double arrow

Таможенный контроль после выпуска товаров. Таможенный контроль при обороте товаров, ввезенных на таможенную территорию Таможенного Союза

Таможенные органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров в течение 3 лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем.

Законодательством государств – членов таможенного союза может быть установлен более продолжительный срок проведения таможенного контроля после выпуска товаров, который не может превышать 5 лет.

Таможенный контроль после выпуска товаров проводится в формах и порядке, которые установлены ТКТС.

Формами таможенного контроля являются:

1) проверка документов и сведений;

2) устный опрос;

3) получение объяснений;

4) таможенное наблюдение;

5) таможенный осмотр;

6) таможенный досмотр;

7) личный таможенный досмотр;

8) проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков;

9) таможенный осмотр помещений и территорий;

10) учет товаров, находящихся под таможенным контролем;

11) проверка системы учета товаров и отчетности по ним;

12) таможенная проверка.

Таможенные органы проводят таможенный контроль при обороте товаров, ввезенных на таможенную территорию таможенного союза, в целях проверки сведений, подтверждающих факт выпуска таких товаров в соответствии с требованиями и условиями таможенного законодательства таможенного союза, в том числе проверки наличия на товарах маркировки или иных идентификационных знаков, используемых для подтверждения легальности ввоза товаров на таможенную территорию таможенного союза.

Законодательством государств – членов таможенного союза может быть установлена возможность таможенного декларирования, совершения иных таможенных операций и уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, незаконно перемещенных через таможенную границу таможенного союза, либо не выпущенных в соответствии с одной из таможенных процедур, что повлекло за собой неуплату таможенных пошлин, налогов или несоблюдение запретов и ограничений, обнаруженных таможенными органами у лиц, приобретших эти товары на таможенной территории таможенного союза в связи с осуществлением этими лицами предпринимательской деятельности.


Участие специалиста при проведении таможенного контроля. Привлечение специалистов и экспертов из других государственных органов для оказания содействия в проведении таможенного контроля.

В необходимых случаях для участия в совершении конкретных действий при проведении таможенного контроля может быть привлечен не заинтересованный в результатах таких действий специалист, обладающий специальными знаниями и навыками, необходимыми для оказания содействия таможенным органам, в том числе при применении технических средств.

Привлечение лица в качестве специалиста осуществляется на договорной основе.

Специалист вправе:

1) знакомиться с материалами, связанными с осуществлением конкретных действий, совершаемых с его участием;

2) знакомиться с документами, оформляемыми по результатам совершения действий при проведении таможенного контроля, в которых он принимал участие, и делать заявления или замечания по поводу совершаемых им действий, подлежащие занесению в такие документы.

Специалист обязан:

1) участвовать в совершении действий, требующих специальных знаний, давать пояснения по поводу совершаемых им действий;

2) удостоверить своей подписью факт совершения указанных действий, их содержание и результаты.

Полученная специалистом информация, составляющая коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну, а также иная конфиденциальная информация не должны им разглашаться, использоваться в иных целях, передаваться третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Расходы, возникшие у таможенных органов в связи с привлечением специалиста, возмещаются за счет средств лица, в отношении которого или товаров которого проводится таможенный контроль, если в ходе проведения таможенного контроля выявлены нарушения таможенного законодательства таможенного союза. В иных случаях такая оплата услуг осуществляется за счет средств бюджета.

Таможенные органы вправе привлекать специалистов и экспертов из других государственных органов для оказания содействия в проведении таможенного контроля.

Специалисты и эксперты, привлекаемые из других государственных органов, обязаны не разглашать сведения, составляющие государственную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну (секреты), а также конфиденциальную информацию, касающуюся участников внешнеэкономической и иной деятельности в сфере таможенного дела.

Расходы, связанные с привлечением специалистов и экспертов из других государственных органов, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей, возмещаются за счет средств лица, в отношении которого или товаров которого проводится таможенный контроль, если в ходе проведения таможенного контроля выявлены нарушения таможенного законодательства таможенного союза. В иных случаях такая оплата услуг осуществляется за счет средств бюджета.


34. При проведении таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу и подлежащих контролю другими контролирующими государственными органами, таможенные органы обеспечивают общую координацию таких действий и их одновременное проведение в порядке, определяемом законодательством таможенного союза.

В целях повышения эффективности таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу, таможенные органы и контролирующие государственные органы обмениваются информацией (сведениями) и (или) документами, необходимыми для проведения таможенного и иных видов государственного контроля, с использованием информационных систем и технологий.

В целях ускорения процедур государственного контроля при перемещении товаров через таможенную границу таможенный досмотр может проводиться с участием всех государственных органов, осуществляющих контроль на таможенной границе.

При проведении таможенного контроля не допускается причинение неправомерного вреда перевозчику, в том числе таможенному перевозчику, декларанту, их представителям, владельцам складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли и иным заинтересованным лицам, чьи интересы затрагиваются действиями (бездействием) и решениями таможенных органов при проведении таможенного контроля, а также товарам и транспортным средствам.

Убытки, причиненные лицам неправомерными решениями, действиями (бездействием) таможенных органов либо их должностных лиц при проведении таможенного контроля, подлежат возмещению в полном объеме в соответствии с законодательством таможенного союза.

Убытки, причиненные лицам правомерными решениями, действиями должностных лиц таможенных органов, возмещению не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.


35. Освобождение от применения таможенными органами определенных форм таможенного контроля устанавливается ТКТС, международными договорами государств - членов таможенного союза и иными международными договорами.

Таможенному досмотру не подлежит личный багаж:

1) глав государств - членов таможенного союза и следующих вместе с ними членов их семей;

2) глав правительств, членов правительств государств - членов таможенного союза, если указанные лица пересекают таможенную границу в связи с исполнением служебных обязанностей;

3) глав иностранных государств, глав правительств иностранных государств, министров иностранных дел, посещающих государства - члены таможенного союза с официальным визитом;

4) иных лиц в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза и иными международными договорами.

Освобождаются от таможенного досмотра:

1) иностранные военные корабли (суда), боевые воздушные суда и военная техника, следующие своим ходом;

2) военное имущество, которое согласно специальным заявлениям соответствующих государственных органов государств - членов таможенного союза, перемещается через таможенную границу; военное имущество, которое согласно специальным заявлениям Министерства обороны Республики Беларусь перемещается через таможенную границу в военно-оперативных целях; выполняющие международные авиарейсы иностранные воздушные суда в период стоянки в зонах таможенного контроля в международных аэропортах Республики Беларусь; имущество, досмотр которого не проводится в связи с таможенными льготами, предоставленными его владельцу; дипломатическая почта и консульская вализа иностранных государств; отправления письменной корреспонденции, не содержащие товаров, запрещенных к пересылке в международных почтовых отправлениях.

Освобождение от определенных операций таможенного контроля в соответствии с международными договорами Республики Беларусь осуществляется после вступления в силу этих договоров.

Руководитель ГТК или лицо, его замещающее, вправе освобождать отдельных лиц, отдельные товары от определенных операций таможенного контроля в случае, когда это связано с обеспечением безопасности Республики Беларусь.


36. Таможенные органы проверяют документы и сведения, представленные при совершении таможенных операций, с целью установления достоверности сведений, подлинности документов и (или) правильности их заполнения и (или) оформления.

Проверка достоверности сведений, представленных таможенным органам при совершении таможенных операций, осуществляется путем их сопоставления с информацией, полученной из других источников, анализа сведений таможенной статистики, обработки сведений с использованием информационных технологий, а также другими способами, не запрещенными таможенным законодательством таможенного союза.

При проведении таможенного контроля таможенный орган вправе мотивированно запросить в письменной форме дополнительные документы и сведения с целью проверки информации, содержащейся в таможенных документах.

При совершении таможенных операций в соответствии с ТКТС должностные лица таможенных органов вправе проводить устный опрос физических лиц, их представителей, а также лиц, являющихся представителями организаций, обладающими полномочиями в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, без оформления объяснений указанных лиц в письменной форме.

Получение объяснений - получение должностными лицами таможенного органа от перевозчиков, декларантов и иных лиц, располагающих сведениями об обстоятельствах, имеющих значение для осуществления таможенного контроля, необходимой информации в сфере таможенного дела.

Объяснения оформляются в письменной форме, установленной решением Комиссии таможенного союза.

При необходимости вызова лица для получения объяснений таможенный орган оформляет уведомление в письменной форме, которое вручается вызываемому лицу.

Таможенное наблюдение - гласное, целенаправленное, систематическое или разовое, непосредственное или опосредованное визуальное наблюдение, в том числе с применением технических средств, должностными лицами таможенных органов за перевозкой товаров, в том числе транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, совершением с ними грузовых и иных операций.


37. Таможенный осмотр - внешний визуальный осмотр товаров, в том числе транспортных средств, багажа физических лиц, а также грузовых емкостей, таможенных пломб, печатей и иных средств идентификации, без вскрытия транспортных средств, упаковки товаров, демонтажа и нарушения целостности обследуемых объектов и их частей иными способами.

Таможенный осмотр должностными лицами таможенного органа товаров, в том числе транспортных средств международной перевозки, международных почтовых отправлений и багажа физических лиц, осуществляется с целью получения подтверждения сведений о характере, происхождении, состоянии и количестве товаров, находящихся под таможенным контролем, о наличии на товарах, транспортных средствах и их грузовых помещениях таможенных пломб, печатей и других наложенных средств идентификации.

В зоне таможенного контроля таможенный осмотр может производиться в отсутствие декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, и их представителей, за исключением случаев, когда указанные лица изъявляют желание присутствовать при таможенном осмотре.

Таможенный осмотр может проводиться с применением технических средств, которые обеспечивают визуализацию внутренней структуры осматриваемого объекта и иным образом информируют о наличии специфических физических характеристик такого объекта.

По результатам таможенного осмотра должностными лицами таможенных органов составляется акт по форме, установленной решением Комиссии таможенного союза, если результаты такого осмотра будут использованы в таможенных целях.

По требованию лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, должностные лица таможенного органа обязаны составить акт либо поставить отметку о факте проведения таможенного осмотра на транспортном (перевозочном), коммерческом или таможенном документе.

Второй экземпляр акта о проведении таможенного осмотра вручается лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров.


38. Там-ый досмотр - действия должностных лиц там-ых органов, связанные со вскрытием упаковки тов-в или грузового помещения т/с либо емкостей, контейнеров и иных мест, где находятся или могут находиться товары, с нарушением наложенных на них там-ых пломб или иных ср-в идентификации, разборкой, демонтажем или нарушением целостности обследуемых объектов и их частей иными способами.

Должностное лицо там-го органа, уполномоченное на проведение там-го досмотра, уведомляет о месте и времени проведения там-го досмотра декларанта или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении тов-в, если эти лица известны. Декларант, иные лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, и их представители вправе по собственной инициативе присутствовать при таможенном досмотре.

По требованию должностных лиц там-го органа декларант или иные лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, и их представители обязаны присутствовать при таможенном досмотре и оказывать должностным лицам таможенного органа необходимое содействие. Таможенный орган вправе проводить таможенный досмотр в отсутствие декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, и их представителей в следующих случаях: 1) при неявке указанных лиц либо такие лица неизвестны; 2) при существовании угрозы национальной (государственной) безопасности, жизни и здоровью человека, животных, возникновения эпизоотической ситуации, окружающей среде, сохранению объектов национального культурного достояния и при иных обстоятельствах, не терпящих отлагательства, в том числе при наличии признаков, указывающих на то, что товары являются легковоспламеняющимися веществами, взрывоопасными предметами, взрывчатыми, отравляющими, опасными химическими и биологическими веществами, наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими, ядовитыми, токсичными, радиоактивными веществами, ядерными материалами и другими подобными товарами, если товары распространяют неприятный запах; 3) при пересылке товаров в международных почтовых отправлениях; 4) при оставлении на таможенной территории таможенного союза товаров в нарушение таможенной процедуры, предусматривающей их вывоз.

Таможенный досмотр проводится в присутствии 2 понятых.

По результатам таможенного досмотра составляется акт таможенного досмотра в 2 экземплярах по форме, установленной решением Комиссии таможенного союза. В акте таможенного досмотра указываются следующие сведения:1) сведения о должностных лицах таможенного органа, проводивших таможенный досмотр, и лицах, присутствовавших при его проведении; 2) причины проведения таможенного досмотра в отсутствие декларанта или иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров; 3) результаты таможенного досмотра; 4) иные сведения, предусмотренные формой акта.

2-й экземпляр вручается (направляется) лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров, либо его представителю, если это лицо установлено.


39. Личный там-ый досмотр является исключительной операцией таможенного контроля и может быть проведен только по письменному решению начальника таможенного органа или лица, его замещающего. Реш-е о проведении личного там-го досмотра может быть принято при наличии оснований полагать, что ф.л., следующее ч/з там.границу там.союза и находящееся в зоне там-го контроля скрывает при себе и добровольно не выдает товары, незаконно перемещаемые через таможенную границу.

Перед началом личного таможенного досмотра должностное лицо таможенного органа обязано: объявить физическому лицу решение о проведении личного таможенного досмотра; ознакомить физическое лицо с его правами и обязанностями при проведении такого досмотра; предложить добровольно выдать скрываемые товары. Личный таможенный досмотр проводится: в изолированном помещении, отвечающем санитарно-гигиеническим требованиям; должностным лицом таможенного органа одного пола с досматриваемым лицом; в присутствии двух физических лиц того же пола, не заинтересованных в результатах.

Доступ в помещение других физических лиц и возможность их наблюдения за проведением личного таможенного досмотра должны быть исключены. Обследование тела досматриваемого лица должно проводиться только медицинским работником. При личном таможенном досмотре несовершеннолетнего или недееспособного физического лица обязаны присутствовать его законные представители. Личный таможенный досмотр должен проводиться в корректной форме, исключающей унижение достоинства личности и причинение неправомерного вреда здоровью и ущерба имуществу досматриваемого лица, в пределах, необходимых для обнаружения скрытых этим лицом при себе товаров.

Досматриваемое лицо имеет право: требовать объявления решения начальника таможенного органа или лица, его замещающего, о проведении личного таможенного досмотра; ознакомиться со своими правами и обязанностями; давать объяснения, заявлять ходатайства; знакомиться с актом личного таможенного досмотра по окончании его составления и делать заявления, подлежащие внесению в этот акт; пользоваться родным языком, а также услугами переводчика; обжаловать действия должностных лиц таможенного органа по окончании проведения личного таможенного досмотра, если такое лицо считает, что его права и законные интересы при проведении личного таможенного досмотра ущемлены.

О проведении личного таможенного досмотра составляется акт в двух экземплярах. Акт подписывается:должностным лицом таможенного органа, проводившим личный таможенный досмотр; физическим лицом, в отношении которого был проведен личный таможенный досмотр, или его законным представителем; понятыми; при обследовании тела досматриваемого лица и медицинским работником.

Второй экземпляр подлежит вручению лицу, в отношении которого был проведен личный таможенный досмотр, или его законному представителю незамедлительно после его составления.


40. Там-ые органы проводят проверку наличия на товарах или на их упаковке спец-х марок, идентификационных знаков или обозначений тов-в иными способами, используемых для подтверждения легальности их ввоза на там-ю тер-ию там-го союза. Отсутствие на товарах спец-х марок, идентификационных знаков или обозначений тов-в иными способами рас-тся как ввоз тов-в на там-ую тер-рию там-ого союза, осуществленный без совершения там-ых операций и выпуска тов-в, если лицо, у к-го такие товары обнаружены, декларант либо иное заинтересованное лицо не докажут обратное.

Там-ый осмотр помещений и тер-рий проводится в целях подтверждения наличия тов-в, находящихся под там-ым контролем, в т.ч. условно выпущенных, в местах временного хранения, там-ых складах, в помещениях магазина беспошлинной торговли и иных местах, где могут находиться товары под там-ым контролем. Там-ный осмотр помещений и тер-рий может проводиться там-ми органами:1) в местах перемещения тов-в ч/з там-ую границу, пограничной зоне; 2) у лиц, осуществляющих оптовую или розничную торговлю товарами, хранящих товары в местах, не являющихся зонами там-го контроля, при наличии инф-ции о нахождении в помещениях или на терр-риях этих лиц тов-в, ввезенных на там-ую тер-рию там-го союза и (или) находящихся на ней с нарушением порядка, предусмотренного ТКТС, для проверки такой информации; 3) у лиц, в отношении которых проводится выездная таможенная проверка. Проведение там-го осмотра жилых помещений не допускается. Там-ый осмотр помещений и тер-ий проводится при предъявлении предписания (указания) и служебного удостоверения должностного лица там-го органа. В случае отказа в доступе на территорию и в помещения должностные лица там-ых органов вправе входить на тер-рию и в помещения с пресечением сопротивления и со вскрытием запертых помещений в присутствии 2 понятых. Обо всех случаях вхождения в помещения там-ые органы уведомляют прокурора в течение 24 ч. Там-й осмотр помещений и тер-рий не может продолжаться более 1 рабочего дня.

По рез-ам там-го осмотра помещений и тер-рий составляется акт по форме, утверждаемой реш-м Комиссии там-го союза. 2й экземпляр подлежит вручению лицу, чьи помещения или территории осматривались.

Там-ые органы ведут учет тов-в, находящихся под там-м контролем, и совершаемых с ними там-х операций, в том числе с использованием информационных систем и технологий.

Лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, пользующиеся специальными упрощениями, а также пользующиеся и (или) владеющие иностранными товарами, по требованию таможенных органов обязаны представлять в таможенные органы отчетность о хранящихся, перевозимых, реализуемых, перерабатываемых и (или) используемых товарах, а также о совершенных таможенных операциях.


41. Там-я проверка проводится там-ми органами в целях проверки соблюдения лицами требований, установленных там-м зак-вом там-го союза, т.е. в ходе проверки проверяется факт помещения тов-в под опред-й там-й режим или под там-ю процедуру, соблюдения требований и условий использования тов-в в соответствующих там-ом режиме или там-ой процедуре, а также достоверности сведений, указанных в там-ой декларации и иных док-х.

Проведение там-ой проверки допускается только в отношении ю.л. и ИП, осуществляющих внешнеэконимическую д-ть с ин. партнерами.

При там-ой проверке там-ми органами проверяются:1) факт помещения тов-в под там-ую процедуру; 2) достоверность сведений, заявленных в там-й декларации и иных док-х, представленных при там-м декларировании т-ов, повлиявших на принятие реш-я о выпуске тов-в; 3) соблюдение ограничений по пользованию и распоряжению условно выпущенными тов-ми; 6) соблюдение условий там-х процедур, при помещении под которые товары не приобретают статус тов-в там-го союза.

Там-я проверка проводится на основании предписания начальника там-го органа или его уполномоченного зам-ля. В предписании указываются наименование там-го органа, проводящего там-ю проверку, наименование ю.л. или Ф.И.О ИП, в отношении к-ых проводится там-аяпроверка, фамилии и инициалы проверяющих, их должности, тема (вопросы) там-ой проверки и срок ее проведения.

Перед началом проведения там-ой проверки должностные лица там-го органа обязаны предъявить руководителю проверяемого ю.л. либо ИП служебное удостоверение, предписание на проведение там-ой проверки, а также внести необходимые сведения в книгу учета проверок (ревизий).

При проведении там-й проверки там-м органам предоставляется право: требовать безвозмездного предоставления любой документации и информации (включая банковскую), в т.ч. в форме электронных док-в; получать доступ в пределах своей компетенции к базам и банкам данных автоматизированных информационных сис-м проверяемого лица с учетом требований зак-ва о защите инф-ции; осматривать помещения и тер-рии проверяемого лица, а также проводить там-ый осмотр и там-ыйдосмотр; требовать проведения инвентаризаций тов-в; требовать у проверяемых ю.л. и ИП копии док-в и выписки из них, заверенные подписью уполномоченного должностного лица и печатью ю.л. и ИП; требовать письменные объяснения от должностных лиц проверяемого ю.л., ИП; опечатывать помещения; осуществлять изъятие документов, свидетельствующих о совершении.

Рез-ты проведения там-ой проверки оформляются актом в 2х экземп-х. Рез-ты там-ой проверки, в ходе которой не выявлены нарушения актов законодательства, оформляются справкой.

В акте таможенной проверки должны быть соблюдены объективность, ясность и точность изложения выявленных фактов. Не допускается включение в акт таможенной проверки различного рода документально не подтвержденных предположений и данных о деятельности проверяемого лица.


42. Под взаимной адм-ой помощью понимаются действия там-го органа одного государства таможенного союза, совершаемые по поручению таможенного органа другого государства таможенного союза или совместно с ним в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и предупреждения, пресечения, расследования нарушений таможенного законодательства таможенного союза. Взаимная административная помощь включает в себя: обмен информацией между таможенными органами таможенного союза; взаимное признание решений, принятых таможенными органами; проведение отдельных форм таможенного контроля, установленных ТКТС, таможенным органом одного из государств таможенного союза по поручению таможенного органа другого государства таможенного союза.

Взаимная административная помощь может включать и иные виды взаимодействия таможенных органов в соответствии с международными договорами.

Таможенные органы осуществляют обмен информацией в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза, в том числе в части таможенного контроля в отношении товаров, перевозимых под таможенным контролем, и транспортных средств международной перевозки, временно ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, а также подтверждения вывоза товаров с таможенной территории таможенного союза.

Обмен информацией между таможенными органами производится в соответствии с международными договорами, в том числе с использованием информационных систем и информационных технологий.

Решения таможенных органов, принятые при совершении таможенных операций в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза либо вывозимых за ее пределы, находящихся под таможенным контролем, перевозимых по таможенной территории таможенного союза в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, временно хранящихся, а также при проведении таможенного контроля, взаимно признаются таможенными органами государств - членов таможенного союза и имеют равную юридическую силу на таможенной территории таможенного союза в случаях, определенных таможенным законодательством таможенного союза.


43. Там-ые органы применяют сис-му управления рисками для опред-я тов-в, т/с международной перевозки, док-в и лиц, подлежащих там-му контролю, форм там-го контроля, применяемых к таким тов-м, т/с международной перевозки, док-м и лицам, а также степени проведения там-го контроля.

Стратегия и тактика применения системы управления рисками определяется зак-вом там-го союза. Целями применения сис-мы управления рисками яв-ся: 1) обеспечение в пределах компетенции там-ых органов мер по защите нац-ой безопасности, жизни и здоровья человека, охране окружающей среды; 2) сосредоточение внимания на областях повышенного риска и обеспечение более эффективного использования имеющихся в распоряжении ресурсов;3) выявление, прогнозирование и предотвращение нарушений таможенного законодательства таможенного союза; 4) ускорение проведения там-ных операций при перемещении тов-в ч/з там-ую границу. Там-ые органы осущ-т взаимный обмен информацией о применяемых мерах по минимизации рисков, а также иной информацией, способствующей повышению эффективности проведения таможенного контроля, в порядке, установленном международным договором.

К объектам анализа риска относятся:1) товары, находящиеся под там-м контролем либо помещенные под там-ую процедуру выпуска для внутреннего потребления; 2) т/с международной перевозки; 3) сведения, содержащиеся во внешнеэкономических договорах купли-продажи либо обмена, соглашениях либо иных документах на право владения, пользования и распоряжения тов-ми; 4) сведения, содержащиеся в транспортных, коммерческих, там-ых и иных док-ах; 5) д-ть декларантов и иных лиц, обладающих полномочиями в отношении тов-в, находящихся под там-ым контролем; 6) результаты применения форм там-го контроля. Д-сть там-ых органов по оценке и управлению рисками закл-ся в выполнении след. задач:1) форм-ие информационной базы данных с-мы управления рисками там-ых орг-в; 2) анализ и оценка рисков, включающих в себя систематическое определение: объектов анализа рисков; индикаторов риска по объектам анализа риска, определяющих необходимость принятия мер по предотвращению и минимизации рисков; оценки возможного ущерба в случае возникновения рисков; 3) разработка и реализация практических мер по управлению рисками с учетом: вероятности возникновения рисков и возможных последствий; анализа применения возможных мер по предотвращению и минимизации рисков.

Сбор, обработка и анализ информации об эффективности принятых мер по минимизации рисков и рез-тах применения к конкретным товарам и (или) т/с отдельных форм там-го контроля осуществляются там-ми органами на постоянной основе. Порядок сбора и обработки информации, проведения анализа и оценки рисков, разработки и реализации мер по управлению рисками устанавливается зак-вом. Содержание установленных профилей и индикаторов риска предназначено для использования там-ми органами, яв-ся конфиденциальной информацией и не подлежит разглашению другим лицам, за искл-ем случаев, устан-ых зак-вом.


44. Камеральная таможенная проверка осуществляется путем изучения и анализа сведений, содержащихся в таможенных декларациях, коммерческих, транспортных (перевозочных) и иных документах, представленных проверяемым лицом, сведений контролирующих государственных органов таможенного союза, а также других документов и сведений, имеющихся у таможенных органов, о деятельности указанных лиц.

Камеральная таможенная проверка проводится таможенными органами по месту нахождения таможенного органа без выезда к проверяемому лицу, а также без оформления предписания (акта о назначении проверки).

Камеральные таможенные проверки осуществляются без ограничений периодичности их проведения.


45. Выездная там-ая проверка проводится там-ым органом с выездом в место нахождения ю.л., место осуществления деятельности ИП и (или) в место фактического осуществления их деятельности. Выездная там-ая проверка может быть плановой или внеплановой.

Плановая выездная там-ая проверка осуществляется на основании планов проверок, разрабатываемых таможенными органами. Выездная там-я проверка проводится на основании решения (предписания, акта о назначении проверки).

Основаниями для назначения внеплановых выездных таможенных проверок являются:1) данные, полученные в результате анализа информации, содержащейся в базах данных таможенных органов и органов государственного контроля;2) данные, свидетельствующие о возможном нарушении требований таможенного законодательства таможенного союза; 3) заявление лица, в том числе осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела, на получение статуса уполномоченного экономического оператора; 4) необходимость проведения встречной выездной таможенной проверки; 5) обращение (запрос) компетентного органа иностранного государства о проведении проверки лица, совершавшего внешнеэкономические сделки с иностранной организацией. Встречная выездная таможенная проверка является внеплановой.

Плановые выездные таможенные проверки проводятся не чаще 1раза в год в отношении одного и того же проверяемого лица. Плановые выездные таможенные проверки в отношении уполномоченных экономических операторов проводятся таможенными органами 1 раз в 3 года. Внеплановые выездные таможенные проверки осуществляются без ограничений периодичности их проведения. Отбор проверяемых лиц для плановой выездной таможенной проверки производится с использованием информации, полученной: 1) из информационных ресурсов таможенных органов; 2) по результатам предыдущих проверок, в том числе камеральных проверок; 3) от государственных органов; 4) от банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций и из других источников официальным путем.

Перед началом проведения плановой выездной таможенной проверки таможенные органы направляют проверяемому лицу уведомление о проведении плановой выездной таможенной проверки заказным почтовым отправлением. Возврат почтового отправления с отметкой, свидетельствующей о невручении письма адресату в связи с отсутствием проверяемого лица по месту его нахождения, не является основанием для отмены плановой выездной таможенной проверки. Плановая выездная таможенная проверка может быть начата не ранее чем через 15 календарных дней со дня получения уведомления проверяемым лицом либо со дня поступления в таможенный орган почтового отправления с отметкой о невручении письма адресату.

Датой начала проведения выездной таможенной проверки считается дата вручения проверяемому лицу копии решения (предписания) о проведении таможенной проверки (акта о назначении проверки).

Копия решения о проведении таможенной проверки вручается проверяемому лицу должностным лицом таможенного органа либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. При вручении копии решения руководитель проверяемого лица либо его представитель на оригинале решения делает отметку об ознакомлении, а также о дате и времени получения копии решения. В случае отказа от получения копии решения должностное лицо таможенного органа делает об этом соответствующую запись в решении. Отказ проверяемого лица от получения копии решения о проведении таможенной проверки, а также возврат почтового отправления с отметкой, свидетельствующей о невручении письма адресату в связи с отсутствием лица по месту его нахождения, не является основанием для отмены выездной таможенной проверки. В этом случае датой начала проверки считается дата записи в решении об отказе в получении копии решения либо дата поступления в таможенный орган почтового отправления с отметкой о невручении письма адресату.

Перед началом проведения выездной таможенной проверки на объекте проверяемого лица должностные лица таможенного органа обязаны предъявить руководителю проверяемого лица либо его представителю служебные удостоверения. В период проведения выездной таможенной проверки проверяемое лицо не вправе вносить изменения и дополнения в проверяемые документы, связанные с его деятельностью. Срок проведения выездной таможенной проверки не должен превышать 2 месяца. В указанный срок не включается период времени между датой вручения проверяемому лицу требования о представлении документов и сведений и датой получения таких документов и сведений. Срок проведения выездной таможенной проверки может быть продлен еще на 1 месяц по решению таможенного органа, осуществляющего проверку. О продлении срока выездной таможенной проверки, а также о приостановлении ее проведения в решение о проведении выездной таможенной проверки вносятся соответствующие записи, о чем уведомляется проверяемое лицо. Датой завершения выездной таможенной проверки считается дата составления документа, оформленного по результатам таможенной проверки, который составляется в 2 экземплярах и подписывается должностными лицами таможенного органа, проводившими выездную таможенную проверку.

Первый экземпляр такого документа приобщается к материалам выездной таможенной проверки, второй экземпляр не позднее 5 дней со дня завершения выездной таможенной проверки вручается проверяемому лицу или направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.


Доступ должностных лиц таможенного органа на объект проверяемого лица для проведения выездной таможенной проверки. Права и обязанности должностных лиц таможенного органа при проведении таможенной проверки и проверяемого лица. Представление документов и сведений для целей проведения таможенной проверки.

Проверяемое лицо при предъявлении должностными лицами таможенного органа решения (предписания) о проведении таможенной проверки (акта о назначении проверки) и служебных удостоверений обязано обеспечить доступ этих должностных лиц на объект проверяемого лица (за исключением жилых помещений) для проведения выездной таможенной проверки.

Проверяемое лицо вправе отказать в доступе на объект в случае, если:

1) решение или служебные удостоверения не предъявлены;

2) должностные лица таможенных органов не указаны в решении;

3) должностные лица не имеют специального разрешения на доступ на объект, если такое разрешение необходимо в соответствии с законодательством.

При отказе проверяемого лица в доступе должностных лиц таможенного органа на объект проверяемого лица составляется протокол.

В случае необоснованного отказа проверяемого лица должностные лица таможенных органов вправе входить на объект с пресечением сопротивления и со вскрытием запертых помещений в присутствии 2 понятых, за исключением случаев, установленных законодательством. Обо всех случаях вхождения на объекты с пресечением сопротивления и со вскрытием запертых помещений таможенные органы уведомляют прокурора в течение 24 часов.

Должностные лица таможенного органа имеют право:

· требовать и получать коммерческие, транспортные документы, документы бухгалтерского учета и отчетности и иную информацию, в т. ч. на электронных носителях, относящуюся к проверяемым товарам;

· проводить инвентаризацию товаров при проведении выездных таможенных проверок;

· осуществлять при проведении выездных таможенных проверок отбор проб и образцов товаров с составлением акта об отборе проб и образцов товаров;

· изымать документы либо их копии с составлением акта изъятия при проведении выездных таможенных проверок;

· опечатывать помещения, в которых находятся товары и т.д.

Должностные лица таможенных органов обязаны:

1) соблюдать права и законные интересы проверяемого лица, не допускать причинения вреда проверяемым лицам неправомерными решениями и действиями (бездействием);

2) не нарушать установленный режим работы проверяемого лица в период проведения выездной таможенной проверки;

3) использовать исключительно в таможенных целях любую информацию, полученную при проведении таможенных проверок;

4) не разглашать конфиденциальные сведения и сведения, составляющие налоговую, банковскую и иную охраняемую законом тайну, ставшие известными при проведении таможенных проверок и т.д.

Проверяемое лицо при проведении таможенной проверки вправе:

1) запрашивать у таможенных органов и получать от них информацию о положениях законодательства, касающихся порядка проведения таможенных проверок;

2) представлять все имеющиеся в его распоряжении документы и сведения, подтверждающие факт выпуска товаров;

3) обжаловать решения и действия (бездействие) таможенных органов и т.д..

Проверяемое лицо при проведении таможенной проверки обязано:

1) предъявлять товары, в отношении которых проводится таможенная проверка;

3) обеспечить беспрепятственный доступ должностных лиц на объекты проверяемого лица и предоставить им рабочее место;

4) сделать отметку о получении на оригинале решения (предписания) о проведении таможенной проверки (акта о назначении проверки) и т.д.

Налоговые и иные государственные органы представляют по запросу таможенных органов необходимые документы и сведения, касающиеся регистрации юридических лиц, уплаты и исчисления налогов, бухгалтерскую отчетность, а также документы и сведения, в том числе составляющие коммерческую, банковскую и налоговую тайну, с соблюдением требований законодательства о защите государственной, коммерческой, банковской, налоговой и иной охраняемой законодательством тайны.

Банки и иные кредитные организации представляют по запросу таможенного органа документы и сведения, касающиеся движения денежных средств по счетам организаций, необходимые для проведения таможенной проверки, в том числе содержащие банковскую тайну.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: