Методы и функции социальной работы как деятельности

М. В. Фирсов, учитывая разнообразие проблем и широкий контингент потенциальных клиентов, которым обязаны помо­гать социальные работники, утверждает, что социальная рабо­та в современных условиях должна носить многопрофильный и разноведомственный характер, включая социально-педагогическую службу, развивающуюся в сфере народного образова­ния, медико-социальную и социально-реабилитационную служ­бу, которая формируется в здравоохранении и соцобеспечении, социально-правовую в правоохранительных органах, социаль­но-экономическую — в службах занятости.

При подготовке социальных работников важно ориентиро­ваться на многопрофильные межведомственные задачи и фун­кции, которые должны выполнять социальные службы. Среди этих функций можно выделить следующие:

- аналитико-информационная функция социальной служ­бы предполагает сбор и анализ информации социально-демографического, медико-социального и криминального характера о состоянии населения в районе, области, о соотношении групп социального риска в общем составе населения региона. В этом контексте осуществляется анализ реальной потребности и на­личия различных лечебных, учебно-воспитательных, реабили­тационных, консультационных и других социальных служб и институтов, выполняющих функции поддержки и помощи се­мье, несовершеннолетним, одиноким, престарелым, инвалидам;

- прогностическая функция позволяет на основе анализа имеющейся информации составлять социально-демографические, криминальные, медико-социальные и другие прогнозы, да­ющие возможность научно обоснованного планирования социально-демографической и социально-экономической политики по развитию социальной инфраструктуры, удовлетворяющей требованиям современного цивилизованного общества;

- организационно-управленческая функция означает ре­шение вопросов материально-технического, организационного, кадрового обеспечения развивающейся системы социальных служб и институтов, направленных на решение медико-социальных, социально-бытовых, социально-правовых, репродук­тивных и других проблем семьи, детства, инвалидов и преста­релых. Она предполагает координацию усилий и средств раз­личных ведомств (здравоохранения, народного образования, культуры, спорта, правоохранительных органов, органов соцобеспечения, коммунального хозяйства, общественных и благо­творительных организаций и т. д.). В то же время она включает контроль за исполнением решений местного Совета народных депутатов, вышестоящих органов, связанных с охраной и защи­той прав женщин и детей, поддержкой и помощью семье и де­тям;

- социально-бытовая функция социальной службы семьи и детства заключается в решении бытовых вопросов, в психо­логической подготовке и социальной адаптации инвалидов, пре­старелых, одиноких, осуществлении медико-социального пат­ронажа и помощи им;

- функция укрепления семейно-брачных отношений реа­лизуется, например, в социальной помощи по организации службы знакомств, медико-психологических консультаций для супругов и людей, вступающих в брак, а также в организации семейного досуга, открытие служб доверия, подготовке моло­дежи к брачно-семейным отношениям;

- функция поддержки репродуктивности семьи направле­на на создание медико-социальных, социально-бытовых и социально-психологических условий, обеспечивающих здоровое физическое и социальное развитие детей, подрастающего по­коления, включая медико-генетические, психолого-педагогические консультации, службу планирования семьи, социально-ме­дицинский патронаж и деятельность социальных педагогов и психологов;

- социально-профилактическая функция заключается в социальном оздоровлении семьи, в своевременном выявлении и оказании социально-правовой, медико-психологической помо­щи детям и семьям группы социального риска, реабилитации и поддержке лиц (и прежде всего несовершеннолетних), вернув­шихся из воспитательно-трудовых колоний, спецучреждений. Эта функция связана с развитием сети реабилитационных цен­тров для социально дезадаптированных детей и подростков, для женщин, имеющих несовершеннолетних детей, и подростков, попавших в экстремальную ситуацию;

- социально-реабилитационная функция, заключающая­ся в социальной адаптации и реабилитации граждан, по разным причинам (болезнь, инвалидность, наркомания, лишение свобо­ды в связи с отбытием наказания, переживание стресса вслед­ствие стихийного бедствия, насилия, сексуальной агрессии и т. д.) испытывающих социально-экономические, профессио­нальные и другие затруднения в системе общественных, семей­ных, производственных и других отношений, вызывающие раз­личные формы социальной дезадаптации;

- функция социально-правовой и социально-экономичес­кой поддержки, заключающаяся в помощи по реализации гражданами своих трудовых, жилищных, семейных и других социальных прав, в случае необходимости восстановления этих прав через судебные и другие допускаемые законодательством меры;

- социально-психологические функции, предполагающие оказание психологической помощи в решении личностных, детско-родительских, супружеских и других проблем психологи­ческого характера, обращение в случае необходимости в специ­ализированные психологические службы;

- социально-педагогические функции, направленные на оздоровление условий семейного воспитания, создание воспи­тывающей, педагогически организованной среды, позволяющей вести здоровый образ жизни, семейный досуг, семейно-соседс­кое общение, включить в систему социального воспитания раз­личные социальные институты (учреждения культуры, школь­ные и внешкольные, детско-подростковые учреждения, спортивные комплексы и т. д.).

Поскольку социальная работа в России только зарождает­ся, ее успешность и авторитет среди населения в значительной мере будут определяться степенью соответствия деятельности социальных работников профессионально-этическим нормам и требованиям, которые прошли проверку временем и являются общепризнанными в международном профессиональном сооб­ществе социальных работников.

Проблема метода в любой научно организованной теории и практике является одной из ключевых в методологическом ана­лизе. В науке принципиально важно четко определить обосно­ванные нормированные способы осуществлении познания и до­стижения целей профессиональной деятельности. И если мето­ды научного познания, используемые в социальной работе, прин­ципиально не отличаются от методов, используемых в смежных областях научного знания, то методы деятельности имеют ка­чественно иной характер и содержание. Именно профессиональ­ные цели и способы их достижения придают социальной работе статус самостоятельной профессии.

П. Д. Павленок предлагает следующие методы социальной работы:

1. Социологические методы выполняют функцию первич­ной социальной информации, без чего невозможен анализ прак­тической социальной работы, невозможно накопление опыта, его обобщение и в целом повышение эффективности.

2. Педагогические методы социальной работы: методы формирования сознания; формирования образа действия; одобрения и осуждения; включения личности в коллективную деятельность; включения в постепенно усложняющуюся деятельность; педагогической коррекции.

3. Психологические методы: методы психодиагностики; психологической консультации; психологического отбора; социально-психологический тренинг и аутотренинг; методы коррекции поведения, мотивации, общения, само­оценки.

Очевидно, что в этой классификации социальная работа, лишенная собственных средств деятельности, растворяется в различных аспектах социальной, психологической или педаго­гической практики.

Многочисленные дискуссии в период становления отече­ственной школы социальной работы помогли оформиться дру­гой, получившей широкое распространение классификации ме­тодов социальной работы, в которой учтен опыт теоретических дискуссий и практической социальной работы. В учебном посо­бии “Технология социальной работы” (И. Г. Зайнышев и др., 2002), а позднее и в других предложено выделять три группы методов социальной работы, используемых в практике оказа­ния социальной помощи и поддержки: социально-экономичес­кие, организационно-распорядительные (административные) и психолого-педагогические.

К социально-экономическим методам социальной работы от­носят все способы, с помощью которых специалисты социальной работы оказывают воздействие на материальные, моральные, на­циональные, семейные и другие социальные интересы и потреб­ности клиента. К данной группе принадлежит натуральная и де­нежная помощь, установление льгот, единовременных пособий, патронаж, бытовое обслуживание, моральное поощрение и т. п.

Организационно-распорядительные методы лежат в осно­ве управленческого воздействия организационной структуры социальных служб, опираются на регламентирующие, нормативно-правовые акты; закрепляют права и полномочия, обязан­ности, ответственность различных звеньев в органах управле­ния социальными службами. Распорядительные методы позво­ляют осуществлять оперативное вмешательство, уточнение и решение эпизодических задач. Основные методы данной груп­пы: регламентирование, нормирование и инструктирование.

Регламентирование — способ организационного воздей­ствия, заключающийся в разработке и введении в действие орга­низационных положений, обязанностей для исполнения в орга­нах управления социальных служб (приказы, типовые положе­ния, должностные инструкции).

Нормирование — установление нормативов с границами по верхнему и нижнему пределу, которые служат ориентировкой в деятельности социального работника (нормативы численнос­ти обслуживаемых клиентов, нормативы времени обслужива­ния и т. д.).

Инструктирование — наиболее мягкий способ организаци­онного воздействия, суть которого в разъяснении задач, возмож­ностей, трудностей и последствий неправильных действий кли­ента, предостережение его от возможных ошибок (консульти­рование, информирование).

Психолого-педагогические методы связаны с косвенным воздействием и влиянием на клиента через механизм социаль­но-психологической и педагогической регуляции его социаль­ного самочувствия и поведения. Главный метод в этой группе — убеждение в различной форме (разъяснение, совет, аргумента­ция, рекомендации, положительный пример), социологические исследования, социально-психологический диагноз, психологи­ческая коррекция, психологическое консультирование, психо­профилактика, информирование, методы обучения и воспита­ния, социальная терапия и т. д. Из них наиболее профессиональ­но специфичным методом является социальная терапия.

Социальная терапия — это систематические, целенаправ­ленные меры по оказанию помощи лицу или группе лиц в воп­росах урегулирования чувств, импульсов и отношений. Задачи социальной терапии: исправление, корректировка поведения, предупреждение дисфункций, обеспечение нормального разви­тия, самоутверждение личности. В контексте социальной тера­пии могут быть представлены индивидуальные и групповые формы работы, семейная терапия, трудовая терапия, социод­рама и психодрама и др.

Среди большого разнообразия форм психологической ра­боты с клиентом часто называют среди прочих бихевиористс­кий подход, гешталъттерапию, когнитивную терапию, проблем­но ориентированный подход, психосоциальный подход и др.

Один из подходов к определению методов социальной ра­боты базируется на идеях Мэри Ричмонд, одной из основате­лей теории социальной работы. Она считала, что главным ме­тодом социальной работы должно стать ответственное, осоз­нанное и обоснованное использование социальным работником своей личности во взаимоотношениях с индивидом или груп­пой. Посредством этих взаимоотношений социальный работ­ник способствует и облегчает взаимодействие между индиви­дами и их социальной средой. Метод социальной работы под­разумевает систематическое наблюдение, оценку клиента и выработку соответствующего плана действий. На основе этого определения выделены прямые и непрямые методы оказания помощи.

Прямые методы — это виды помощи индивидам, семьям, группам в решении непосредственных проблем “здесь и теперь”, при взаимодействии лицом к лицу. Непрямые методы — это де­ятельность с долгосрочными целями, направленными на изме­нение внешних социальных условий, а не обстоятельств и лич­ности клиента.

Прямые методы используются, как правило, в индивиду­альной групповой социальной работе и требуют знаний в облас­ти психологических теорий. Непрямые методы используются работниками, занимающимися организацией общины, и прояв­ляются обычно в виде докладов и планов деятельности, созда­ваемых для общественных и правительственных органов, коор­динации деятельности различных общественных групп и т. п.

Вопросы и задания

1. Дайте характеристику функциям социальной работы как деятельности.

2. Что такое метод в научном смысле?

3. Перечислите общенаучные методы познания.

4. В чем сущность социальной работы как практической деятельности?

5. Чем отличается метод познания от метода деятельности?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: