Перспективы использования интернет-маркетинга в привлечении инвестиций в регион1

Целесообразность применения интернет-маркетинга как инструмента маркетингового подхода в управлении инвестиционной деятельностью региона и в привлечении инвестиций в регион заключается в следующем:

1 Этот параграф сделан на основе материалов диссертационного исследования Ю. Н. Николаевой «Привлечение инвестиций в регион с использованием маркетингового подхода» на соискание ученой степени кандидата экономических наук, проведенного и успешно защищенного под научным руководством автора этой книги.

а) интернет-маркетинг относится к числу наиболее доступных инструментов по следующим причинам:

♦ относительная дешевизна доступа в интернет;

♦ непрерывно возрастающее число пользователей интернета и развитие мировой телекоммуникационной сети;

б) интернет-маркетинг — один из наиболее эффективных инструментов продвижения, о чем свидетельствуют:

♦ высокая частота использования интернета представителями целевой группы (потенциальных инвесторов);

♦ возможность таргетинга (адресности) деятельности в интернете;

♦ оперативность обратной связи, оперативность получения и обновления информации в интернете;

♦ прозрачность и доступность информации;

♦ простота оценки эффективности вложенных средств;

в) интернет-маркетинг позволяет максимально сократить временные и материальные ресурсы на информационное обеспечение принятия управленческих решений;

г) интернет-маркетинг предоставляет возможность получения дополнительных материальных ресурсов за счет продажи рекламного пространства на сайте.

Основная цель интернет-маркетинга в управлении инвестиционной деятельностью регионов состоит в обеспечении этого управления информационной поддержкой.

Как известно, товар в маркетинге — это продукт деятельности, предложенный для продажи но определенной цене и но этой цене пользующийся спросом. Региональным инвестиционным товаром могут быть названы пользующиеся спросом реальные и потенциальные инвестиционные проекты, региональные ресурсы (природные, интеллектуальные, трудовые и другие), условия инвестирования, соответствующие услуги, идеи, материальные продукты, ценные бумаги и другие продукты инвестиционной деятельности. Такое понимание регионального инвестиционного товара позволяет расширить понятие объекта инвестиционной деятельности (включая условия инвестирования, деятельность по продвижению и развитию инвестиционных товаров) и создать предпосылки для увеличения цены регионального инвестиционного товара за счет интеллектуальной составляющей (потребительского, человеческого и организационного капитала).

Основными субъектами маркетинговых отношений на региональных инвестиционных рынках выступают инвесторы и потребители инвестиций (население региона, региональные органы управления, субъекты хозяйственной деятельности). Упрощенная система взаимодействия субъектов инвестиционной деятельности схематически представлена ниже (рис. 3.11).

В субъектный состав инвестиционной деятельности включаются физические и юридические лица, в том числе государственные и муниципальные. Для удовлетворения своих потребностей субъекты региональных инвестиционных рынков принимают участие в обменных отношениях. Каждый субъект инвестиционной сферы может участвовать в инвестиционном процессе как на стороне спроса, так и на стороне предложения.

Субъекты интернет-маркетинга в данном случае — это субъекты инвестиционной деятельности регионов, они представляют все сферы социально-экономической жизни территорий и определенную часть ее окружения, инвестиционную среду. В соответствии со своими интересами в инвестиционной деятельности эти субъекты решают посредством интернета следующие задачи.

1. Потребители регионального инвестиционного продукта (внешние и внутренние инвесторы, население территории, предприятия и т. д.):

• получение информации о социально-экономическом развитии, инвестиционном рейтинге региона по отношению к другим территориям (оценка конкурентоспособности территории);

• участие в политической и социально-экономической жизни региона, получение информации о деятельности региональных и федеральных властей, инвестиционном законодательстве;

• оценка возможностей для частного инвестирования (покупка ценных бумаг предприятий, паевые инвестиции, покупка региональных долговых обязательств и др.)

• привлечение инвестиций предприятиями;

• получение необходимой информации для принятия инвестиционных решений и др. 2. Субъекты, осуществляющие интернет-маркетинг и интернет-маркетинг территорий (органы региональной и федеральной власти, предприятия и проектные группы — потенциальные реципиенты инвестиций и др.):

• привлечение инвестиционных ресурсов в экономику региона;

• создание, изменение, поддержка имиджа территории через информирование общественности вне территории и резидентов о целях и задачах инвестиционного развития региона и выполнении этих задач; *

• проведение исследований и сбора информации о потенциальных инвесторах территории, выявление характеристик запрашиваемой ими информации с целью обеспечения эффективных коммуникаций, а также проведение полевых исследований развития регионов-конкурентов в интернете, проведение опросов целевых групп через e-mail-анкетирование, on-line опросы и т. д.;

• совершенствование процесса управления инвестиционной деятельностью региона вследствие облегчения доступа к обширным информационным ресурсам;

• экономическое развитие региона и обмен опытом.

3. Субъекты интернет-маркетинга территорий в управлении инвестиционной деятельностью регионов могут выполнять следующие функции:

• информационное обеспечение управления инвестиционной деятельностью региона (публикация инвестиционного профиля региона, инвестиционных паспортов проектов, освещение регионального и федерального инвестиционного законодательства и др.);

• инвестиционное позиционирование и оценка конкурентоспособности территориального продукта в виде инвестиционных проектов региона и других объектов инвестиционной деятельности;

• исследование мнения потенциальных потребителей инвестиционных ресурсов территории;

• продвижение инвестиционных проектов территории (проведение рекламных кампаний, PR, Investor Relations);

• определение и анализ основных количественных и качественных параметров ресурсов и характеристик региона, востребуемых внешними и внутренними инвесторами;

• другие функции, необходимые для достижения целей управления инвестиционной деятельностью региона в интернете (создание, поддержка и продвижение web-сайтов; исследование основных потребностей субъектов инвестиционной деятельности и т. д.).

К числу часто применяемых в инвестиционной деятельности маркетинговых методик относятся SWOT-анализ, рейтинговое оценивание, оценивание конкурентоспособности территорий. К числу недостаточно широко используемых методов и технологий маркетингового подхода можно отнести сегментирование, позиционирование, таргетирование, региональный интернет-маркетинг, маркетинговое планирование, маркетинговые иссле-дования, Investor Relations (отношения с инвесторами) и другие. Так, сег-ментацию рынка предлагается осуществлять по следующим критериям:

• принадлежность к территории: резиденты и нерезиденты (население региона и зарегистрированные в регионе хозяйствующие субъекты, иностранные и инорегиональные инвесторы, граждане и предприятия);

• государственный региональный приоритет отрасли (инвестиционный проект);

• объем инвестирования (инвестиционная емкость проекта);

• сроки инвестирования.

В инвестиционном интернет-маркетинге может быть использована матричная модель сегментации региональных инвестиционных рынков, позволяющая выделять целевые сегменты потенциальных инвесторов, определять их потребности и обеспечивать адресность (таргетирован-ность) деятельности по привлечению инвестиций в регион (рис. 3.12).

Основные инструменты интернет-маркетинга, которые также могут быть использованы в процессе управления инвестиционной деятельностью региона, представлены ниже (табл. 3.9).

Основным технологическим решением интернета, наиболее часто используемым для решения задач управления инвестиционной деятельностью региона, является web-сайт. Сайт заключает в себе не только информационно-представительские функции, но и служит базой для сбора и анализа статистики, оболочкой интерфейса для его пользователей. Наличие web-сайта — необходимое условие применения большинства других технологий, используемых интернет-маркетингом. Именно поэтому от того, насколько профессионально и удобно сделана структура web-сайта, от того, насколько прост и функционален интерфейс, зависит эффективность интернет-маркетинга и достижение поставленных инвестиционных

целей. Среди профессионалов интернет-маркетинга перечисленные характеристики web-сайта принято называть «юзабилити» (от англ. usability) — пригодность, удобство для пользователя. Под юзабилити более обстоятельно можно понимать удобство интерфейса (навигации), информационную составляющую — контент (от англ. content — содержание) web-сайта для его основных пользователей и посетителей (для целевых групп) и гибкость управления web-сайтом, простота его обновления для администратора сайта (субъекта, осуществляющего интернет-маркетинг). Таким образом, в самой сущности интернет-маркетинга лежит «клиентоориенти-рованный» подход. И это обстоятельство делает интернет-маркетинг одним из наиболее эффективных инструментов управления инвестиционной деятельностью.

Всю совокупность web-сайтов, используемых в управлении инвестиционной деятельностью регионов, можно разделить на следующие категории, представленные ниже (табл. 3.10).

В поисках информации для принятия решения об инвестировании потенциальный инвестор неизбежно воспользуется хотя бы одним, а зачастую — абсолютно всеми категориями сайтов, представленными в таблице. И от того, насколько содержащаяся на этих информационных ресурсах информация соответствует ожиданиям потенциального инвестора, насколько удобно она представлена, зависит принятие окончательного инвестиционного решения. Так, исследования американской компании Nielsen Norman Group, на протяжении многих лет специализирующейся на разработке сайтов и повышении юзабилити, показывают, что для инвесторов интернет является наиболее удобной средой для поиска информации о потенциальных объектах вложения инвестиций. С начала XXI века отчетливо проявляется тенденция увеличения числа инвесторов, принимающих решения на основании информации, представленной на сайтах компаний, официальных сайтах органов государственной власти и специализированных порталах. В исследовании также отмечается, что чем лучше юзабилити сайта, тем больше вероятность заслужить лояльность инвестора к компании, региону или конкретному проекту.1 Таким образом, используя успешный опыт инвестиционного интернет-маркетинга в развитых странах, можно значительно снизить основную негативную составляющую инвестиционной среды российских регионов — недостаток информации об инвестиционных возможностях и инвестиционной деятельности в регионе.

Чтобы лучше осмыслить проблемы реализации потенциала инвестиционного интернет-маркетинга, рассмотрим один из наиболее успешных зарубежных проектов такого рода — сайт правительственной австралий-

1 Usability of the investor relations area of corporate websites: Guidelines from usability studies with individual investors, institutional investors, financial analysts and business journalists // www. nngroup. com.

ской программы www. investaustralia. com, посвященный инвестиционной деятельности, и сравним его с подобными российскими проектами — www. investmentrussia. ru и www. ivr. ru.

Попадая на сайт www. investaustralia. com, первое, на что обращает внимание пользователь, — слоган «Будущее — ЗДЕСЬ! Технологии и проекты Австралии». При желании можно прочитать содержание сайта на 10 иностранных языках, включая китайский, японский, немецкий, испанский, французский, итальянский, что свидетельствует о том, что ресурс рассчитан не только и не столько на внутренних или англоязычных пользователей. Навигация сайта проста и удобна — всего четыре основных раздела: «Сервисы для инвестора», «Преимущества Австралии», «Сильные стороны австралийской промышленности» и «События и новости», где размещена ссылка на основной документ инвестиционной стратегии Австралии «Партнерство и инвестиции. Инвестиционный маркетинговый план Австралии на 2003-2006 гг.». Желающие могут ознакомиться с презентацией программы в наиболее доступном формате PDF на выбранном языке, скачав ее в считанные секунды. Более подробная информация о содержании основных разделов представлена ниже (табл. 3.11).

Скорость загрузки сайта минимальна, что означает быстрый и легкий доступ из любой точки мира. Программная часть сайта выполнена по всем канонам юзабилити, т. е. таким образом, что при запросе ключевых слов

«инвестиции», «инвестиционная привлекательность», «инвестиционные проекты» в ведущих поисковых системах www. yahoo. com, www. google. com этот сайт неизменно оказывается на первых страницах результатов поиска.

Данный интернет-ресурс является частью маркетинговой инвестиционной стратегии Австралии, с которой можно ознакомиться здесь же в доступном презентационном виде.

Сайт доступен, удобен и построен по всем правилам юзабилити с учетом самых последних рекомендаций по структуре и дизайнерским решениям ресурсов такого рода (учтены даже рекомендованные цвета для лиц, принимающих решения об инвестировании в крупных инвестиционных компаниях — мягкие оттенки серого и серо-синего1).

1 См.: Investor Relations WebSite Design Guidelines and Usability Research by Nielsen Norman Group, http://www. nngroup. com.

Сайт полностью ориентирован на потребителей инвестиционный территориальных продуктов — потенциальных инвесторов.

Ресурс содержит всю необходимую для инвесторов первоочередную информацию, аналитические данные, статистические данные, ссылки на источники дополнительной информации и практически не содержит лишней информации.

Сайт просто найти в глобальной сети интернет.

Сайт обновляется ежедневно и содержит все возможные формы для осуществления оперативной обратной связи с потенциальным инвестором.

По аналогии с только что приведенным примером рассмотрим российские сайты www. ivr. ru (проект «Инвестиционные возможности России» Института прямых инвестиций) и www. investmentrussia. ru (региональный проект, созданный совместными усилиями аппарата полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе и ЗАО «Нижегородская Валютно-Фондовая Биржа»).

Основная цель обоих проектов — активизация инвестиционной деятельности, информационное содействие привлечению капитала в российские проекты. Оба ресурса имеют возможность переключения на английский язык, но стоит отметить, что подписка на новости, просмотр последних обновлений и аналитическая информация на английском языке недоступны, что подчеркивает «недружественность интерфейса» сайта для потенциальных иностранных инвесторов. Скорость загрузки обоих ресурсов высокая, и это их несомненное достоинство. В целом информация, размещенная на рассматриваемых нами ресурсах, отражает практически все информационные потребности инвесторов:

• информация о макроэкономических показателях, инвестиционном климате и рисках регионов;

• базы данных инвестиционных проектов и инвестиционные паспорта;

• публикации ведущих СМИ и информационно-аналитических агентств;

• информация о реализуемых проектах и т. д.

Однако стоит отметить, что при всем многообразии информации, доступной на ресурсах www. ivr. ru и www. investmentrussia. ru, она остается не востребованной целевой группой потенциальных инвесторов по следующим причинам:

• данные интернет-проекты не зарегистрированы в зарубежных поисковых системах, что значительно затрудняет поиск этих ресурсов в сети;

• недостаточно удобна навигация сайтов, что определяется следующим:

♦ структура сайтов не ориентирована на удобство пользования — дерево сайта перегружено, содержит слишком много главных разделов;

♦ первый раздел в каталоге сайтов содержит информацию об учредителях и миссии проекта и расценки на размещение рекламы на страницах проекта;

♦ на сайтах не опубликована государственная инвестиционная политика, отсутствуют необходимые ссылки на региональные инвестиционные программы и инвестиционное законодательство;

♦ низка юзабилити сайтов, которую подчеркивают устаревший дизайн, невысокая посещаемость и очень низкая средняя длина просмотра страниц.1

Многие официальные сайты администраций субъектов РФ повторяют ошибки вышепроанализированных ресурсов. В связи с этим обозначим основные требования к интернет-ресурсам (web-сайтам), используемым в управлении привлечением инвестиций в регион:

• ресурс должен быть построен по всем правилам юзабилити (оптимальное число основных логических разделов, удобная и простая навигация, дизайн и дружественность интерфейса);

• ресурс должен полностью отвечать информационным потребностям целевых групп (необходимый контент и его структура, интерфейс на иностранных языках, удобная и оперативная обратная связь и т. д.);

• позиционирование ресурса в интернете должно быть оптимальным — т. е. сайт должен легко отыскиваться потенциальными пользователями как в Рунете, так и за его пределами;

• ресурс должен рассматриваться как основной инструмент интернет-маркетинга региона и осуществлять информационную поддержку инвестиционной деятельности в сети интернет;

• ресурс должен быть включен в список официальных источников информации об инвестиционной деятельности в регионе и содержать информацию об инвестиционной стратегии региона и ходе ее реализации.

3.4. Организация регионального маркетинга

Уже сама сфера производства часто вынуждена учитывать региональные особенности своего рынка. Крупные предприятия и особенно корпорации сами строят свои маркетинговые службы но региональному признаку, стремясь добиться от своих «белых воротничков» максималь-

1 Средняя длина просмотра (СДП) - показатель, характеризующий глубину интереса пользователей целевой группы к содержанию сайта и общую юзабилити интернет-ресурса. Определяется как отношение числа хитов (просмотренных страниц) к числу хостов (уникальных посетителей сайта). СДП сайта www. invesrmentrussia. ru, рассчитанная по статистике Rambler за период 1.02.04-1.03.04 составляет всего 3,1 страницы, а СДП сайта www. ivr. ru — всего 1,2. То есть средний посетитель сайта www. invesmentrussia. ru просматривает чуть более трех страниц, а посетитель www. ivr. ru — чуть более одной. Для сравнения отметим, что нормальная СДП в Рунете составляет не менее 7 страниц. Этот факт свидетельствует о том, что юзабилити данных сайтов, несмотря на интересный контент, очень низка и не отвечает требованиям потенциальных посетителей»,)

ной адаптированности к запросам целевых региональных рынков. Возможный вариант региональной структуры службы маркетинга крупного предприятия, локализованного в России, представлен ниже (рис. 3.13).

В администрациях региона, города маркетинговый подход может (и должен!) быть реализован практически всеми подразделениями по закрепленным за ним функциям: экономики, транспорта, образования, туризма и др. В определенной степени функции органа территориального маркетинга могут взять на себя торгово-промышленные палаты, региональные антимонопольные управления, центры содействия предпринимательству, другие структуры, реализующие принцип партнерства государства и частного сектора (Public-Private-Partnership). Ряд регионов России уже начинает осмысливать необходимость создания специализированных, профессиональных региональных, городских служб (центров) маркетинга.

Организационно-правовые формы и статус, связанные с ними источники финансовых средств таких организаций могут быть различны. По своей форме это могут быть, например, структурное подразделение при администрации региона; акционерное общество с участием региональной администрации; независимая, но пользующаяся поддержкой администрации организация. Учредителями могут быть органы исполнительной или представительной власти, предприятия, организации, банки независимо от форм собственности и их организационно-правовой формы и организации, объединяющие предприятия и предпринимателей по отраслевому или региональному признаку (ассоциации, союзы), а также физические лица, занимающиеся индивидуальной предпринимательской деятельностью.

В некоторых регионах, в частности, такую роль пытаются взять на себя отдельные частные проекты, инициативы, коллективы специалистов, добиваясь при этом поддержки и финансирования со стороны региональных властей. Появляются примеры, когда маркетинговые центры, испытывая трудности в сборе информации и практическом продвижении маркетинговых идей, официально становятся подразделениями территориальных администраций, сохраняя при этом фактическую самоокупаемость. Еще один путь — последовательное и целенаправленное превращение информационно-аналитических структур, пресс-центров, отделов по связям с общественностью и иных подразделений региональных администраций в комплексные маркетинговые службы регионов.

В качестве основных направлений деятельности центра регионального маркетинга могут быть рекомендованы следующие.

1. Направления деятельности, являющиеся общими как для маркетинга территорий, так и для маркетинга на территории:

• создание и развитие банка фирменной информации, предоставление информационных и консультационных маркетинговых услуг в соответствии с нуждами и запросами территориальных субъектов;

• организация, проведение и координация маркетинговых исследований;

• анализ федеральной и региональной законодательной базы по вопросам маркетинга, мониторинг ее соблюдения и выработка рекомендаций по ее использованию;

• реализация маркетингового подхода в форме предложений и проектов, способствующих его развитию в управлении, в органы законодательной и исполнительной власти;

• организация и проведение в регионе конференций, семинаров, выставок и ярмарок;

• выпуск информационно-рекламных материалов.

2. Направления деятельности в русле маркетинга территорий:

• разработка и реализация программ формирования и повышения имиджа региона в целом;

• коммуникационная деятельность, способствующая повышению для внешних субъектов привлекательности сосредоточенных на территории природных, материально-технических, финансовых, трудовых, организационных, социальных и других ресурсов, а также возможностей территории по реализации и воспроизводству таких ресурсов;

• организация и содействие эффективному участию территории и ее субъектов в реализации международных, федеральных, межрегиональных (межтерриториальных) программ, а также размещению государственных и иных заказов в регионе;

• сотрудничество с региональными (других регионов), зарубежными и международными организациями.

3. Направления деятельности в русле маркетинга на территории:

• содействие организации и работе служб маркетинга на предприятиях и в организациях региона;

• распространение и развитие в регионе маркетингового образования и опыта;

• маркетинг идей по решению актуальных проблем развития территории, рыночной и социальной инфраструктуры и т. п.;

• организация конкурсов, тендеров на участие территориальных субъектов в региональных проектах и программах, а также в программах вышестоящих уровней;

• маркетинговая поддержка мелкого и среднего бизнеса;

• содействие органам местного самоуправления;

• антимаркетинг социально непрестижных в регионе товаров и идей. Еще в 1997 г. руководство Вологодской области пришло к пониманию

того, что информационный маркетинг региона является важным и необходимым фактором экономического развития области. Было решено постепенно передать все функции информационного маркетинга региона одному подразделению: информационно-аналитическому отделу департамента экономики администрации Вологодской области. В 1999 г. отделу были вменены следующие функции:

• создание и реализация концепции информационного маркетинга Вологодской области. Концепция предусматривает широкое продвижение информации об области как во внешнюю, так и во внутреннюю среду. Ориентация на внутреннюю среду помогает активнее задействовать внутренние региональные ресурсы, что при недостатке внешних капиталовложений помогает развивать экономику области;

• создание и постоянное обновление справочника «Вологодская область» на русском, английском, немецком, французском языках в электронном (CD и www-страница / сервер) и печатном виде;

• создание и распространение представительского пакета области;1

• информационная поддержка мероприятий администрации области (конференции, выставки, презентации и т. п.), направленных на комплексный маркетинг региона на внешнем рынке;

• проведение рекламных и PR-кампаний;

• участие в информационных проектах федерального центра;'

• взаимодействие с рейтинговыми агентствами («Эксперт», МФК «Ренессанс», EA-Ratings), для распространения объективной информации

о регионе;

• взаимодействие со средствами массовой информации, областными и центральными СМИ, ведущими российскими информагентствами (РИА, Прайм-ТАСС, Росбизнесконсалтинг, АКМ).

1 См. здесь же далее, а также Приложение № 2 к этому разделу.

Находясь на начальной стадии продвижения информации, т. е. на стадии формирования благоприятного имиджа региона, администрация области поставила основную задачу на этом этапе: довести до потенциальных партнеров информацию о том, что Вологодская область — не только масло, кружева и, как поется в песне, «резной палисад», а индустриально развитый, передовой регион, с благоприятными условиями для ведения бизнеса, со стабильной и спокойной деловой средой, с прагматичным и прогрессивным руководством.

Как уже отмечалось выше, стратегическим направлением маркетинга региона является обеспечение поддержки со стороны граждан, политиков, организаций, что является важной составной частью информационного маркетинга территории.

Для этого в первую очередь необходимо проводить работу по формированию благоприятного имиджа региональной исполнительной власти. Сотрудники информационно-аналитического отдела проанализировали факторы, которые оказывают влияние на имидж власти, и пришли к неутешительным выводам:

• отсутствует адекватное освещение положительных результатов деятельности областной власти;

• широко освещаются почти исключительно отрицательные моменты в деятельности администрации;

• неоправданно широко освещаются второстепенные события в ущерб основным;

• отсутствует позитивное взаимодействие с местным самоуправлением;

• отсутствует работа с уже сложившимися стереотипами;

• отсутствует единое информационное поле;

• отсутствует целевая работа с социальными группами и общественными объединениями.

Для решения вопросов улучшения имиджа власти отдел начал работу в двух направлениях:

• информирование населения о деятельности администрации;

• организация обратной связи, выработка единой линии выступлений руководителей области перед населением и СМИ.

О результатах работы отдела в этом направлении говорят позитивные изменения рейтинга общественного мнения в отношении деятельности губернатора и администрации области (до этого прослеживалось стабильное снижение доверия населения к действиям областных властей).

Об эффективности рекламных и PR-кампаний на российском рынке можно судить по возникновению стойких ассоциаций, представлений российской общественности о Вологодской области как о регионе стабильности, родине Деда Мороза (проект «Великий Устюг — Родина Деда Мороза» администрации Вологодской области и московской мэрии), Северной Фиваиде (куль-

турные проекты: 600-летие Ферапонтова монастыря, фестиваль «Голоса истории» и т. д.), центре льноводства и лесной промышленности (Всероссийские выставки-ярмарки «Российский лен» и «Российский лес») и т. д.

В целях единой идентификации региона и оптимизации затрат на создание рекламно-информационных материалов отдел разработал представительский пакет Вологодской области. Представительский пакет области — новый комплексный информационный продукт, действующий в русле маркетинга имиджа региона, использующий современные информационные технологии, способный удовлетворить запросы различных целевых групп, включающий печатное издание, видеофильм, CD-справочник и сайт в интернете. Создание и распространение представительского пакета области направлено на повышение имиджа как области в целом, так и предприятий и организаций региона среди представителей избранных целевых групп.

Представительский пакет включает в себя:

1. Печатное издание «Вологодская область». Общая часть издания имеет универсальный характер: организация, текст и оформление брошюры абстрагированы от текущей политической и экономической конъюнктуры в регионе, чтобы максимально сократить затраты на последующие переиздания. Вся информация по целевым группам приложена к изданию в виде отдельных копированных вкладышей и варьируется в зависимости от отраслевых интересов клиентов.

2. Представительский фильм «Вологодская область». Основной замысел — создать у потенциальных клиентов благоприятный эмоциональный настрой для делового сотрудничества с представителями области, желание познакомиться с территорией, побольше узнать о ней. Представительский фильм рассчитан на самого широкого зрителя, нацелен на формирование в подсознании благоприятного образа области, который будет возникать у клиента при любом упоминании Вологодчины. Планируется дополнительно создать видеофильмы с текстовым озвучиванием на иностранных языках.

3. Сайт области в интернете. Www-сайт региона — это не просто некий обязательный атрибут современного общества, это реальное средство делового сотрудничества. Отличительной особенностью сайта области в интернете является его интерактивность и информативность. На сайте размещается огромный массив структурированной информации об области на русском, английском, немецком и французском языках. Эта информация обновляется и расширяется ежедневно.

4. CD-справочник «Вологодская область». Справочник дал возможность получения обновленной информации из интернета, имеет ссылки на e-mail и интернет-адреса организаций и предприятий. Поиск нужной информации стал эффективнее, облегчилась навигация. Важная особенность такого справочника — информативность: на одном компакт-диске размещено несколько томов справочной информации. CD-справочник «Вологодская область» включил в себя справочник по области, компьютерные презентации области, видеофильмы об области. Компьютерные презентации области

используются в качестве наглядного сопровождения выступлений руководителей во время конференций, выставок, ярмарок, других мероприятий, направленных на популяризацию сведений об области, поиск потенциальных партнеров региона.

Отдел уделил особое внимание продвижению информации о регионе на внешних рынках. Как уже было отмечено, отделом были разработаны постоянно обновляемые компьютерные презентации региона, которыми сопровождались выступления руководителей области на конференциях, выставках, во время информационных миссий за рубежом. Особенно велик интерес к этой информации жителей США, Канады, Германии, скандинавских стран. Информация об области в интернете внимательно изучается перед тем, как приехать в регион, налаживать какие-либо экономические или культурные связи. Многие зарубежные посетители сайта стали пользоваться возможностью задать вопрос губернатору области.

Тем не менее, несмотря на успешную работу отдела, ощущалась потребность в создании дополнительной более гибкой структуры в форме информационно-аналитического агентства при администрации области. При этом функции PR - и пресс-службы остались бы за отделом, тогда как функции собственно информационного маркетинга региона могли бы быть переданы агентству.

Следующим этапом работы отдела стало продолжение имиджевой кампании, при этом параллельно начал осуществляться переход от «общего сканирования деловой среды» к конкретным бизнес-проектам и работе с уже функционирующим бизнесом.

3.5. Межрегиональный маркетинг

Межрегиональная активность в России

В 1997 г. правительство Москвы выступило инициатором создания и организатором системы межрегиональных маркетинговых центров — ММЦ1 (теперь — международная ассоциация «Система ММЦ»). Перед ними были поставлены задачи:

• формирование и поддержка баз данных по предприятиям, заинтересованным в межрегиональном торговом сотрудничестве и производственной кооперации;

• проведение маркетинговых исследований товарных рынков и предоставление их результатов предприятиям малого бизнеса и другим заинтересованным организациям по индивидуальным запросам и через

средства массовой информации;

1 О создании системы межрегиональных маркетинговых центров. Распоряжение Премьера правительства Москвы от 1 августа 1997 г. № 834-РП.

• консультирование в области планирования сбыта и продвижения товаров и услуг;

• помощь в создании совместных производств с использованием местных ресурсов;

• содействие в расширении товарооборота между малыми предприятиями Москвы и других регионов России, в том числе через механизмы взаимных гарантий и взаимозачетов;

• привлечение предпринимателей и их союзов и объединений к развитию взаимовыгодных межрегиональных связей.

Конечно, постановка таких задач требует участия в работе государственных статистических структур, но данные, полученные от статистических органов, как правило, имеют обобщенный характер и не раскрывают текущей конъюнктуры региона. Для того чтобы иметь представление о текущих товарных возможностях и потребностях каждого региона, а также для использования предпринимателями и руководителями предприятий этих данных для выработки правильных коммерческих решений, в рамках системы ММЦ проводится работа в форме ежеквартальных мониторингов, в результате которых маркетологами центров составляются и обновляются региональные сводки, состоящие из двух перечней:

а) продукции, предлагаемой местными производителями и оптовиками для реализации в других регионах, с указанием основных характеристик, объемов и условий поставок;

б) продукции, в которой в данном регионе существует потребность, подтвержденная платежеспособным спросом, с указанием объемов потребности, требований по цене и качеству необходимых товаров. Партнеры системы ММЦ имеют возможность:

• воспользоваться информацией о предприятиях, товарах, бизнес-проектах и иных возможностях в других регионах;

• опубликовать ту информацию о себе, которую они сочтут нужной, в региональных СМИ, а также в глобальной сети интернет с использованием самых эффективных способов ее доставки своим потенциальным потребителям;

• организовать эффективную рекламную кампанию для своего бизнеса на основе максимально точного изучения потенциальной аудитории в выбранных ими регионах;

• получить или заказать аналитические отчеты или маркетинговые исследования по любой группе регионов и/или по любой товарной группе;

• в рамках комплексной услуги «Презентационный маркетинг» заказать серию презентаций и кампанию по активному и целенаправленному продвижению своей продукции в выбранных ими регионах;

• установить контакты с администрациями тех территорий, на которых планируется развертывание их бизнеса.

Став абонентом системы ММЦ, организация получает право арендовать «виртуальный офис» для своей компании, что избавит ее от необходимости создания дорогостоящей корпоративной системы. Портал дает компаниям возможность:

• заявить о себе миру, бесплатно опубликовав свою визитную карточку;

• создать веб-сайт своей компании, не имея специальных знаний и навыков;

• создать защищенную систему информирования и рассылки документов для своих филиалов и региональных менеджеров;

• определить реальную цену на свою продукцию с помощью электронного аукциона;

• привлечь потенциальных клиентов на свой веб-форум и собрать «горячую» информацию об их предпочтениях;

• удерживать и расширять аудиторию при помощи бесплатной электронной рассылки;

• известить других владельцев «виртуальных офисов» о своей позиций на рынке и конкретных предложениях;

• получить on-line доступ к постоянно пополняемым базам данных предприятий, предложений, товаров / услуг, мелкооптовых цен и инвестиционных проектов;

• получить аналитические данные по различным товарным группам и регионам;

• заказать маркетинговое исследование;

• изучить возможности по активному продвижению своей продукции на региональные рынки.

Сегодня миссия ММЦ сформулирована так: «Система, объединяющая Россию». Система ММЦ пропагандирует следующие свои преимущества:

• непосредственное присутствие в большинстве регионов РФ и продолжающееся расширение за пределами страны;

• единообразие стандартов сбора, обработки и подачи информации;

• скорость и разнообразие способов передачи запрошенных данных, использование преимуществ высоких технологий;

• опыт взаимодействия с местными властями;

• опыт осуществления международных проектов;

• обширная партнерская сеть.

В связи с обращениями правительственных и предпринимательских кругов зарубежных государств о развитии взаимовыгодного экономического сотрудничества с использованием системы ММЦ было признано целесообразным создать межрегиональные маркетинговые центры в стра-

нах СНГ, Балтии и дальнего зарубежья.1 Основными направлениями деятельности межрегиональных маркетинговых центров за рубежом определены:

• интеграция системы ММЦ в международные сети деловой информации;

• содействие взаимовыгодному товарообмену и промышленной кооперации между малыми и средними предприятиями зарубежных стран, Москвы и других регионов РФ;

• привлечение зарубежных инвестиций, современного оборудования и технологий с целью создания совместных производств на основе местных ресурсов.

Департамент поддержки и развития малого предпринимательства и Московский фонд поддержки малого предпринимательства стали непосредственными исполнителями в деле обеспечения комплекса организационных мероприятий по созданию межрегиональных маркетинговых центров за рубежом, а Департамент внешних связей совместно с Московским фондом поддержки малого предпринимательства обеспечил взаимодействие системы ММЦ с создаваемыми при поддержке правительства Москвы торговыми домами Москвы за рубежом.

К середине 2005 г. в системе было представлено уже 67 ММЦ, в том числе 50 — в России и центры в США (Бостон), Китае (Пекин), Финляндии (Хельсинки), Польше (Варшава), Эстонии (Таллин), Узбекистане (Ташкент), Украине (Киев), Болгарии (Варна), Кыргызстане (Бишкек), Казахстане (Алматы); действовали также представители Германии, Италии, Чехии. Налажены подготовка и повышение квалификации кадров сотрудников ММЦ, вырабатывается единая стратегия мониторинга региональных рынков, общие принципы и конкретные ориентиры ценовой политики.

Информационные ресурсы системы ММЦ, доступные в сети интернет, складываются из данных, поступающих от межрегиональных маркетинговых центров, работающих в регионах РФ. Формируется база данных производителей товаров и услуг, включая номенклатуру и комплектующие, а также база данных коммерческих предложений субъектов предпринимательской деятельности.

В дальнейшем запланировано дополнить информационный ресурс системы виртуальным каталогом региональной продукции, базой данных по инвестиционным проектам, аналитическими материалами и другой информацией, отражающей социально-экономическую ситуацию в регионах РФ.

Западные фирмы немало натерпелись, пытаясь работать из Москвы без какой-либо конкретной консалтинговой и административной поддержки в регионах. Они рассматривают и поддерживают систему ММЦ, считая ее

1 17 ноября 1998 г. правительство Москвы выпустило соответствующее распоряжение № 1284-РГ «О дальнейшем развитии системы межрегиональных маркетинговых центров».

надежным условием успеха. Кроме того, для них очень важно, что за этой системой стоит правительство Москвы и ее мэр Ю. М. Лужков, что является для западных инвесторов хорошей гарантией надежности и профессионализма. Теперь важно, чтобы торгово-промышленные палаты воспользовались возможностями системы ММЦ, взаимодействовали с нею, размещали через нее свою информацию. Но и сами ММЦ должны быть больше связаны с объединениями предпринимателей, отраслевыми гильдиями.

В июле 2004 г. на заседании правления Российской ассоциации маркетинга был принят план сотрудничества между РАМ и Международной ассоциацией «Система ММЦ». Этому событию предшествовала серьезная работа, поскольку система межрегиональных маркетинговых центров является членом РАМ, постоянно участвует в отраслевых мероприятиях. Неоднократно региональные центры системы ММЦ становились победителями и лауреатами конкурсов РАМ.

Новый этап сотрудничества двух организаций обусловлен назревшей необходимостью развития стандартов в областях прикладного и исследовательского маркетинга, особенно для сферы малого и среднего бизнеса. В рамках утвержденного правлением РАМ совместного плана будут реализованы проекты по развитию Общероссийской маркетинговой системы (ОМС), за счет ресурсов Системы ММЦ будут значительно расширены разделы ОМС: «Маркетинговые и исследовательские коллективы России», «База данных инвестиционных и маркетинговых проектов на территории РФ», «Готовые маркетинговые обзоры, исследования».

Практические совместные шаги РАМ и системы ММЦ направлены и на поддержку малого и среднего предпринимательства. В августе 2004 г. стартовал проект «Роль маркетинга в повышении инвестиционной привлекательности и капитализации средних предприятий России». В июле 2005 г. Гильдия маркетологов при содействии РАМ провела первый Евразийский форум маркетологов, ставший хорошим плацдармом для дальнейшего развития маркетинга регионов.

Программы сотрудничества еврорегионов

Идея трансграничного сотрудничества в Европе возникла почти сразу же после Второй мировой войны, в 50-х гг. XX в. Тогда впервые после многих столетий то и дело вспыхивавших военных действий в Европе стал популярным лозунг о сближении, а не разделении людей границами. Основная цель такого сотрудничества — достижение взаимного общественно-экономического роста, налаживание и развитие связей между экономическими, научными, культурными и муниципальными институтами регионов.

В Европе придается большое значение трансграничному сотрудничеству в рамках еврорегионов, которое рассматривается как стабилизирующий фактор в отношениях между странами. Под еврорегионом понимают географически ограниченную часть приграничной территории, которая фор-

мируется из нескольких территориально-административных единиц по обе стороны границы, образующихся на основе взаимных интересов в области экономики, охраны природы, развития культуры и спорта. Возникающие проблемы решаются при взаимном участии всех сторон, входящих в евро-регион. Возникло даже понятие «Европа регионов» — как следствие общепризнанного кризиса национального европейского государства.

За последние десятилетия роль приграничных регионов в международных отношениях значительно возросла. Принятие в 1980 г. «Рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей» (Мадридская конвенция) стимулировало развитие трансграничных отношений на уровне местных органов управления в Европе. Она создала необходимую правовую основу использования приграничного сотрудничества в интересах сопредельных территорий соседних стран. Согласно Мадридской конвенции под трансграничным сотрудничеством следует понимать «любые согласованные действия, направленные на усиление и поощрение отношений между соседними территориальными сообществами и властями, находящимися под юрисдикцией двух и более договаривающихся сторон».

Только в Западной Европе существует несколько десятков таких регионов. В основе их функционирования следующие основные принципы: самоуправление, трансграничная кооперация, равные полномочия сторон, соблюдение внутреннего законодательства. Примером для подражания являются регионы Германии, Франции, Бельгии и других европейских государств. В Польше созданы и уже успешно функционируют 9 еврорегионов на границе с Германией, Чехией, Украиной, а также с Беларусью (еврорегионы «Буг» и «Неман»).

Объединенная Европа осуществляет софинансирование некоторых проектов, реализуемых в рамках еврорегионов. Особое внимание уделяется экологическим программам (более 50% выделяемых средств расходуется на охрану окружающей среды). Второй по величине статьей расходов является подготовка кадров для осуществления экономического сотрудничества.

В современном мире возникла новая реальность, в условиях которой параметры компетенции национальных правительств претерпевают существенные изменения, а регионы все настоятельнее требуют большего самоуправления и самостоятельного выхода на международную сцену. Особенно наглядны такие процессы в области информации, новых технологий, ноу-хау, научных исследований.

Вместе с тем специалисты совершенно справедливо обращают внимание на очевидную неоднозначность происходящих на европейском континенте

1 Страчко Н. Еврорегионы как прообраз будущего Европы // http:// bdg. press. net. by.

процессов регионализации вкупе с глобализацией. В результате большей прозрачности границ правительства сталкиваются с выходящей из-под их контроля мобильностью капитала, трудовых ресурсов, товаров, культурных ценностей. Не только на государственном уровне, но и на уровне интеграционных объединений все сложнее регулировать влияние транснациональных корпораций (ТНК), чье могущество нередко превосходит возможности правительств стран, на территории которых разворачивается их деятельность. Другие международные экономические, торговые и финансовые организации, действующие в системе мирового и европейского рынков, стремятся сломать протекционистские барьеры и непосредственно, иногда бесконтрольно, взаимодействовать с потребителями. В постоянные источники повышенной опасности превращаются проблемы организованной преступности, наркоторговля, терроризм. В 1990-х гг. в условиях заметного ухудшения положения дел в экономике и роста безработицы, превысившей в среднем в Европе 11%, многие жители континента пришли к выводу, что современное государство, страдающее хроническим бюджетным дефицитом, не в состоянии справиться со сложившейся ситуацией традиционными методами.1

На этом фоне довольно четко обозначились еще два фактора повышения роли региональных образований. С одной стороны, возросло осознание того, что «органы местного самоуправления составляют одну из основ демократического строя, обеспечивая право граждан на участие в управлении государственными делами, что, в свою очередь, представляет собой значительный вклад в построение Европы, основанной на принципах демократии и децентрализации власти»2. С другой — кризисное положение вызвало к жизни определенные центробежные тенденции и надежду на то, что на уровне региональных органов власти, максимально приближенных к гражданам, станет возможным найти оптимальное решение о выходе из кризиса. Так объективно возникло пространство, в пределах которого субнациональные и трансграничные регионы приобрели большие вес и значение.

Для Республики Карелия уже стало традицией действовать в направлении трансграничного партнерства. Для Карелии, как и для России в целом, сотрудничество приграничных территорий — это огромный, пока еще явно не исчерпанный ресурс социально-экономического развития. Расширяющееся год от года карело-финское сотрудничество активизировало многочисленные контакты в различных сферах жизни по обе стороны нашей общей границы с Финляндией, в том числе в сфере культуры, спорта, туризма, образования, побратимских связей.

1 Зонова Т. В. От Европы государств к Европе регионов? // Полис. Политические исследования. 1999. № 5.

2 Council of Europe. European Charter of Local Self-Government. Strasbourg, 1985,15 October. P. 2.

Программа приграничного сотрудничества Республики Карелия на 2001-2006 гг. отвечает насущным проблемам ее развития на ближайшие годы. Разработчиком программы выступило Министерство внешних связей Карелии. В ней учтены предложения городов и районов республики, министерств и ведомств, научных организаций. Она рассчитана на среднесрочную перспективу и базируется на принятых в 1999 г. документах: «Концепции социально-экономического развития Республики Карелия на период 1999-2002-2010 гг.» и правительственной программе «Основные направления деятельности правительства Республики Карелия по развитию международного сотрудничества на 1999-2002 гг.», основные положения которых (в сфере приграничного сотрудничества) конкретизированы в данной программе.

Цели программы:

• на основании анализа нынешнего состояния международных связей Республики Карелия наметить перспективные задачи и направления приграничного сотрудничества на период 2001-2006 г.;

• усилить межсекторальное взаимодействие органов исполнительной власти республики, местного самоуправления на блоке международной деятельности;

• привлечь дополнительные внешние средства, прежде всего из программ ЕС и Финляндии, для реализации трансграничных проектов. Программа является логическим дополнением с российской стороны

разрабатываемых программ приграничного сотрудничества Европейского союза — Интеррег-ШВ (для региона Балтийского моря) и Интеррег-IIIA (включая подпрограмму Интеррег-ША Карелия) на 2000-2006 гг.

Программа приграничного сотрудничества Республики Карелия призвана показать Европейской комиссии и партнерам в рамках программ ЕС собственные приоритеты, на которые будет ориентироваться республика.

Кроме того, программа дополнила европейские разработки, уделяя большее внимание наполнению концепции «Северное измерение в политике Европейского союза», более конкретно обозначая интересы взаимовыгодного сотрудничества на границе с Финляндией. Программа была представлена не только в Министерство иностранных дел России, но и в Европейскую комиссию и в Министерство иностранных дел Финляндии, что определило отчасти ее структуру, аналогичную принятым на международном уровне.

За период 1992-2000 гг. в результате совместной работы в Республике Карелия было реализовано и реализовывалось более 300 проектов. К концу 2000 г. финским бюджетом было направлено на освоение совместных с Республикой Карелия проектов около 200 млн финских марок.

Приоритетными направлениями сотрудничества являются охрана окружающей среды, сельское хозяйство и производство продуктов питания, лесное хозяйство, охрана труда, здравоохранение и социальное обеспечение.

Как правило, проекты представляют собой сотрудничество в сфере передачи новых технологий, опыта, технической помощи. Часть программ имеет инвестиционную составляющую. Из успешно реализованных инвестиционных проектов можно упомянуть строительство очистных сооружений в г. Лахденпохья, создание и обслуживание машинных станций в хозяйствах Карелии, строительство молокозавода в п. Эссойле и другие.1

На проведенном в июне 2000 г. саммите ЕС в г. Фейре (Португалия) был утвержден план действий Евросоюза в реализации стратегии «Северного измерения» на 2000-2003 гг. В соответствии с ним определены основные линии взаимодействия между странами ЕС и странами-партнерами, главным образом Россией. На основании данного плана действий Финляндия подготовила Правительственную стратегию сопредельного сотрудничества в рамках «Северного измерения», в которой основными направлениями сотрудничества выделены следующие:

• энергетика;

• природные ресурсы и экология;

• транспорт;

• телекоммуникации;

• ядерная безопасность;

• общественное здравоохранение и социальная защита, в особенности борьба с инфекционными заболеваниями;

• торговля и поощрение инвестиций;

• развитие науки и человеческих ресурсов;

• борьба с преступностью;

• региональное и приграничное сотрудничество.

Данные приоритеты сотрудничества с Финляндией в рамках «Северного измерения» в целом соответствуют позиции РФ. На период 2001-2006 гг. основными целями приграничного сотрудничества Республики Карелия определены:

• поиск и непосредственное привлечение в Республику Карелия дополнительных финансовых средств, предназначенных как для экономической, так и социальной сфер жизнедеятельности;

• содействие в привлечении в Республику Карелия новых технологий, научных разработок, содействие научному сотрудничеству;

• подготовка высококвалифицированных специалистов за рубежом, прежде всего в области государственного и муниципального управления, бизнеса;

• формирование имиджа Республики Карелия как региона, привлекательного для иностранных инвестиций.

1 Программа приграничного сотрудничества Республики Карелия на 2001-2006 гг. // http://www. gov. karelia. ra/Power/Ministry/Relations/Boundary/01c. html.

Для достижения названных целей предполагается поэтапная реализация следующих задач:

• развитие сотрудничества с регионами Финляндии. Предполагается осуществить выход на качественно более высокий уровень взаимодействия с региональными союзами Финляндии — Северной Похьянмаа, Кай-нуу, Северной Карелией — в том числе посредством совместной работы в рамках еврорегиона «Карелия». Важное значение придается сотрудничеству с региональными союзами — Центральная Финляндия, Южная Карелия и Саво;

• расширение связей городов и районов Республики Карелия с коммунами и городами Финляндии. Указанная задача ориентирована, прежде всего, на углубление имеющихся контактов и активизацию экономических отношений между партнерами. Одним из главных инструментов в решении этой задачи может стать карело-финская совещательная комиссия;

• участие в межправительственной рабочей группе по сотрудничеству сопредельных регионов Финляндии и России в рамках Соглашения от 20 января 1992 г. Одной из первоочередных задач сотрудничества является совершенствование механизма отбора и согласования проектных инициатив сторонами-участницами;

• участие в программах международных организаций Северного совета, Совета Баренцева Евро-Арктического региона совместно с финскими партнерами;

• развитие контактов с губерниями Финляндии, прежде всего с Оулу и Восточной Финляндией по линии сотрудничества спасательных служб, правоохранительных органов.'

Особенно хочется выделить в принятой программе и привести в качестве примера направление деятельности, получившее название «Культура «прозрачных границ».

Финляндия и Россия издревле имеют тесные культурные связи. Контакты уходят корнями в эпоху Средневековья, а своего пика они достигают в XIX — начале XX в., когда финны проживали на территории Российской империи, и разделительных линий между метрополией и княжеством практически не существовало. В настоящее время, когда Россия стремится к интеграции в европейское сообщество, граница становится своеобразными воротами между Западом и Востоком. Отчужденность, существовавшая между жителями разных стран, постепенно начинает сглаживаться, граница становится более прозрачной. Общность истории, близость языков финно-угорских народов, населяющих Север России и Финлян-

' Программа приграничного сотрудничества Республики Карелия на 2001 -2006 годы // http://www. gov. karelia. ru/Power/Ministry/Relations/Boundary/ Olc. html.

дню, являются естественными предпосылками для активизации сотрудничества между нашими странами в сфере культуры, образования, обмена информацией.

Сохранение культурных традиций, языка предков — это не только дань прошлому, но и отправная точка для будущего сотрудничества. Во многих приграничных коммунах Финляндии расположены культурные центры (музыкальные школы, театры, центры искусства). В каждой коммуне ежегодно летом проводится не менее одного культурного мероприятия. В Карелии большое внимание уделяется также сохранению народных традиций: ежегодно проводится праздник юмора в п. Кинда-сово, Международный фестиваль народной музыки «Кантеле», праздник на о. Кижи, традиционным стал фестиваль камерной музыки в городах Кухмо (Финляндия) и Костомукша (Россия).

Культура в союзе с современными достижениями науки открывает дополнительные возможности для развития новых форм связей через границу. В Республике Карелия в последнее время информационные сети получают все большее развитие, — интернет делает границу практически прозрачной.

Природа всегда занимала значительное место в жизни карелов, что проявилось и в народном творчестве, и в повседневной жизни. В то же время общеизвестно, что в Финляндии, как нигде в мире, существует особое бережное отношение к природе, и одни из самых передовых природоохранных технологий разрабатываются именно в Финляндии. В городах Оулу и Йоэнсуу расположены крупные научные центры, специализирующиеся в том числе на разработке высоких технологий по восстановлению лесов и охране других природных ресурсов. Эти центры уже давно и плодотворно сотрудничают с научными учреждениями и университетами Карелии.

За последние годы активизировалось международное сотрудничество на охраняемых территориях, в области охраны и исследования природы. В качестве хорошего примера можно упомянуть развитие парка Паанаяр-ви, граничащего с парком Оуланка на территории Финляндии.

В качестве наиболее перспективных проектов программой определены:

• «Карельские карнавалы» с экономической, культурной и спортивной составляющими;

• «Граница как среда инноваций» — проект по созданию виртуальных классов и групп по обучению музыке телекоммуникационными средствами;

• создание международного центра «Обучение традиционным ремеслам Карелии», имеющее целью обучение навыкам традиционных ремесел, изготовление и реализацию мастерами собственной продукции;

• «Языковая практика студентов и молодых актеров Национального театра Республики Карелия» — организация долгосрочных ежегодных

курсов современного финского языка в Финляндии для студентов и молодых актеров Национального театра Республики Карелия, знакомство с финляндской театральной культурой;

• «Возрождение рунопевческих деревень Беломорской Карелии» — проект направлен на исследование, сохранение и возрождение памятников истории и культуры Беломорской Карелии, деревень, связанных с именами рунопевцев, собиранием рун и причастных к созданию карело-финского эпоса «Калевала»;

• «Карельское кольцо» — физкультурно-спортивный проект, наиболее протяженная в Северной Европе трансграничная марафонская дистанция по маршруту Костомукша — Каяни — Йоэнсуу;

• «Певческое поле» — реставрация комплекса «Певческое поле» в парке Ваккосалми в г. Сортавала;

• «Экология культуры» — поддержка этнокультуры в молодежной среде, создание этномузыкального виртуального интернет-клуба «Музыка природы» и организация международного фестиваля «Музыка природы»;

• «Кантеле» — проведение международных фестивалей народной музыки (1 раз в 2 года) и республиканских парадов кантелистов (ежегодно), в том числе проведение научно-практической конференции по вопросам развития народной музыки, семинара по вопросам изготовления народных инструментов, мастер-классов ведущих исполнителей.

3.6. Приложения

Приложение 1

Программа развития региона.

Программа MAI (Munchen —Augsburg —

Ingolstadt)1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: