Меры безопасности при нахождении на железнодорожных путях

5.1. При нахождении на путях машинист и помощник машиниста должны соблюдать следующие требования безопасности:

- проходить вдоль путей по обочине или по середине междупутья, обращая внимание на движущиеся по смежным путям локомотивы, МВПС и вагоны. Не менее чем за 400 м до приближающегося поезда следует отойти на обочину земляного полотна на расстояние не менее 2 м от крайнего рельса при установленных скоростях движения поездов до 120 км/ч, 4 м – при установленных скоростях движения 121 – 160 км/ч и не менее 5 м - при установленных скоростях движения 161 – 200 км/ч;

- переходить пути под прямым углом, перешагивая через рельс, не наступая на концы железобетонных шпал и масляные пятна на шпалах и предварительно убедившись в том, что в этом месте нет движущегося на опасном расстоянии подвижного состава;

- переходить путь, занятый подвижным составом, пользуясь переходными площадками вагонов, предварительно убедившись в исправности поручней, подножек и пола площадки. При подъеме на вагон и сходе с вагона руки должны быть свободными. При этом следует держаться за поручни и располагаться лицом к вагону. Перед сходом с вагона предварительно осмотреть место схода, убедиться в исправности поручней и подножек, а также в отсутствии движущегося по смежному пути подвижного состава. В темное время суток место схода следует осветить фонарем. Эти требования должны соблюдаться при подъеме на локомотив, МВПС и сходе с них;

- проходить между расцепленными вагонами, локомотивами и секциями локомотивов, если расстояние между их автосцепками составляет не менее 10 м;

- обходить группу вагонов или локомотив, стоящие на пути, на расстоянии не менее 5 м от автосцепки;

- обращать внимание на показания светофоров, звуковые сигналы и предупреждающие знаки.

5.2. Выходя на путь из помещения, а также из-за угла здания, затрудняющего видимость пути, следует предварительно убедиться в отсутствии движущегося по нему подвижного состава, а в ночное время подождать, пока глаза привыкнут к темноте.

6. Общие вопросы электробезопасности.

Электробезопасность – это система правовых, организационных и технических мер и средств, обеспечивающих защиту людей от вредного и опасного воздействия электрического тока, электрической дуги, электромагнитного поля и статического электричества.

6.1.Основные нормативные документы, содержащие требования к организации безопасной работы электроустановок

- Правила устройства электроустановок (ПУЭ) содержат требования к устройству, монтажу и электрическим схемам электроустановок;

- Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей (ПТЭЭП) содержат требования к персоналу, производящему работы в электроустановках, к безопасной эксплуатации электроустановок, сроки и нормы испытания электротехнических устройств;

- Межотраслевые правила по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок (ПОТ РМ – 016 – 2001) устанавливает требования к организации работ в электроустановках;

- Инструкция по применению и испытанию средств защиты, используемых в электроустановках, утверждена Приказом Минэнерго РФ от 30.06.03 г. № 261.

6.2. Требования к персоналу, работающему в электроустановках

Требования к персоналу определены порядком и условиями проведения работ. Персонал, имеющий допуск к работе в электроустановках подразделяется на электротехническийи электротехнологический.Электротехнологический – это персонал, использующий в работе электросварку, ручные электрические машины, переносной электроинструмент и светильники, станочное оборудование и т. д.

Электротехнический персонал подразделяется на административно-технический, оперативный, оперативно-ремонтный и ремонтный, организующий и осуществляющий монтаж, наладку, техническое обслуживание, ремонт, управление режимом работы электроустановок.

К административно-техническому персоналу относятся руководители и специалисты, которые осуществляют организацию тех. обслуживания и ремонта электроустановок.

Оперативный персонал осуществляет оперативное управление и обслуживание электроустановок (осмотр, оперативные переключения, подготовку рабочего места, допуск и надзор за работающими).

Ремонтный персонал обеспечивает техническое обслуживание и ремонт, монтаж, наладку и испытание электрооборудования.

Оперативно-ремонтный – это ремонтный персонал, специально обученный и подготовленный для оперативного обслуживания в утвержденном объёме закреплённых за ним электроустановок.

Перед допуском к работе в электроустановках персонал должен иметь профессиональную подготовку. Должен пройти проверку знаний Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок, ПТЭЭП, инструкции по пожарной безопасности, инструкции по применению и испытанию средств защиты в пределах требований, предъявляемых к должности или профессии и иметь соответствующую группу по электробезопасности.

Всего групп по электробезопасности 5. Правилами по охране труда при эксплуатации локомотивов и моторвагонного подвижного состава в ОАО «РЖД» № 788р. от 24.04.2006 г. для помощников машинистов тепловозов установлена 3-я группа по электробезопасности, а у машинистов – 4-я. Персонал с 4-ой группой должен знать:

- электротехнику в объёме специализированного профессионально-технического училища;

- иметь полное представление об опасности при работах в электроустановках;

- знать Правила устройства электроустановок, Правила технической эксплуатации электроустановок, Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок, Инструкцию №261 и инструкцию по пожарной безопасности в объёме занимаемой должности;

- знать схему, обслуживаемых электроустановок и технические мероприятия, обеспечивающие безопасность работ;

- уметь проводить инструктаж, организовать безопасное проведение работ, осуществлять надзор за работающими;

- знать правила освобождения пострадавшего от действия электротока и уметь оказать первую помощь;

- уметь обучить персонал правилам техники безопасности, практическим приёмам оказания первой медицинской помощи.

Периодическая проверка знаний у оперативного, ремонтного и оперативно-ремонтного персонала производится ежегодно.

6.3.Действие электрического тока на организм человека

По характеру воздействия различают:

- термическое действие тока, проявляющееся ожогами отдельных участков тела; почернением и обугливанием кожи и мягких тканей, нагревом до высокой температуры органов, расположенных на пути прохождения тока, кровеносных сосудов и нервных волокон, вызывающим в них функциональные расстройства;

- электролитическое действие тока проявляется в разложении различных жидкостей организма на ионы, нарушающем их свойства;

- химическое действие тока выражается в возникновении химических реакций в крови, лимфе, нервных волокнах с образованием новых веществ, несвойственных организму;

- биологическоедействие тока проявляется в раздражении и возбуждении тканей организма, возникновении судорог, в остановке дыхания, изменении режима сердечной деятельности;

- механическоедействие тока приводит к сильным сокращениям мышц, вплоть до их разрыва, к разрывам кожи, кровеносных сосудов, переломам костей, вывихам суставов, расслоению тканей.

По видам поражения различают:

- электротравмы– это местные поражения (ожоги, электрические знаки, металлизация кожи, механические повреждения, электроофтальмия);

- электрические удары– это общие поражения, связанные с возбуждением тканей проходящим через них током (нарушение функционирования центральной нервной системы, органов дыхания и кровообращения, потеря сознания, расстройства речи, судороги, нарушение дыхания, вплоть до остановки, мгновенная смерть).

По степени воздействия на человека различают три пороговых значения тока: ощутимый, неотпускающий и фибрилляционный.

Ощутимым называют ток, который при прохождении через организм человека вызывает ощутимое раздражение (при переменном токе – 0,6 мА). Неотпускающим называют ток, который при прохождении через организм человека вызывает непреодолимые судорожные сокращения мышц частей тела, соприкасающихся с токоведущими частями. Величина тока, при которой наступает нарушение режима сердечной деятельности и возникает фибрилляция сердца называется фибрилляционным током.

Степень воздействия электротока на организм человека зависит от:

- общего электрического сопротивления (или проводимости), которые зависят от индивидуальных особенностей тела человека;

- параметров электрической цепи (напряжения, силы и рода тока, частоты колебаний);

- пути прохождения тока через тело человека;

- условий включения в электросеть;

- продолжительности воздействия;

- условий внешней среды (температуры, влажности, наличия токопроводящей пыли, токопроводящих полов).

Электрическое сопротивление тела человека снижают утомление, алкогольное опьянение, голод, заболевание, эмоциональное возбуждение. Наибольшее сопротивление имеет верхний слой кожи, поэтому при его повреждении общее сопротивление организма значительно снижается.

Переменный ток более опасен, чем постоянный, однако при высоком напряжении (более 500 В) опаснее становится постоянный ток. Наиболее опасен частотный диапазон переменного тока от 20 до 100 Гц. Так как постоянный ток протекает по всей площади поперечного сечения проводника, а переменный – по поверхности проводника, то токи высокой частоты могут вызвать лишь поверхностные ожоги.

Опасное напряжение постоянного тока – более 110 В, а переменного – более 42 В.

При переменном токе величиной 50 мА и времени воздействия в несколько секунд у пострадавшего возникает паралич дыхания, а при поражении постоянным током паралич дыхания наступает при длительном воздействии тока величиной 90 мА.

Путь прохождения тока через тело человека во многом определяет степень поражения организма. Наиболее часто в практике встречаются такие варианты:

- «рука – рука», «руки – ноги» - ток проходит от одной руки к другой через лёгкие и сердце (при прикосновении двумя руками к токоведущим частям);

- «рука – ноги», «рука – нога» - при прикосновении одной рукой к источнику, стоя двумя ногами на земле;

- «голова – руки», «голова – ноги» - при прикосновении головой к токоведущим частям;

- при растекании тока на землю от неисправного электрооборудования земля в радиусе 20 метров получает потенциал напряжения, уменьшающийся с удалением от заземлителя. Возникает электрическая цепь «нога – нога», напряжение которой называют шаговым. Выходить из зоны шагового напряжения следует мелкими шажками, не более 0,1 м, не отрывая ног от земли и друг от друга.

На производстве используются следующие виды электрических сетей: трёхфазные электрические сети с изолированной нейтралью, трёхфазные сети с заземлённой нейтралью и однофазные электрические сети.

Трёхфазные электрические сети с заземлённой нейтралью применяются тогда, когда на производстве невозможно из-за высокой влажности или агрессивности среды обеспечить хорошую изоляцию проводов, либо когда технические возможности не позволяют быстро отыскать и устранить повреждения изоляции и в этом случае заземление нейтрали служит целям безопасности. Такие сети применяются в локомотивных депо.

При сопоставлении степени опасности для человека, попавшего под напряжение в трёхфазных электрических сетях, рассматривают три возможных случая:

- прикосновение к одному из проводов исправной сети (однофазное включение);

- одновременное прикосновение к двум проводам исправной сети (двухфазное включение);

- прикосновение к проводу при аварийном режиме, когда одна из фаз замкнута на землю.

При однофазном включении человек попадает под напряжение, действующее между данным проводом и землёй и степень опасности зависит от заземления нейтрали. При двухфазном прикосновении человек попадает под линейное напряжение и ток, проходящий через человека равен отношению линейного напряжения к электрическому сопротивлению тела человека. В этом случае величина тока 0,1 А уже при напряжении 100 В смертельна. При прикосновении к проводу при аварийном режиме опасность несколько меньше из-за перераспределения напряжений между фазами при обрыве или замыкании одной из фаз на землю.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: