1. Знакомство с правописанием и значением суффиксов
-ОНОК-. -ЁНОК- (задание 1-3. с. 7-8).
Логопед: Назовите изображенных животных. Запишите названия их детенышей (задание 1, с. 7).
Картинки: медведь, заяц, лось, белка, еж.
Логопед: Рассмотрите детенышей животных и запишите их названия. Выделите суффиксы, с помощью которых образованы эти слова.
От каких слов образованы слова-названия детенышей животных? (задание 2, с. 8)
Картинки: поросенок, теленок, ягненок, козленок, жеребенок.
Логопед: Назовите и запишите названия детенышей животных и птиц, которые образованы при помощи суффиксов -ОНОК-, -ЁНОК- (задание 3, с. 8),
2. Дифференциация суффиксов ИК-, -ИЩ-. -ИН -(задание 4. с. 8).
Логопед: Волшебные суффиксы -ИК-, -ИЩ-, -ИН- умеют превращать маленькие предметы в большие и наоборот. Поиграйте с волшебными суффиксами: превратите предметы для гнома в маленькие, а для великана в большие. Запишите названия предметов в две колонки.
РУКА-... НОГА-... ДОМ-...
СТОЛ-... НОС-... УСЫ-...
3. Знакомство с суффиксами -ЧИК-, -ОК-.
|
|
Логопед: Рассмотрите пару суффиксов и подумайте: кому можно дать ЧЕМОДАНЧИК, а кому КУЗОВОК? Почему?
Логопед записывает на доске суффиксы -ЧИК-, -ОК- и выставляет картинки, изображающие чемоданчик и кузовок.
Карточки со словами: суп, зуб, груз, кон, дуб, гриб, угол, зуб, лес.
Логопед: Найдите слово, от которого вы образовали несколько новых слов. (Зуб. Зубок и зубчик.) Чем отличаются эти слова? Объясните значение слов.
4. Работа на уровне словосочетания.
Логопед: Придумайте и запишите (запись на доске) словосочетания так, чтобы использовать слова из каждого столбика. Например: вкусный супчик, маленький дубок.
Количество слов для работы определяет логопед.
5. Обогащение словаря профессий.Знакомство с суффиксами ОР -. -ТЕЛЬ-. Логопед: Посмотрите на мельницы. Какие суффиксы записаны на крыше каждой из них? (Суффиксы -ОР-, -ТЕЛЬ-.) Послушайте описание профессий людей и отгадайте их. Впишите название профессии в клеточки, расположенные на крыльях мельницы и назовите суффикс, при помощи которого образовалось данное слово. |
Мельница «-ОР-».
1. Человек, который работает на радио или на телевидении
... (диктор)
2. Он в школе самый главный... (директор)
Он проверяет и продаёт билеты в транспорте... (кондуктор)
Он читает лекции для студентов или для ученых... (лектор)
Мельница «-ТЕЛЬ-».
1. Он работает в школе... (учитель)
2. Он пишет рассказы, сказки, повести, романы... (писатель)
3- Он спасает людей... (спасатель)
4. Он строит дома и другие здания... (строитель)
6. Знакомство с суффиксами ОНК-. -НИК-, НИЦ (задание 5, с. 9).
Логопед: Посмотрите на картинки. Назовите предметы посуды, в которых хранятся или подаются на стол эти продукты. Запишите названия этих предметов, выделите суффиксы, с помощью которых они образованы.
Картинки: соль, хлеб, сахар, молоко, сухари, конфеты.