Введение. Методические указания к выполнению

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

КУРГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра «Менеджмент»

БИЗНЕС-ПЛАН ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА

Методические указания к выполнению

курсового проекта по дисциплине «Инновационный менеджмент»

для студентов специальностей

080507 «Менеджмент организации»

080504 «Государственное и муниципальное управление»

Курган 2008


Кафедра «Менеджмент»

Дисциплина «Инновационный менеджмент»

(специальности 080507, 080504)

Составила: ст. преподаватель Н.С. Штинова

Утверждены на заседании кафедры «20» марта 2008г.

Рекомендованы методическим

советом университета «3» июля 2008г.

Составлены на основе программы дисциплины «Инновационный менеджмент» с учетом научно-исследовательской и учебно-методической литературы.


Содержание

Введение 1 Основные понятия, цели и структура бизнес-плана инновационного проекта 2 Общие требования к составлению бизнес-плана инновационного проекта 3 Содержание и методика выполнения разделов бизнес-плана 4 Особенности содержания и методики выполнения разделов инновационного проекта в государственной и муниципальной сферах Приложения Список литературы    
   
   
   
   
   
   
   
   
 
 

ВВЕДЕНИЕ

Современная рыночная экономика характеризуется преобладанием рынка знаний и информации над рынками материально-вещественных товаров и ресурсов и значительным ростом объема затрат на развитие. В современных условиях международное положение отдельных стран и фирм определяется главным образом интенсивностью применения достижений науки и техники в хозяйственной практике. Страны и фирмы, которые в силу тех или иных причин не могут обеспечить соблюдение установленных стандартов развития, остаются вне мирового рынка. Осуществление необходимых изменений на предприятиях и в организациях (выпускаемой продукции и услуг, технологии, организационной структуры, системы стимулирования и т.д.) определяет их развитие и служит объектом приложения сил и опыта в инновационном менеджменте.

Создание инноваций связано с особым видом управления – управлением проектами. Обоснование и принятие решений по выбору инновационного проекта для реализации является одной из наиболее сложных и ответственных задач ме­неджмента. Эти решения охватывают практически все аспекты финансово-хозяйственной деятельности компании, требуют рассмотрения и оценки ее как экономической системы, на базе которой должен быть разработан и реализован предлагаемый инновационный проект.

Целью курсового проектирования является практическое закрепление навыков разработки бизнес-плана инновационного проекта.

Объектом исследования для написания бизнес-плана является конкретное предприятие или организация, на котором студент закреплен для прохождения практики. По согласованию с ведущим преподавателем в отдельных случаях допускается изменение объекта исследования.

В качестве методики в данном курсовом проекте предлагается использовать методики разработки бизнес- плана, разработанные Инвестиционной финансовой группой и Российской финансовой корпорацией [6], Российским фондом фундаментальных исследований [13].

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ЦЕЛИ И СТРУКТУРА БИЗНЕС-ПЛАНА ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА

Инновационная деятельность основывается на реализации проектов.

Проект – это совокупность мероприятий, направленных на достижение четко сформулированной цели, которая, как правило, имеет уникальных характер, а ее достижение связано с ресурсными ограничениями.

В последние годы часто употребляется термин «инновационный проект», в основе которого лежит «инновационная идея», а главной целью служит создание и использование инноваций (новых технологий, изделий, продуктов, организационных решений, изобретений, know-how и т.д.).

Инновационная идея - это предпринимательский или научный замысел исследовательских, технических, организационных, финансовых, а также других мероприятий, направленных на достижение научной цели и/или коммерческого эффекта.

Инновационный проект - это система взаимосвязанных целей, а также программ их достижения, представляющих собой комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, организационных, финансовых, коммерческих и других мероприятий, увязанных по ресурсам, срокам и исполнителям, оформленных комплектом проектной документации и обеспечивающих эффективное решение конкретной научно-технической задачи, выраженной в количественных показателях.

Инновационный проект, реализация которого практически невозможна без вложения инвестиций, также можно назвать и инвестиционным проектом, но при этом он имеет следующие особенности:

- цель проекта – создание инноваций;

- проекту присуща высокая степень неопределенности достижения цели;

- проект ориентирован на достижение долгосрочных целей;

- вовлечение в реализацию проекта уникальных ресурсов (прежде всего специалистов, склонных к творческой деятельности);

- при реализации проекта велика вероятность получения неожиданных, представляющих самостоятельную коммерческую ценность, промежуточных и конечных результатов.

Элементом проекта выступает бизнес-план, содержащий характеристику проекта и обоснование эффективности его осуществления.

Бизнес-план инновационного проекта - подробный план предпринимательской деятельности на определенный период по реализации инновационного проекта, устанавливающий показатели, которых должно достичь предприятие.

Основная цель подготовки бизнес-плана – привлечение инвестиций, необходимых для выполнения инновационного проекта.

Также целью разработки бизнес-плана является планирование финансовой, производственной и сбытовой деятельности компании по реализации выбранного инновационного проекта в соответствии с потребностями рынка и ее производственными ресурсами. Бизнес-план должен дать представление о целях, методах осуществления и ожидаемых результатах инновационного проекта, доказать, что данный проект позволяет получить приемлемую прибыль на инвестируемый капитал и является привлекательным для всех его потенциальных участников.

Структура бизнес-плана инновационного проекта рекомендована Российским фондом фундаментальных исследований [13] и состоит из следующих разделов:

- титульный лист;

- содержание;

- резюме бизнес-плана;

- краткое описание инновационной идеи, положенной в основу проекта;

- описание предприятия и анализ его финансового состояния;

- описание планируемой к производству продукции (приобретаемых фондов, технологии);

- анализ рынка;

- маркетинговый план;

- производственный план;

- организационный план;

- финансовый план;

- приложения.

Указанная структура бизнес-плана проекта не является жесткой, единственно возможной. При разработке конкретного проекта состав и содержание разделов могут меняться в зависимости от масштаба и характера бизнеса, целей плана, перспектив роста компании и т.п.

Структура курсового проекта содержит следующие разделы: титульный лист курсового проекта, содержание курсового проекта, титульный лист бизнес-плана, содержание бизнес-плана опускается по причине его дублирования с содержанием курсового проекта, требуемые разделы бизнес-плана, список использованных источников.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОСТАВЛЕНИЮ БИЗНЕС-ПЛАНА ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА

Несмотря на возможные отличия в содержании конкретных бизнес-планов, существуют определенные общие требования к их составлению и оформлению:

- степень детализации должна соответствовать целям бизнес-плана;

- бизнес-план должен быть кратким (не более 30-35 страниц машинописного текста, объем приложений неограничен);

- материал должен быть представлен последовательно, логично и доказательно с соблюдением правил грамматики; все используемые сокращения должны быть расшифрованы;

- в бизнес-план не должна включаться второстепенная и справочная информация; ее лучше вынести в приложения (объем приложений не ограничивается);

- стиль изложения: текст должен быть простым и понятным, легковоспринимаемым; следует избегать специальной технической терминологии, подробностей описания продукции, технологических процессов и операций;

- бизнес-план должен представлять собой объективный анализ, основанный на реалистичных предположениях; при обосновании прогнозов следует использовать как можно больше подтверждающих фактов (собственное мнение предпринимателя не является доказательством), ссылок на источники информации (например, проведенные исследования рынка, опросы, статистические данные по отрасли, экономические и демографические исследования и т.п.);

- бизнес-план рекомендуется составлять на весь период реализации проекта;

- текст бизнес-плана выполняется печатным способом на одной стороне листа бумаги размером 210*297мм (формат А4); шрифт - Times New Roman Cyr (кегль 14); междустрочный интервал полуторный (1,5); цвет шрифта – черный; выравнивание текста по ширине; первая строка (абзац) 15мм; поля: правое - 10мм, левое - 30мм, верхнее и нижнее - 20мм; нумерация страниц арабскими цифрами в центре нижней части листа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: