Перечень тем практических занятий

Практическое занятие 1. Теоретические основы анализа и интерпретации произведений искусства

Раскрыть этимологию слов «искусство», «поэзия», «музыка».

Дать характеристику современной системы представлений о сфере художественного творчества как эстетической деятельности.

Раскрыть направленность эстетической деятельности (материал искусства и эстетическая функция). Дать характеристику следующим понятиям «эстетический объект», «форма и содержание в искусстве», «эстетическое чувство», «восприятие и понимание произведения искусства».

Практическое занятие 2. Художественная модель мира как реализация творческого замысла (идеи) художника.

Осветить моделирующую функцию языка искусства.

Раскрыть специфику языка различных видов искусства: живописи, архитектуры, кино, театра, музыки, литературы.

Раскрыть возможные пути взаимодействия искусств.

Практическое занятие 3. Эстетика текста в словесном художественном творчестве

Показать историческое движение и развитие литературы (литературный процесс). Словесный художественный текст в историческом движении культуры: характер эстетической деятельности и тип культуры (понятия «период», «эпоха», «литературное направление», «течение», «школа»). Проблема литературной эволюции.

Раскрыть значение словесного художественного текста в системе искусства, в отношениях и взаимодействии с другими видами искусств (понятие «художественный стиль»). Проблемы эстетической нормы и оценки.

Показать особенности определения художественной специфики текста в культурно-историческом и литературном процессе: отграничение и упорядочение структуры текста, проблема творческой истории, творческая биография писателя.

Практическое занятие 4. Анализ и интерпретация литературного произведения

На конкретных примерах показать основные подходы к анализу литературных произведений и явлений; принципы и методы анализа («целостный» анализ, «имманентный» анализ, анализ поэтики и т. д.). Литературная герменевтика.

Раскрыть основные принципы культурологии и семиотики в анализе литературного произведения. Принцип историзма. Значение историко-литературных и общекультурных знаний при анализе текста. Современные интерпретационные стратегии.

Практическое занятие 5. Особенности художественного языка музыкального искусства

На конкретных примерах показать связь звукового текста с культурным содержанием эпохи.

Понятия «стиль» и «жанр» в музыке. Музыкальные жанры и их семантические возможности. Музыкальный стиль как семантический комплекс. Национальные и исторические стили в музыкальном искусстве. Индивидуальный композиторский или исполнительский стиль. «Чистый» стиль и полистилистичность – показать на конкретных примерах.

Практическое занятие 6. Слушательская интерпретация.

Восприятие музыкального произведения как художественное сотворчество. Многообразие методов интерпретации музыкального произведения. Музыкальная герменевтика. Музыкальная семиотика. Культурологическая интерпретация музыкального произведения.

Показать на конкретных примерах специфику и задачи эстетической, искусствоведческой, критической интерпретации музыкальных произведений.

Практическое занятие 7. Форма в архитектуре

Обосновать выбор архитектором той или иной формы архитектурного сооружения.

Сделать анализ конкретного архитектурного ансамбля с позиций художественного стиля и утилитарного назначения.

Практическое занятие 8. Художественные стилив архитектуре

Жанровые системы в архитектонических искусствах.

Историческая, национальная и индивидуальная стилистика – привести конкретные примеры.

Практическое занятие 9. Основные жанры изобразительного искусства

На конкретных примерах раскрыть следующие положения:

Тема, мотив и идея произведения изобразительного искусства.

Содержательные аспекты материала и формы. Эмоционально-семантическое восприятие свойств материалов изобразительного искусства. Произведение как значимая форма, имеющая определенную духовно-ценностную организацию. Привести примеры воплощения одной темы (идеи) в разных жанрах и видах изобразительного искусства.

Практическое занятие 10. Принципы анализа и интерпретации произведения изобразительного искусства

Различные уровни постижения изобразительного произведения.

«Анатомирование» художественного произведения. Рассмотрение отдельных элементов художественной структуры, выявление их особенностей и семантики. Познание «физиологии» художественного организма. Освоение его функциональной целостности, осознание закономерностей сопряжения композиционно-смысловых элементов.

Выявление «психологии» и «идеологии» произведения искусства. Диалог с личностью художника, воплощающей в произведении определенное социально-историческое мировоззрение. Выявление в зримых образах выражения духовной сути культур.

Различие исходных позиций для интерпретации произведения. Интерпретация произведения с позиций современной культуры. Проникновение в замысел художника и культуру эпохи и страны, породившей данное произведение искусства. Критическая оценка и культурологическое исследование.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: