II. Основная часть. 1. Знакомство с правописанием и значением суффиксов

1. Знакомство с правописанием и значением суффиксов

-ОНОК-. -ЁНОК- (задание 1-3. с. 7-8).

Логопед: Назовите изображенных животных. Запишите названия их детенышей (задание 1, с. 7).

Картинки: медведь, заяц, лось, белка, еж.

Логопед: Рассмотрите детенышей животных и запиши­те их названия. Выделите суффиксы, с помощью которых образованы эти слова.

От каких слов образованы слова-названия детенышей животных? (задание 2, с. 8)

Картинки: поросенок, теленок, ягненок, козленок, жере­бенок.

Логопед: Назовите и запишите названия детенышей жи­вотных и птиц, которые образованы при помощи суффиксов -ОНОК-, -ЁНОК- (задание 3, с. 8),

2. Дифференциация суффиксов ИК-, -ИЩ-. -ИН -(задание 4. с. 8).

Логопед: Волшебные суффиксы -ИК-, -ИЩ-, -ИН- умеют превращать маленькие предметы в большие и наоборот. По­играйте с волшебными суффиксами: превратите предметы для гнома в маленькие, а для великана в большие. Запиши­те названия предметов в две колонки.

РУКА-... НОГА-... ДОМ-...

СТОЛ-... НОС-... УСЫ-...

3. Знакомство с суффиксами -ЧИК-, -ОК-.

Логопед: Рассмотрите пару суффиксов и подумайте: кому можно дать ЧЕМОДАНЧИК, а кому КУЗОВОК? Почему?

Логопед записывает на доске суффиксы -ЧИК-, -ОК- и вы­ставляет картинки, изображающие чемоданчик и кузовок.

Карточки со словами: суп, зуб, груз, кон, дуб, гриб, угол, зуб, лес.

Логопед: Найдите слово, от которого вы образовали не­сколько новых слов. (Зуб. Зубок и зубчик.) Чем отличаются эти слова? Объясните значение слов.

4. Работа на уровне словосочетания.

Логопед: Придумайте и запишите (запись на доске) сло­восочетания так, чтобы использовать слова из каждого стол­бика. Например: вкусный супчик, маленький дубок.

Количество слов для работы определяет логопед.

5. Обогащение словаря профессий.Знакомство с суффиксами ОР -. -ТЕЛЬ-. Логопед: Посмотрите на мельницы. Какие суффик­сы записаны на крыше каждой из них? (Суффиксы -ОР-, -ТЕЛЬ-.) Послушайте описание профессий людей и отга­дайте их. Впишите название профессии в клеточки, распо­ложенные на крыльях мельницы и назовите суффикс, при помощи которого образовалось данное слово.

Мельница «-ОР-».

1. Человек, который работает на радио или на телевидении
... (диктор)

2. Он в школе самый главный... (директор)

Он проверяет и продаёт билеты в транспорте... (кондук­тор)

Он читает лекции для студентов или для ученых... (лек­тор)

Мельница «-ТЕЛЬ-».

1. Он работает в школе... (учитель)

2. Он пишет рассказы, сказки, повести, романы... (писа­тель)

3- Он спасает людей... (спасатель)

4. Он строит дома и другие здания... (строитель)

6. Знакомство с суффиксами ОНК-. -НИК-, НИЦ (задание 5, с. 9).

Логопед: Посмотрите на картинки. Назовите предметы посуды, в которых хранятся или подаются на стол эти про­дукты. Запишите названия этих предметов, выделите суф­фиксы, с помощью которых они образованы.

Картинки: соль, хлеб, сахар, молоко, сухари, конфеты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: