double arrow

СТИЛИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Стиль руководства - это устойчивый комплекс черт руководителя, проявляющихся в его отношении с подчиненными. Это относительно устойчивая система способов, методов, форм воздействия руководителя на подчиненных в соответствии с поставленной целью.

Возникновение этого понятия связаны с именем выдающегося немецкого психолога К.Левина (30-е годы 20 в.)

Он выделил три «классических» стиля руководства: 1. авторитарный; 2. демократический; 3. нейтральный (или анархический).

В чистом виде они практически не существуют.

АВТОРИТАРНЫЙ СТИЛЬ.

- единоличные решения;

- жесткий контроль;

- субординация;

- жесткое воздействие.

Требует от руководителя:

- высокой ответственности;

- строгого самоконтроля;

- широкого предвидения;

- развитой способности принятия решения;

- организаторских качеств.

Требует от подчиненных:

- признание начальника единственной руководящей инстанцией и ориентировка только на него;

- строгое исполнение его распоряжений;

- отказ от реализации контроля по отношению к руководителю.

Сильные стороны:

- делает возможным быстрое принятие решений и мобилизацию сотрудников на их осуществление,

- позволяет быстрее стабилизировать ситуацию в не сложившихся, конфликтных группах;

- имеет тенденцию быть эффективным при рутинных работах, а также в условиях низкого профессионального уровня и организационной мотивации сотрудников.

Слабые стороны:

- ограничение возможностей мотивации, самостоятельности и развития подчиненных;

- опасность принятия ошибочных решений из-за субъективизма или чрезмерной перегруженности руководителя.

- существенно ограничивается мотивация подчиненных (формируется индифферентное, а то и вовсе негативное отношение к руководителю);

- из-за чинимых начальником препятствий в получении полной и достоверной информации подчиненные вынуждены добывать ее неформальным путем, что часто ведет к ее искажению, распространению различного рода слухов и сплетен;

Модификации авторитарного стиля:

1. Патриархальный - строиться на основе представлений об организации как одной большой семье.

2. Харизматичный - основывается на вере в особые, уникальные качества руководителя.

З. Автократический - руководитель - автократ использует многочисленный руководящий иерархический аппарат, который, однако, не обладает автономией и выполняет лишь решения высшего руководителя.

4. Бюрократический - характеризуется максимальной анонимностью и формализованностью отношений между начальником и подчиненными. Информация передается по формальным каналам. Контроль осуществляется через сообщения и проверку письменных отчетов.

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ:

- коллегиальность;

- открытость;

- делегирование полномочий;

- доброжелательность.

НЕЙТРАЛЬНЫЙ СТИЛЬ:

- все идет своим чередом;

- нет четкости и конкретности;

- уход от ответственности;

- надежда, что сотрудники сами знают, что делать.

НЕПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ СТИЛЬ:

- непредсказуемость;

-«шарахания» от одних методов к другим.

СИТУАТИВНЫЙ СТИЛЬ:

- методы управления зависят от ситуации.

КООПЕРАТИВНЫЙ СТИЛЬ:

Может эффективно использоваться при решении задач творческого содержания.

Отличительные признаки:

1. Взаимовлияние руководителя и сотрудников. Отказ руководителя от использования части своих компетенций по принятию решений и передачу их членам группы.

2. Функциональная дифференциация ролей с учетом компетентности членов группы.

З. Многосторонние информационные и коммуникационные отношения.

4. Урегулирование конфликтов с помощью переговоров, торга и компромиссов.

5. Ориентация на группу.

6. Доверие как основа сотрудничества.

7. Удовлетворение потребностей сотрудников и руководителей.

8. Противоречия не камуфлируются, а разрешаются на основе их интеграции при активном участии всех заинтересованных лиц.

9. Ориентация на развитие персонала в своей организации. Непрерывный процесс обучения и повышения квалификации.

К кооперативному стилю расположены уверенные в себе руководители, чаще всего достаточно зрелого возраста, с высоким уровнем образования, не опасающиеся за свой авторитет и должность, умеющие ценить способности и предложения подчиненных и их мнение о себе, ожидающие от работников конструктивных творческих решений и высоких моральных качеств.


Сейчас читают про: