Анализ показателей рентабельности

Производственно-хозяйственный подход направлен на получение абсолютной прибыли.

Абсолютная прибыль предопределяет показатели рентабельности продукции, рентабельности продаж, а также оценивает прибыль по отношению к применяемому капиталу.

Для анализа показателей рентабельности используются форма №2 годового отчета «Отчет о финансовых результатах», форма №1 годового отчета «Бухгалтерский баланс».

Общая формула расчета рентабельности:

(5.1)

где П – прибыль организации;

V – показатель, по отношению к которому определяется рентабельность.

Показатели рентабельности определяют за отчетный и предыдущий периоды.

Показатели рентабельности делятся на 2 группы:

1) Рентабельность капитала и его составляющих:

а) Обобщающим показателем эффективности хозяйственной деятельности является показатель рентабельности активов:

, (5.2)

б) Рентабельность собственного капитала:

, (5.3)

в) Рентабельность перманентного капитала:

, (5.4)

Перманентный капитал = Собственный капитал + Долгосрочные обязательства (долгосрочный заемный капитал)

г) Фондорентабельность:

, (5.5)

2) Рентабельность продукции и продаж:

а) Рентабельность продаж:

- по прибыли от продаж

, (5.6)

- по прибыли до налогообложения

, (5.7)

- по чистой прибыли

, (5.8)

б) Рентабельность реализованной продукции:

, (5.9)

в) Рентабельность отдельных видов продукции:

, (5.10)

Таблица 5.6 – Динамика показателей рентабельности 2013-2014 гг, %

Показатели Период Отклонение, абс.
2013 год 2014 год
Рентабельность активов 10,83 6,61 -4,23
Рентабельность собственного капитала 15,39 9,63 -5,76
Рентабельность перманентного капитала 9,95 5,81 -4,14
Рентабельность продаж:      
- по прибыли от продаж 38,46 42,64 4,17
- по прибыли до налогообложения 31,19 19,15 -12,03
- по чистой прибыли 24,98 14,74 -10,23
Рентабельность реализованной продукции 62,51 74,33 11,83

Рентабельность активов в 2014 году составляет 6,61% это означает,что с каждого вложенного рубля в отчетном периоде, предприятие получило 6,61 копейки прибыли до налогообложения, с каждого вложенного рубля в имущество предприятия. В динамике этот показатель снизился на 4,23% в результате снижения прибыли до налогообложения и увеличении средней величины активов в 2014 году.

Рентабельность собственного капитала в отчетном периоде составила 9,63%, это означает, что предприятие получило 9,63 коп. чистой прибыли с каждого вложенного рубля в собственный капитал. В динамике этот показатель снизился на 5,76% в результате снижения эффективности использования собственного капитала.

Рентабельность перманентного капитала в 2014 году составила 5,81%.

В динамике этот показатель снизился на 4,14% в результате увеличения долгосрочных обязательств и снижению чистой прибыли, по отношению к 2013 году.

Рентабельность по прибыли от продаж в 2014 году составила 42,64%, что на 4,17% выше, чем в предыдущем периоде. Это произошло в результате увеличения доли прибыли от продаж в выручке предприятия в отчетном периоде.

Рентабельность по прибыли до налогообложения в 2014 году снизилась на 12,03% и составила 19,15%. Такое резкое снижение произошло в результате снижения прибыли до налогообложения примерно на 33% по отношению к 2013 году, что видно из «Отчета о финансовых результатах» компании.

Рентабельность по чистой прибыли в 2014 году составила 14,74% и означает, что предприятие получило с каждого рубля оборота 14,74 копейки чистой прибыли. В динамике этот показатель снизился на 10,23%.

Рентабельность реализованной продукции в динамике увеличилась на 11,83% и составила 74,33%. Это означает, что с каждого рубля потраченного на выпуск и реализацию продукции предприятие получило 74 копейки с прибыли от продаж.

Все выше перечисленное означает, что рентабельность предприятия в 2014 году снизилась.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: