double arrow

РУКОВОДИТЕЛЬ

- Руководитель – профессия комплексная, требующая от человека владения многими навыками.

- Руководитель должен быть не первым специалистом, а первым организатором.

- Обязанность руководителя - создать сильный сплоченный коллектив, изучить и использовать те факторы окружающей среды, которые оказывают благоприятное влияние на исполнителей и повышение эффективности работы коллектива.

- Многообразные функции руководителя невозможно осуществить, не обладая достаточными знаниями в области психологии и опытом их применения в практической деятельности.

Личность руководителя, четыре группы характеристик:

1.Соцбиографические характеристики.

- возраст руководителя;

- пол руководителя

- социально экономический статус и образование.

2 Способности.

Общие и специальные (организаторские, профессиональные)

3. Интеллект (соотношение)

Интеллект - (лат.— познание, понимание, рассудок), способность мышления, рационального познания.

4 Черты характера, темперамент.

- доминантность (способность влиять на людей);

- уверенность в себе (благотворно влияет на подчиненных);

- эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость;

- креативность (способность к творческому решению задач);

- целеустремленность, предприимчивость, склонность к риску;

- ответственность (три вида ответственности);

- надежность в выполнении задания (обязательность);

- независимость (самостоятельность в принятии решений);

- общительность.

Психологическая структура личности руководителя

(из моего конспекта)

Организаторские спрособности

Общепсихологический уровень

Психодинамический уровень

Половозрастные характеристики

Функции руководителя:

- познания — познание человека, группы, организации, ее внутренней и внешней среды, актуальной ситуации управления;

- прогноза — определение основных направлений и динамики развития управляемых переменных;

- проектирования — определение целей и задач организации, программирование и планирование деятельности;

- коммуникативно-информационная функция (формирование, структурирование и сохранение коммуникационных сетей;

- мотивации и стимулирования — рациональное воздействие на совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность и определяющих направленность деятельности субъекта и объекта управления;

- обучения — передача необходимых знаний, навыков и умений подчиненным;

- развития — целесообразное изменение психологических переменных личности и коллектива;

- оценки — формирование и применение норм и стандартов деятельности;

- контроля — определение соответствия состояния дел целям управления;

- коррекции — внесение необходимых изменений в цели и программу управления.

- организации. Организация - деятельность, направленная на упорядочение взаимодействия людей.

Требования к организационной деятельности:

Целесообразность, гибкость, оперативность, надёжность, экономичность

Алгоритм организационной деятельности:

- определение целей, задач и особенностей совместной деятельности;

- выявление потребности в ресурсах и обеспечение бесперебойного снабжения;

- установление последовательности, продолжительности и контрольных сроков;

- выбор способов осуществления необходимых действий и взаимодействий людей;

- установление между членами организации необходимых отношений;

- создание соответствующей мотивации;

- организация взаимодействия между подчинёнными.

Принципы эффективной организации взаимодействия:

- специализация исполнителей;

- пропорциональность частей, образующих систему;

- параллельность действий;

- ритмичность деятельности.

Как правило наблюдается определённая избирательность, предпочтение одних функций пред другими. Таким образом, у каждого руководителя определяется свой стиль деятельности (люди; процесс производства; система управления).

Типы руководителей (в чистом виде не существуют):

«Регламентатор» стремится к достижению полного описания деятельности подчиненных при помощи должностных инструкций, предписаний, нормативов.

«Диктатор» - приказы, распоряжения, санкции, жесткое давление.

«Коллегиал» видит залог эффективности управления в использовании коллективных форм принятия решений.

«Показушник» прежде всего предрасположен к быстрому реагированию на меняющиеся управленческие ситуации, своевременное принятие «нужного» решения (иногда не совсем рационального).

«Объективист» главный упор делает на объективные факторы, внешние по отношению к управленческой системе, которыми он объясняет успехи и неудачи в управлении.

«Формалист» всячески оттягивает решение управленческих проблем, стремясь к тому, чтобы проблема «состарилась» и тем самым оттягивание решения превратилось в само «решение».

«Максималист» не удовлетворяется возможностью решения проблем просто на хорошем уровне, всегда стремится решать их на максимально высоком уровне и обращается к «мелким проблемам» управления только в их связи с «высокими» целями.

«Организатор» считает, что, решив «глобалъные» проблемы (к которым он обычно относит: проблемы эффективного подбора и расстановки управленческих кадров; разработки и согласования оптимального плана; материально-технического снабжения), руководитель может гораздо меньше уделять внимание другим вопросам управления.

«Диспетчер» считает, что управление состоит из мелочей, и поэтому стремится к решению всех текущих проблем, которые порой могут решить руководители более низкого уровня.

«Манипулятор» пытается во всем найти взаимовыгодные компромиссы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: