Внутренняя среда организации

Приступая к изучению второго вопроса данной темы, студент должен запомнить, что внутренняя среда – это ситуационные факторы внутри организации.

Внутренняя среда каждой организации формируется под воздействием переменных, оказывающих непосредственное влияние на процесс преобразований (производства продукции, услуг). Это структура предприятия, ее культура и ресурсы, в составе которых главная роль отводится людям, их знаниям, способностям и искусству взаимодействия.

К основным переменным в организации относятся: цели; структура; задачи; технология; люди.

Цель – это конкретное конечное состояние или желаемый результат.

Цель всегда предшествует осознанной деятельности людей, является мотивом, который побуждает их к деятельности, поскольку формируется на основе их потребностей и интересов. Цель выбирают, конструируют в виде идеальной модели состояния системы в будущем, возможность достижения которой оценивают руководители с учетом разных факторов – личных (уровень профессионализма, соотношение мотивов и стимулов) и факторов внешней среды)ресурсные и институциональные ограничения).

Цели существенно отличаются в зависимости от типа организации. Например: организация, занимающаяся бизнесом, концентрирует внимание на таких экономических показателях, как прибыль, рентабельность, производительность. Некоммерческие организации не стремятся к получению прибыли – их больше волнуют затраты. Эти отличия влияют на набор целей, которые формулирует руководство.

Структура — это логическое взаимоотношение уров­ней управления и функциональных областей, которые позволяют наиболее эффективно достигать цели организа­ции.

Разделение труда, на котором основывается построение структуры организации, может касаться работы с машинами, людьми и информацией. В зависимости от вида работ, взятых за основу разделения труда, соответственно выделяют производственную структуру, структуру аппарата управления и организационную структуру управления.

Производственная структура – группировка конкретных заданий в пределах производственных подразделений (цехов, участков), которые между собой связаны единой технологической цепью.

Структура аппарата управления – распределение власти и ответственности между управленческими работниками. Она основывается на вертикальном разделении труда, вследствие которого устанавливается количество уровней управления, строится управленческая вертикаль и формируются скалярные цепи, по которым осуществляется руководство или передается информация на высшие уровни управления.

Организационная структура управления – объединяет производственную структуру и структуру аппарата управления. При ее построении прежде всего определяют функции персонала организации. Если масштабы деятельности организации большие, то работников, которые выполняют работу в пределах одной функции, объединяют в специализированные отделы. Особенность организационной структуры управления состоит в том, что в ее пределах осуществляется группировка задач управления и распределение полномочий между подразделениям, а не отдельными должностными лицами, т.е. распределяются полномочия, а не власть.

Задачи — это предписанная работа, серия работ или часть работы, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки. Задачи организации делятся на три категории: работа с людьми, предметами труда, информацией.

С технической точки зрения, задачи предписываются не работнику, а его должности. Каждая должность включает ряд задач, которые рассматриваются как необходимый вклад в достижение целей организации.

Технология — это сочетание квалификационных навы­ков, оборудования, инструментов и соответствующих технических знаний, необходимых для осуществления желаемых преобразований в материалах, информации или людях.

Влияние технологии на управление определилось тремя крупными переворотами в технологии:

1) промышленной революцией;

2) стандартизацией и механизацией производственного процесса;

3) применением конвейеров;

4) информатизация.

Основная характеристика современных технологий – изменчивость. Так, в сфере информационных технологий изменения происходят на протяжении нескольких месяцев. Изменения технологии требуют изменений внутренней среды организации:

- использование новой технологии обеспечивает высокую конкурентоспособность продукции (по качеству и затратам на ее изготовление). Поэтому организация должна своевременно изменить существующую технологию, чтобы не ослабить свои конкурентные позиции;

- внедрение новой технологии предусматривает новые знания работников, что обусловливает необходимость их обучения и переподготовки;

- новая технология может значительно изменить состав и способы решения управленческих заданий, что повлечет за собой перераспределение функций и изменение организационной структуры.

Классификация технологии по Вудворд. (Джоан Вудворд британская исследовательница управления). В основе классификации лежит повторяемость и технология выполнения операций, связанных с предметами и средствами труда.

1. Единичное мелкосерийное или индивидуальное про­изводство — изготавливается одно или малая серия одинаковых изделий (эффективно при условии, когда для потребителя главным критерием является качество и уникальность товара). Например: компьютеры IBM, уникальное медицинское оборудование, мебель или одежда по индивидуальному заказу.

2. Массовое или крупносерийное производство — изго­тавливается большое количество изделий идентичных или очень похожих друг на друга. Эффективно, когда доминирующим критерием является качество и дешевизна, а уникальность не важна. Например: практически все потребительские товары изготовляются на базе технологии массового производства.

3. Непрерывное производство — круглосуточное ис­пользование автоматизированного оборудования. Эффективны при необходимости непрерывно изготовлять одинаковый по характеристикам продукт в больших объемах (крекинг нефти, производство электроэнергии).

Классификация технологии по Томпсону. (Джеймс Томп­сон — социолог и теоретик организаций). В основе классификации лежит технология решения управленческих задач, связанных с людьми и информацией.

1. Многозвенные технологии — характеризуются серией взаимосвязанных задач, которые должны выполняться последовательно (производство автомобиля).

2. Посреднические технологии — характеризуются относительной самостоятельностью выполнения работ отдельными подразделениями организации. Например: банковское дело связывает вкладчиков и тех, кто берез займы в банках; бюро по трудоустройству – продавцов и покупателей рабочей силы.

3. Интенсивная технология — предусматривают разносторонние связи между исполнителями с целью уточнения выполняемой работы. Например: в больницах на «пятиминутках» рассматривают сложные случаи лечения пациентов, при необходимости созывают консилиум.

Персонал. Поведение человека в обществе и на работе является следствием сочетания индивидуальных характеристик личности, к которым относятся:

а) способности;

б) предрасположенность, одарённость — это имеющийся потенциал человека в отношении выполнения какой-либо работы;

в) потребности — недостаток чего-либо;

г) ожидания — люди формируют их относительно ре­зультатов своего поведения;

д) восприятие — это интеллектуальное собрание сти­мулов, получаемых от ощущений. Восприятие у двух людей всегда разное;

е) точка зрения;

ж) ценности — это общие убеждения, вера по поводу того, что хорошо и что плохо или безразлично в жизни

Основное усилие менеджмента в организациях направ­лено на людей.

Внутренние переменные обычно называют социотехническими подсистемами, так как они имеют два компонента: социальный компонент — людей и технический компонент — внутренние переменные.

Взаимосвязь внутренних переменных организации

Технология


Люди Цели Структура

       
   


Задачи

Рис. 4.1 – Взаимосвязь внутренних переменных организации


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: