Идеология

В век софистов, рационалистов и счетных машин неоднократно появлялись утверждения о конце идеологии как классового или группового сознания, основанного по большей части на вере и не нуждающегося в подтверждении, теперь это сознание размывается индивидуализацией, свободой личности и рациональными критериями жизни. Вместе с тем, перефразируя известного американского сатирика, можно утверждать, что слухи о конце идеологии оказались явно преувеличенными.

Зачем нужна идеология и какие проблемы решаются с ее помощью?

-в ней представлены ценностные ориентации для данного общества;

-идеология стимулирует общность взглядов;

-объединяет социальные группы общества по соответствующим интересам;

-идеология дает прогноз развития;

- ставит цели развития;

- показывает пути и средства достижения целей;

- дает картину будущего состояния общества;

- идеология используется как стандарт для воспитания;

- господствующая в обществе идеология является доминирующим фактором в постановке целей внутренней и внешней политики государства.

Идеологии, как светские, так и религиозные продолжают существовать и оказывают свое влияние на состояние и развитие современных обществ. Естественно, это влияние не столь велико как в далеком и не очень далеком прошлом и тем не менее.

По своему содержанию идеология это совокупность философских, политических, экономических, правовых, этических, эстетических и др. идей, теорий, которые отражают положение различных социальных групп, классов.

Экономическая теория К.Маркса, показавшая механизм функционирования капитала, не мешала жить его владельцам, скорее на оборот, но идея прибавочного продукта (а какое общество без него обходится?), соединенная с революционной теорией, поставили буржуазию и пролетариат по разные стороны баррикад.

Естественные науки не столь явно как социальные питают идеологии. Их рационализм, система доказательств и проверка практикой, их выводы были использованы просветителями и энциклопедистами для борьбы против религиозной идеологии, против средневековых государств это совершило революцию прежде всего в умах, за которой последовали буржуазные революции в Европе. Если бы естественные науки были далеки от идеологических конфликтов, то зачем предавать анафеме и преследовать естествоиспытателей, сжигать Джордано Бруно, заставлять отказываться от своих взглядов Галилея …

Как представляется, идеология это не сумма выше перечисленных идей и теорий в различных областях науки, а совокупность определенных идейизвлеченных из различных наук, которые определяют ценности, нормы, идеалы и директивы действий определенной социальной группы или класса.

Эти идеи способствуют или укреплению, или устранению существующих порядков, сложившихся отношений в обществе.

Там, где общества имеют социальные группы с антагонистическими противоречиями, идеологии, отражая интересы этих групп, играют соответствующие роли: одни консервативны, другие радикальны или революционны. В современных развитых обществах государство, проводя социальные программы, смогло умерить остроту социальных конфликтов. Во многом это следствия событий Октября 1917 года. Революция в России не толькопотрясла мир, она изменила мир до неузнаваемости. Появление социально ориентированных государств – это одно из следствий тех событий.

Влияние идеологии просматривается по различным направлениям: в политике, как внутренней, так и внешней. В общественной жизни, идеология определяется функционированием идеологической бюрократии и т.д.

Во внутренней политике идеология определяет цели и способы сохранения государства-общества по меркам идеологии: построение светлого будущего, господство одной расы или одной религии и весь потенциал государства используется для достижения этих целей. Во внешней политике это распространение влияния идеологии на другие государства. Способы разные: или с помощью завоевания и покорения (фашизм), или поддерживая революции (коммунизм), а также оказание помощи режимам близким по духу. В современных условиях религиозный фанатизм использует террор для достижения своих утопических целей.

В общественной жизни государство, используя контролируемые им организации, воспитывает своих граждан в соответствии с требованиями идеологии и ее целями, т.е. осуществляя социализацию индивидов под идеологический стандарт.

Все это не возможно без идеологической бюрократии – особого слоя государственных чиновников – идеологов – функционеров с особым типом политического мышления. Это становится возможным, когда политическая партия, придя к власти, становится несменяемой у этой власти, узурпирует государственную власть, захватывая монопольное положение. В современных демократических государствах и без идеологической бюрократии проводится довольно жесткая воспитательная работа.

Те, кто воспринимает господствующие в обществе духовные ценности и им следует в своей жизни, возможно достигнет тех целей, к которым стремится, для тех кто их отвергает - путь закрыт, но те кто с этими ценностями вступает в конфликт, этих ожидают, выражаясь изящным слогом, места в пенитенциарных заведениях, а попросту в тюрьмах. Каждое общество проводит социализацию своих членов всеми доступными средствами и методами. И не только жесткими, но жестокими.

К политическим идеологиям, которые влияют на политику внутреннюю, т.е. определяют функционирование государственного механизма это: либерализм и консерватизм, возникшие в ХУ11 и ХУ111 веках, соответственно. В наше время они обзавелись модными приставками нео. Более близкая к нам теория по времени- это теория конвергенции.

Для либералов индивидуализм был всегда большей ценностью нежели групповые ценности: это свобода предпринимательства, невмешательство государства в экономическую жизнь, свобода частной инициативы. Они сторонники естественного права: люди равны от рождения, имеют право на жизнь, частную собственность, а частная собственность гарантирует свободу выбора ценностей и форм деятельности. Эта теория, использованная в политической практике дала положительный результат: уничтожение сословных привилегий, разделение власти на законодательную, судебную, исполнительную; свободу слова, собраний, свободу совести, равенство всех перед законом и т.д. Однако, капитализм свободной конкуренции, который отражал либеральные ценности, не привел к социальной гармонии и справедливости. Как раз наоборот, свободная конкуренция привела к экономическим кризисам, безработице, социальным напряжениям, возникновению монополий, которые старались захватить не только свой внутренний рынок, но включились в борьбу за передел мирового рынка. Первая мировая война, революции в России, а затем и в Европе, Мировой экономический кризис, Великая Депрессия в США – свидетельствовали о кризисе либерализма, не случайно, уже в 30-е годы ХХ века появились теории "социального либерализма", даже "консервативного либерализма" и др., в которых либеральные ценности соединялись идеями сильного государства, социально ориентированного и ответственного за благосостояние своих граждан. Неолиберализм, как результат теоретических дискуссий и государственной политики, отражал возрастающее участие масс в политическом процессе, демократизацию управленческих решений и т.д. Неолиберальные ценности пыталась осуществить в создании государства "всеобщего благоденствия" администрация Президента Джонсона в США, но дальше разговоров дело не пошло. Эта идеология прослеживается в деятельности правительств социал-демократической ориентации в Западно-Европейских и Скандинавских государств.

Консервативные теории возникли несколько позже либеральных и, как реакция на сознательное преобразование социальных порядков предпринятых в период Великой Французской революции, во время которой многие материальные и духовные ценности нации были поставлены под сомнение. Среди заповедей этой теории, то, что человек не может создать совершенное общество, поскольку сам не совершенен – он страдает от действия первородного греха. Источник зла в обществе в самом человеке, а попытки устранить зло вызывает еще большее зло. Стремиться к совершенству это стремиться к утопии, а это неминуемо закончится катастрофой. Существующий порядок необходимо улучшать постепенными реформами. Коллектив выше личности, поэтому необходимо придерживаться заведенного порядка: традиций, обычаев, даже предрассудков – обломков старой "правды", которые служили обществу прежде. Неоконсерватизм по прежнему подчеркивает старые приоритеты: религии, семьи, социальной стабильности, но уже видит необходимость государственного регулирования экономическими процессами и ответственности государства перед своими гражданами. Необходимо подчеркнуть, что за время существования этих политических идеологий, они несколько раз меняли свои позиции: либералы становились консерваторами, а консерваторы либералами, особенно когда это касалось деятельности государства в экономической и социальной сфере.

Теория конвергенции возникла позже вышеупомянутых идей, она во многом отражала европоцентристский взгляд на исторический процесс. Еще К.Маркс утверждал, что общество более развитое показывает обществу менее развитому картину его будущего состояния. Эти идеи развивали Л.Уайт, П.Сорокин, Дж.Гэлбрейт, У.Ростоу и многие другие теоретики в 60-е и 70-е годы. Динамика конвергенционных процессов в том, что материальная составляющая воздействует на духовную и управленческую, которые вынуждены изменяться в соответствии с требованиями базовой, материальной части. Эта теория стала модной в период деятельности Президента США Дж.Кеннеди с его администрацией интеллектуалов, принесших эту теорию во внешнюю политику США, особенно в отношениях с СССР. Они считали, что тоталитаризм это ускоренный путь индустриализации. Создав современную промышленность, Советский Союз неминуемо столкнется с необходимостью демократизации государственного управления, сходного с моделями Запада. Партийной бюрократии придется делиться властью с другими социальными группами, задействованными в народном хозяйстве. Поэтому внешняя политика США искала долгосрочные пути влияния на политическую элиту СССР. В настоящее время эта концепция имеет место в идейных спорах теоретиков культуры.

Современные политические партии несут соответствующее "клеймо". Например, республиканская партия в США считается консервативной, демократическая – либеральной, хотя предвыборные программы и той и другой мало чем отличаются.

В Англии тори – консерваторы, лейбористы- либералы. В США бывшие президенты: Ф.Рузвельт, Дж.Кеннеди, Б. Клинтон –либералы, Р.Никсон, Р.Рейган – консерваторы.

Современная Европа стала испытательным полигоном для социал-демократических теорий, которые отражают меняющуюся структуру развитых обществ, где рабочий класс, профсоюзы уже не являются доминирующим фактором политической жизни.

Поэтому " традиционалисты " пытаются найти пути адаптации своего электората в новом постиндустриальном обществе. " Модернисты " ориентируются на новые средние слои, которые связаны с современными передовыми технологиями и готовыми голосовать за определенную политическую или экономическую программу. Для Марксизма различных направлений осталось очень мало места на теоретическом и политическом пространстве современного мира. Однако, необходимо отметить, что общественнизация, т.е. владение производством полностью или частично занятыми в этом производстве работниками, проявляется как заметная тенденция в развитых странах современного мира, государственная собственность это тоже не частная собственность, а это идеи высказанные еще Марксом. Эти формы собственности играют серьезную роль в экономике ведущих стран мира. Государственная деятельность в экономической жизни современных обществ – непременное условие их существования и развития.

Свободный рынок без вмешательства государства, вся государственная собственность должна быть приватизирована – идейки, навязываемые российскому обществу нашими демократами, слишком уж лежалый товар очень далекого прошлого и давно не востребован в развитых странах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: