Стиль руководства - это устойчивый комплекс черт руководителя, проявляющихся в его отношении с подчиненными. Э то относительно устойчивая система способов, методов, форм воздействия руководителя на подчиненных в соответствии с поставленной целью.
Возникновение этого понятия связаны с именем выдающегося немецкого психолога К.Левина (30-е годы 20 в.)
Он выделил три «классических» стиля руководства: 1. авторитарный; 2. демократический; 3. нейтральный (или анархический).
В чистом виде они практически не существуют.
АВТОРИТАРНЫЙ СТИЛЬ.
- единоличные решения;
- жесткий контроль;
- субординация;
- жесткое воздействие.
Требует от руководителя:
- высокой ответственности;
- строгого самоконтроля;
- широкого предвидения;
- развитой способности принятия решения;
- организаторских качеств.
Требует от подчиненных:
- признание начальника единственной руководящей инстанцией и ориентировка только на него;
- строгое исполнение его распоряжений;
- отказ от реализации контроля по отношению к руководителю.
|
|
Сильные стороны:
- делает возможным быстрое принятие решений и мобилизацию сотрудников на их осуществление,
- позволяет быстрее стабилизировать ситуацию в не сложившихся, конфликтных группах;
- имеет тенденцию быть эффективным при рутинных работах, а также в условиях низкого профессионального уровня и организационной мотивации сотрудников.
Слабые стороны:
- ограничение возможностей мотивации, самостоятельности и развития подчиненных;
- опасность принятия ошибочных решений из-за субъективизма или чрезмерной перегруженности руководителя.
- существенно ограничивается мотивация подчиненных (формируется индифферентное, а то и вовсе негативное отношение к руководителю);
- из-за чинимых начальником препятствий в получении полной и достоверной информации подчиненные вынуждены добывать ее неформальным путем, что часто ведет к ее искажению, распространению различного рода слухов и сплетен;
Модификации авторитарного стиля:
1. Патриархальный - строиться на основе представлений об организации как одной большой семье.
2. Харизматичный - основывается на вере в особые, уникальные качества руководителя.
З. Автократический - руководитель - автократ использует многочисленный руководящий иерархический аппарат, который, однако, не обладает автономией и выполняет лишь решения высшего руководителя.
4. Бюрократический - характеризуется максимальной анонимностью и формализованностью отношений между начальником и подчиненными. Информация передается по формальным каналам. Контроль осуществляется через сообщения и проверку письменных отчетов.
|
|
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ:
- коллегиальность;
- открытость;
- делегирование полномочий;
- доброжелательность.
НЕЙТРАЛЬНЫЙ СТИЛЬ:
- все идет своим чередом;
- нет четкости и конкретности;
- уход от ответственности;
- надежда, что сотрудники сами знают, что делать.
НЕПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ СТИЛЬ:
- непредсказуемость;
-«шарахания» от одних методов к другим.
СИТУАТИВНЫЙ СТИЛЬ:
- методы управления зависят от ситуации.
КООПЕРАТИВНЫЙ СТИЛЬ:
Может эффективно использоваться при решении задач творческого содержания.
Отличительные признаки:
1. Взаимовлияние руководителя и сотрудников. Отказ руководителя от использования части своих компетенций по принятию решений и передачу их членам группы.
2. Функциональная дифференциация ролей с учетом компетентности членов группы.
З. Многосторонние информационные и коммуникационные отношения.
4. Урегулирование конфликтов с помощью переговоров, торга и компромиссов.
5. Ориентация на группу.
6. Доверие как основа сотрудничества.
7. Удовлетворение потребностей сотрудников и руководителей.
8. Противоречия не камуфлируются, а разрешаются на основе их интеграции при активном участии всех заинтересованных лиц.
9. Ориентация на развитие персонала в своей организации. Непрерывный процесс обучения и повышения квалификации.
К кооперативному стилю расположены уверенные в себе руководители, чаще всего достаточно зрелого возраста, с высоким уровнем образования, не опасающиеся за свой авторитет и должность, умеющие ценить способности и предложения подчиненных и их мнение о себе, ожидающие от работников конструктивных творческих решений и высоких моральных качеств.