам управления.
«Диспетчер» считает, что управление состоит из мелочей, и поэтому стремится к решению всех текущих проблем, которые порой могут решить руководители более низкого уровня.
«Манипулятор» пытается во всем найти взаимовыгодные компромиссы.