Тема. Болезни органов дыхания. Бронхит. Грипп. Пневмонии.
Учебные цели занятия. Студент должен знать:
- понятия обструктивного и рестриктивного типов поражения дыхательных путей;
- основные факторы риска возникновения бронхолегочных заболеваний;
- этиологию, патогенез и принципы профилактики и лечения острого бронхита;
- этиологию, патогенез и принципы терапии очаговой пневмонии;
- этиологию, стадии, патогенез и принципы терапии крупозной пневмонии;
- эпидемиологию, этиологию, патогенез и принципы профилактики и терапии гриппа.
Студент должен уметь разбираться в особенностях этиологии патогенеза различных видов острых заболеваний бронхолегочной системы для выбора правильной стратегии их профилактики и лечения.
Экспериментальная работа. Изучение изменений дыхания крысы при раздражении рецепторов ее верхних дыхательных путей.
Оснащение работы: крысы, 10% раствор уретана, нашатырный спирт, 5% раствор новокаина, препаровальная доска, серфин, рычажок Энгельмана, кимограф.
Ход работы:
- наркотизировать крысу внутрибрюшинным введением 10% раствора уретана в дозе 1,5 мл/100г. массы;
- с наступлением наркоза фиксировать крысу на препаровальной доске брюшком вверх;
- зажать серфином кожную складку и соединить его с рычажком Энгельмана;
- подвести рычажок к кимографу и произвести запись дыханий;
- продолжая запись поднести в воронке к носу животного вату, смоченную нашатырным спиртом;
- зарегистрировать характер изменения дыхания;
- после восстановления дыхания произвести анестезию дыхательных путей крысы, введя в ноздри по 2 капли 1% раствора новокаина;
- через 5 – 10 минут повторить процедуру раздражения верхних дыхательных путей аммиаком;
- зарегистрировать характер дыханий;
- сделать вывод и объяснить механизм изменения дыхания при действии аммиака без анестезии и с ней.
- привести примеры расстройств дыхания у человека, возникающих по такому же механизму;
- указать меры доврачебной помощи при инспирации раздражающих веществ.