Проведение экспертиз на всех этапах инвестиционно-строительного процесса должно осуществляться в соответствии с требованиями Конституции РФ, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, другими нормативно-правовыми актами, а также постановлениями, приказами и указаниями субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Законодательная база экспертиз включает законы РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ. Сюда также относятся международные соглашения, ратифицированные законодательной властью страны. Характер подзаконных документов носят отраслевые нормативы. Законодательная база экспертизы инвестиционных программ, обоснований, градостроительной документации и проектов строительства, правовые, экономические и организационные функции предопределяются рядом основных актов.
Градостроительным кодексом Российской Федерации предусмотрена необходимость проведения государственной экспертизы проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, и государственной экологической экспертизы проектной документации, за исключением предусмотренных данным документом объектов.
|
|
Законом «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений сформулированы требования о государственной экспертизе инвестиционных проектов, как форме государственного регулирования инвестиционной деятельности, проведения политики, направленной на социально-экономическое и научно-техническое развитие России. Этими актами предусматривается проведение экспертизы при создании предприятий с иностранными вложениями капитала, которая осуществляется в соответствии с действующим на территории РФ законодательством.
Постановление Правительства РФ «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» определяет органы, осуществляющие комплексную государственную экспертизу на федеральном и региональном уровнях, разграничивает их полномочия, предусматривает проведение экспертизы по принципу «одного окна».
В систему нормативных документов в строительстве входят:
Технические регламенты - Федеральные документы, устанавливающие обязательные для применения и исполнения требований к объектам технического регулирования, в т.ч. для органов управления и надзора, организаций и объединений, осуществляющих разработку и применение нормативных документов в проектировании и строительстве.
|
|
Строительные нормы и правила (СНиП) - Федеральный нормативный документ в области строительства. Строительные нормы и правила содержат основные организационно-методические требования, направленные на обеспечение необходимого уровня качества проектной и строительной продукции, общие требования к инженерным изысканиям, строительным конструкциям, системам инженерного оборудования, а также к надежности зданий и сооружений и их систем.
Строительные нормы и правила содержат требования для расчета условий эксплуатации - прочности при землетрясениях, обвалах, оползнях и пожарах, соблюдение санитарных, экологических и других норм.
Строительные нормы и правила (СНиП) носят характер документа, обязательного для исполнения.
Сюда же относятся Ведомственные строительные нормы (ВСН) и Отраслевые нормы технологического проектирования (ОНТП), а также территориальные строительные нормы (ТСН).
Территориальные строительные нормы (ТСН) - обязательные для данной территории строительные нормы и правила, принятые органом власти субъекта РФ.
Своды правил (СП) - нормативные документы, регламентирующие правила и процедуры осуществления различных видов строительной деятельности.
Государственные стандарты - документы, разработанные в целях добровольного установления унифицированных требований к продукции.
Особое значение для проектирования имеют стандарты, связанные с созданием проектной документации, в первую очередь чертежей и спецификаций. Эти стандарты разработаны на основе: Системы Проектной Документации в строительстве (СПДС) и Единой Системы Конструкторской Документации (ЕСКД).
Законом «О защите прав потребителей» определены как обязательные для выполнения при проектировании и строительстве Санитарные правила и нормы (СанПиНы).
Территориальные органы МЧС России при участии в экспертизе проектной документации требуют при проведении проектных и строительных работ соблюдения положений СП 11-107-98 «Порядок разработки и состав раздела «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций» проектов строительства».
В данный момент в РФ формируется единая система строительных норм, правил и стандартов России, которая основана уже на общих методических и организационных принципах, отвечающих методам работы международных (ИСО, СЭН) и национальных организаций по стандартизации в технически развитых странах.
С 1 июля 2010 года вступил в силу Федеральный закон «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» от 30 декабря 2009 года №384-ФЗ, который на основании статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации является основополагающим техническим регламентом, применяемым для проведения оценки проектной документации на предмет ее соответствия требованиям безопасности зданий и сооружений.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» соблюдение требований указанного Федерального закона обеспечивается в результате применения национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), включенных в Перечень, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации.
Согласно статье 1 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» целями его принятия являются защита жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охрана окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений, предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей, обеспечение энергетической эффективности зданий и сооружений. Проверка достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства не отнесена к целям принятия Федерального закона.
|
|
Одновременно сообщается, что постановлением Правительства Российской Федерации «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» и утверждённым им Положением не предусматривается осуществление оценки соответствия сметной документации в рамках проведения государственной экспертизы проектной документации.
Исходя из необходимости постоянного совершенствования экспертной деятельности и обеспечения выполнения федеральных целевых программ, решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, приоритетными задачами остаются:
- реализация положений Градостроительного кодекса Российской Федерации, других законодательных и нормативных правовых актов, а также решений Министерства регионального развития Российской Федерации в части выполнения возложенных полномочий по проведению государственной экспертизы;
- повышение эффективности и качества рассмотрения проектной документации, улучшение технико-экономических показателей и иных качественных характеристик запроектированных объектов путём углубленного экономического анализа проектных решений и усиления контроля за соблюдением нормативных требований.
Безусловно поставленные задачи могут быть достигнуты только в совокупности с решением вышеуказанных проблемных вопросов.