(в США наряду с термином «фоб» используется в этом же смысле слово «франке»);
— фор (свободен на рельсах): продавец обя
зан за свой счет и на свой риск доставить товар
на железнодорожную станцию и погрузить его
в железнодорожный вагон; остальные расходы
берет на себя покупатель (наряду с термином
«фор» используется в этом же смысле выраже
ние «франко-вагон»);
— франке: продавец обязан доставить товар
в условленное место за свой счет и на свой риск,
а транспортные, страховые и таможенные рас
ходы включаются в цену товара.
В условиях рыночной экономики уровень цен, как уже упоминалось, в значительной мере определяется соотношением спроса на товар и его предложением. Это означает, что избыток товара приводит к уменьшению цены, а дефицит — к ее увеличению.
Увеличение предложения товаров связано с желанием производителя получить максимум прибыли: как только увеличивается спрос на какой-либо товар, предприниматель увеличивает его производство. Максимизация прибыли зависит и от цены товара, и от производственных издержек. Поэтому при увеличении предложения товаров обязательно учитывается и то, как это скажется на их цене и издержках производства: при увеличении производства товара то и другое, как правило, уменьшается. Цена товара, учитывающая совместное влияние на нее различных противоречивых факторов и обеспечивающая максимизацию прибыли, называется оптимальной ценой (об оптимизации мы еще поговорим).
Контролирование цены отдельным производителем товара достигается, однако, крайне редко. Рыночная цена формируется в результате совокупного влияния многих производителей товара, конкуренции между ними и состояния спроса.
Спрос на товар может быть «эластичным», если изменение его сразу же сказывается на изменении цены, «неэластичным», если спрос малочувствителен к изменению цены. «Неэластичный» спрос характерен прежде всего для недорогих товаров первой необходимости (например, соли, спичек и т. п.).
На спрос, как утверждают авторитеты рыночной экономики, влияют следующие факторы:
1) увеличение количества единиц товара: это так называемый «принцип уменьшающейся по-
лезности»: чем больше товара мы имеем, тем меньшую ценность представляет каждая дополнительная его единица;
2) колебание доходов потребителей: увеличение доходов повышает спрос и, наоборот, уменьшение доходов понижает спрос;
3)различие в желаниях потребителей: один хочет (и может) купить дорогой товар, другой — дешевый; при этом спрос на невостребованный товар падает.
В целом снижение цен происходит из-за:
— нежелания покупателей брать данный
товар;
—превышения предложения над спросом;
—срочной необходимости продажи товара;
—роста производительности труда по дан
ному товару (при неизменных доходах покупа
телей);
—информации о возможном падении цен;
—государственных мер (например, увеличе
ние банковских ставок: становится выгоднее
держать деньги в банке, чем покупать товары).
Есть и целый ряд причин, вызывающих рост цен:
—рост заработной платы происходит быст
рее, чем рост производительности труда по про
изводству товаров и услуг;
—превышение спроса над предложением;
—низкая эффективность использования
имеющихся фондов и ресурсов (сырья, произ
водственных мощностей, земли, трудовых ре
сурсов);
—ажиотажный спрос, вызванный отсутстви
ем достаточного резерва товаров и неуверен
ностью потребителя в завтрашнем дне;
—искусственно завышенные цены на рынке
(из-за спекуляции, подавления конкуренции,
монополизма).
Формирование цены товара или услуги начинается с учета трех главных составляющих — материала, работы и накладных расходов.
Стоимость материала — это цена того, что вошло в конечный продукт; неизбежные отходы материала при его изготовлении сюда не входят.
Стоимость работы — это то, что нужно заплатить за труд работавшим над изготовлением данного товара (оказания услуги); сюда входят также и социальные выплаты персоналу.
Накладные расходы включают любые затраты, которые не видны в готовом продукте. Это
ФУНКЦИИ И МЕТОДЫ МЕНЕДЖМЕНТА
по сортам. Тогда число покупателей существенно расширяется: на каждый сорт яблок находится желающий, весь товар оказывается распределенным. И выручка, естественно, вырастает.
С этой же целью продают товары по сниженным ценам в специализированных магазинах,
устраивают распродажи, снижают цены на путевки в санатории зимой и цены в ресторанах днем. Всюду, где это возможно, товары и услуги дифференцируют по качеству: вспомним сорта товаров, категории, классы и разряды услуг. Все это служит получению дополнительной прибыли.