double arrow

Исторический аспект земельных преобразований в России

Все общественные, в том числе и земельные отношения, формируются и развиваются по мере развития и изменения производительных сил общества. Но изменяются они не сами по себе, а в процессе целенаправленной деятельности людей и соответствующих общественных органов. История развития России — это история административно-территориальных, земельных, политических и экономических преобразований.

Трудно найти в мире другую страну, кроме России, где бы так часто происходили коренные земельные преобразования. При этом век от века интенсивность таких преобразований нарастает. Более трех веков формировался в России феодально-крепостной строй. Всего за 130 лет после отмены в 1861 году крепостного права в России нынешняя земельная реформа пятая, которая меняет вектор социально-экономического развития страны в целом и весь уклад крестьянского быта в диаметрально противоположном направлении.

В XIV — XV веках, после освобождения русских княжеств от Золотой Орды в них преобладало вотчинное землепользование. Было три вида вотчины:

- наследственные (родовые) в княжеских и боярских семьях, переходящие из поколения в поколение;

- выслужные, т.е. полученные от князя или от государя за военные и иные заслуги;

- купленные у других землевладельцев.

Особенностью вотчинного землевладения является то, что их владелец мог беспрепятственно распоряжаться своими землями на праве полной собственности: продать, подарить, завещать, обменять и т.д. Вплоть до конца XVI большинство крестьян не было закрепощено за землевладельцами. Они свободно владели своими землями и выплачивали князю посошную подать. Земли таких крестьян обычно находились в общинном пользовании. Пашня и сенокосы подлежали периодическому переделу, а пастбища использовались сообща. Крестьяне могли свободно переходить в течение года от одного землевладельца к другому.

По мере формирования и укрепления единого российского государства возникала потребность в наделении служивых людей, и в первую очередь военных, землёй. Первоначально такие земли служивым людям на период их службы предоставляли за счёт вновь присоединённых земель: новгородских при Иване III (1462-1505гг.) и псковских при его сыне Василии (1505-1533гг.). Особенно активно практиковалась раздача поместий при Иване IV (1533-1584гг.)[189], [190], [191]. Площадь поместья вместе с обрабатывающими эти земли крестьянами определяли исходя из чина и происхождения получателя поместья: 1500-3000 десятин для людей знатных и по 150-700 десятин для менее знатных.

Правовой основой перераспределения земель и регулирования земельных правоотношений был составленный при Иване III в 1497г. общегосударственный свод законов — «Судебник». В нём было установлено, что крестьяне могут переходить от одного землевладельца к другому только раз в год- на Юрьев день, 26 ноября (по старому стилю), откуда и пошла поговорка: «Вот тебе бабушка и Юрьев день». Эту дату можно считать датой утверждения крепостного права на Руси.

Для выявления новых земель с целью наделения поместьями служивых людей, установления границ, количества и качества земель поместий и оформления прав на них в 1555-1556гг. был учреждён первый государственный специальный орган — Поместная изба, вскоре переименованная в Поместный приказ. О значимости этого органа в системе управления России того времени говорит тот факт, что Поместный приказ, также как Посольский, Тайный, Печатного двора и ряд других приказов, размещался на территории Кремля. Основной задачей Поместного приказа было установление границ между землевладельцами и их описание. Поэтому этот вид работ называли писцовым межеванием. Его проводили присланные в города и губернии из Поместного приказа писцовые партии (комиссии) на основе специальных документов о порядке выполнения работы Писцовых наказов. В 1622г. был издан Указ о сыске (по современной терминологии — инвентаризации) земель, по которому была описана большая часть земель России. Согласно ст. 29 Писцового наказа в процессе межевания надлежало «межу чинить и на местах велеть ямы копати и грани тесати и в книге имянно межи их велеть писать по межам, чтоб впредь меж их в землях споров не было»[192].

В новом своде законов России — Соборном уложении 1649г. межевание признаётся самостоятельным юридическим действием, которое следовало проводить как на не межеванных, так и на межеванных землях с восстановлением утраченных межевых знаков. Преобладало сплошное межевание всех земель и поэтому, его называли также Валовым.

Во время правления Петра I поместный налог заменили подушной податью, а армию стали комплектовать на постоянный основе. В связи с этим отпала обязанность дворянства нести службу за право пользования землёй. Петр I указом «О единонаследии» от 23 марта 1714г.[193] ликвидировал различия между вотчинами и поместьями, объединив их под общим названием «недвижимое имущество» или «имение». Соответственно значительно уменьшилась роль Поместного приказа и в 1721г. он был заменён Вотчинной коллегией. В 1686г. работы по государственному межеванию были приостановлены и до 1755г. практически не проводились, что привело к большому числу земельных беспорядков[194].

В указе императрицы Анны Иоанновны в 1731г. отмечалось, что «многие…земли прежде были не межованы, а которые и были межованы, тех межы и грани через многие прошедшие годы потерялись и ямы заровнялись, отчего непрестанно происходят ссоры и драки, и смертные убийства» [195]. Вновь возникла необходимость проведения сплошного (валового) межевания. Такие работы были начаты в царствование Елизаветы Петровны (1741-1761) и во многом поучительны для нашего времени. В 1752г. был издан манифест о межевании земель, а в 1754г. — «Инструкция межевальщикам», разработанная на основе «Соборного уложения» 1649г., писцовых межеваний 1684г., указов и распоряжений. Для проведения межевания были учреждены:

- в Петербурге при Сенате — Главная межевая канцелярия с чертёжной;

- в Москве — губернская Межевая канцелярия;

- по губерниям межевые конторы и межевые партии.

Межевание планировалось на всей территории государства по инициативе государства и не зависело от желания владельцев. В процессе межевания измеряли румбы всех граничных линий и составляли планы на все владения. Для сохранения результатов межевания вели межевой журнал и межевую книгу: составляли межевую записку и межевые планы. Были внедрены передовые для того времени приёмы и технические средства. Основные задачи межевания:

- произвести ревизию всех земель с целью проверки прав на владение землёй;

- осуществить «редукцию», т.е. вернуть государству те земли, на котором их владельцы не могли представить оправдательные документы;

- общее и чересполосное землевладение уничтожалось принудительно даже при бесспорном владении землёй.

Межевщикам при проведении межевания была предоставлена неограниченная власть. За убийство межевщика была установлена смертная казнь. Но желание императрицы навести порядок в землевладении Московской губернии, натолкнулось на сильное противодействие землевладельцев-бояр, и потерпело неудачу. Всего за 11 лет в России было размежевано 359 дач на площади 57319 десятин. Большим тормозом в работе, кроме отсутствия специалистов, было нежелание землевладельцев расставаться с незаконно захваченными излишками земли. Аналогичная ситуация наблюдается в настоящее время с освобождением самовольно занятых земельных участков под дачи в Подмосковье.

Упорядочение землевладения в период царствования Екатерины II (1762 — 1796) также началось с преобразования межевых учреждений. Высшим законодательно-административным и судебным органом России оставался Правительствующий Сенат. На базе Главной межевой канцелярии Сената и Московской губернской канцелярии Указом от 16.10.1762г. была создана и размещена также территории Кремля Межевая канцелярия, просуществовавшая с некоторыми реорганизациями 150 лет. А 8 октября 1765 была создана Межевая экспедиция. Сенатом были подготовлены и 19 сентября 1765 года опубликованы «Манифест о генеральном размежевании земель всей Империи» и «Генеральные правила, данные Межевой комиссии для сочинения по оным межевой инструкции». На их основе были изданы «Инструкция землемерам, к генеральному всей Империи земель размежеванию» от 13.02.1766г. и «Инструкция Межевым Губернским канцеляриям и провинциальным конторам» от 25.05.1766г. Отличительной особенностью этого Генерального межевания, имевшего несомненный успех, является то, что:

- началу межевания предшествовали большая подготовительная работа и экспериментальные работы по размежеванию земель в Рязанской и ряде других губерний;

- работы проводились по инициативе государства, за счёт средств государства и были обязательны для всех землевладельцев;

- межевание не предусматривало ни ревизии, ни редукции (изменения) землевладения, а имело своею целью «истинную всего общества пользу утверждением покоя, прав и надёжности каждого владетеля в его благоприобретённом имении» [196];

- земли надлежало «межевать не к именам владельцев, но к именам сёл и деревень…общей обводною межою, как-то владельцы сами и поскольку к которому селению земли из собственного своего владения межевать пожелают»[197]. Данный принцип назывался «межеванием по дачам». В состав «дачи» могли войти земли одного имения, одного или нескольких селений;

- вместо прежнего принципа «ревизии и редукции проводился принцип «полюбовного размежевания самими землевладельцами. Было определено, что у полюбовно разводящихся землевладельцев «крепостей на их земли, ни к какому рассмотрению не требовать, но, снимая их дачи класть на планы [198].

Продолжалось оно с 1765 по 1861г. и было проведено в 35 губерниях на площади более 300 млн. га (275,38 млн. десятин). Всего было обмежевано 188 995 дач.

Большое внимание в процессе подготовки и проведения Генерального межевания, в отличие от нынешней земельной реформы, было уделено его общественному значению. Сущность межевания выражала собственноручная надпись Екатерины II на инструкциях по межеванию: «Каждый при своём», а его нравственность — слова: «Утверди, Господи, достояние людям своим». Межевание считалось священным, а межевщики (землемеры) принимали присягу достойно выполнять порученное им дело. Присягу должны были принимать также поверенные и понятые. Текст присяги был утверждён законом в июле 1761г.[199] Указом от 30 марта 1804г. для всех чинов Межевой комиссии была утверждена форма суконного мундира, а с 18.03.1881г. — военного покрова. По свидетельству Уфимского губернского землемера А.А. Ржаницина, землемер Екатерининской эпохи это не «мощный елизаветинский межевщик, судья и следователь, самовластно карающий виновных и силою подавляющий сопротивление межеванных, это по преимуществу лишь исполнитель и примиритель враждующих за поземельную собственность» [200].

Изначальной задачей Генерального межевания было инструментальное установление в натуре (на местности) бесспорных границ согласованных полюбовно со смежными землевладельцами, так называемых «дач Генерального межевания». В дачу могли войти одно крупное землевладение, или различные земли (помещичьи, церковные, монастырские, государственные), тяготеющие к одному или нескольким поселениям. По окончании межевания на каждую дачу генерального межевания составляли план и межевую книгу, а на уезд — генеральный план. При этом размежевание землевладения в границах дач не производили, спорные вопросы не рассматривали. Эту задачу должно было решать Специальное межевание за счёт средств самих землевладельцев.

Для разрешения земельных споров уже в 1767г. был установлен особый вид межевания — коштное, которое проводилось землемерами генерального межевания по просьбе и за кошт (счёт) землевладельцев, а в 1776-1839гг. были приняты правила полюбовного специального размежевания непосредственно или через посредников-землемеров. В 1861г. были изданы особые правила «специального размежевания через уездных землемеров». За 30 лет было размежевано 557 дач на общей площади 90 млн. десятин. Особенно актуальным Специальное межевание было для отграничения от других землевладельцев земель башкир, пользовавшихся правом вотчинного владения землёй.

На территории Оренбургской губернии, в состав которой в то время входила большая часть территории современной Республики Башкортостан, генеральное межевание проводилось с 1798 по 1842 гг. Для его проведения весной 1798г. в г. Уфу приехала Нижегородская межевая контора в состав 4 руководителей работ, 22 землемеров, 42 землемерных помощников, 24 учеников и 100 солдат местной пехотной дивизии для работы в составе землемерных команд и охраны Чертёжной мастерской. К началу лета 1798г. подготовительные работы к генеральному межеванию в Оренбургской губернии были завершены и 17 землемеров были отправлены на полевые работы. Основная часть полевых работ была завершена в 1805г. и 26 ноября 1806г. руководство Оренбургской конторы отрапортовало в Межевую канцелярию, что «Оренбургская губерния Генеральным межеванием в 1805г. совершенно окончена, равно следуемые атласы и карты сочинены вчерне…»[201]. К этому времени были обмежеваны границы 1284 дач на площади 28 066 564 десятин или около 90% территории губернии. Завершились работы по межеванию на втором этапе (1806-1842гг.), когда преобладал разбор земельных споров.

Споры по границам многих дач длились десятилетиями. Так, дело по рапорту землемера И.Попова на 7 дворянских дач Уфимского уезда рассматривалось с 1802 по 1833г., а по рапорту землемера Лисицина на 13 дач- с 1803 по 1823гг. Причина судебных тяжб — выявленное в процессе межевания превышение площади дач. Более 26 лет (с 1802 по 1828гг.) разбирали жалобу А.Унгарова из Бурзянской волости[202].

Более трёх с половиной веков в России формировался феодально-крепостной земельный строй, а к середине XIX столетия он стал тормозом на пути развития не только земельных, но и всех общественных отношений. Поэтому уже в 1848г. министр внутренних дел России Л.А.Перовский высказал предложение «Об уничтожении крепостного состояния в России». Причину этого ярко обрисовал В.Д.Кавелин в 1855г. в записке правительству «Об освобождении крестьян в России»[203]. Он писал: «Многие убеждены, что Россия по своим естественным условиям одна из самых богатых стран мира, а между тем едва ли можно найти такое государство, где бы благосостояние было на такой низкой ступени.... Причин нашей бедности очень и очень много как то: ошибочная система управления, отсутствие строгого правосудия и правильного кредита, глубокое невежество всех классов народа, не исключая и внешних, из которых большей частью пополняются ряды чиновников и правительствующих лиц. Но ни одна не проникает так глубоко в народную жизнь,… ни одна так не убивает всякий нравственный и материальный успех в России, как крепостное право». Он предлагал следующую программу освобождения крестьян от крепостной зависимости:

- освободить крестьян со всем принадлежащим им имуществом и с землей;

- за освобождение крестьян их владельцам выплатить выкуп;

- размер выкупа крестьян и передаваемых им земель определить по местным ценам как можно ближе к истине.

Господствующим сословием в это время были дворяне. Дворян, которые владели только дворовыми людьми, называли беспоместными, а владевшими дворовыми людьми и крепостными крестьянами-помещиками. Помещиков, у которых было менее 21 крепостного, называли мелкопоместными. Всего к началу реформы 1861г. в России было 103194 помещика. В среднем на одного помещика приходилось 103,5 крепостных крестьян мужского пола. Основную долю помещиков 41,6 % составляли мелкопоместные, у которых работало в среднем 8 крепостных крестьян. Помещики с количеством крепостных от 21 до 100 душ (в среднем 47) занимали 35,1% их общего количества; от 100 до 500 (в среднем 198)-19%, от 500 до 1000 душ (в среднем 649)-2,4% и более 1000 крепостных (в среднем 2202)-1,4%. При этом чётко прослеживается тенденция уменьшение количества мелкопоместных помещиков и увеличение крупных латифундий (табл. По данным ревизии (переписи) населения 1857г. в России было 24,6 млн. душ крестьян мужского пола, в т.ч. крепостных 21,4 млн. и дворовых людей –1,5 млн. Около 2,0 млн. удельных крестьян принадлежало царской семье. Следовательно, общее количество крестьян составляло около 50 млн. человек, а в 1863 г. их количество возросло до 55 млн. человек.

4.1).

По данным ревизии (переписи) населения 1857г. в России было 24,6 млн. душ крестьян мужского пола, в т.ч. крепостных 21,4 млн. и дворовых людей –1,5 млн. Около 2,0 млн. удельных крестьян принадлежало царской семье. Следовательно, общее количество крестьян составляло около 50 млн. человек, а в 1863 г. их количество возросло до 55 млн. человек [204] .

4.1 Динамика землевладения помещиков в Европейской части России накануне отмены крепостного права в 1861г(По данным Огановского) [205]

Группы помещиков по количеству крепостных, % Годы Изменение каждого слоя, ±%
   
До 21 53,9 43,0 -20,2
От 21 до 100 24,0 34,2 +42,5
От 100 до 1000 15,0 21,5 +43,3
Свыше 1000 1,1 1,3 +18,2
Итого      

Положение крестьянства в стране вызывало озабоченность и царя Александра II, который на собрании Московского дворянства 30 марта 1856г. заявил: «Лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться того времени, когда оно само начнёт отменяться снизу».[206] Для подготовки предложений по осуществлению реформы в 1857г. были созданы Главный и губернские комитеты. Подготовительные работы велись поэтапно. Было рассмотрено несколько вариантов реформы: американский, прусский, либеральный и российский.

Американский проект предлагал освобождение крестьян и передачу им земли без выкупа, чего желали крестьяне. Прусский вариант предполагал освобождение крестьян без земли и за выкуп. Либеральный вариант предусматривал освобождение крестьян с землёй и умеренным выкупом, который, как и прусский, поддерживала часть помещиков. Был принят российский вариант освобождения крестьян от крепостной зависимости без выкупа, но с предоставлением земли за плату в кредит. И 19 февраля 1861г. Александр II подписал «Манифест об отмене крепостного права» и «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». В соответствии с «Положением» помещики сохраняли за собой право собственности на все принадлежавшие им земли, а крепостные крестьяне и дворовые люди получали свободу от крепостной зависимости.

Крестьян освободили от крепостной зависимости. Но земля по-прежнему оставалась в собственности помещиков, царского двора, казны, монастырей. И крестьяне могли ее выкупить или получить в общинное пользование. Каждый крестьянский двор нёс трудовую и материальную ответственность перед общиной, а община за всех крестьян — перед государством. В результате реформы 1 млн. крепостных крестьян мужского пола получили в надел 33,7 млн. десятин земли или в среднем 3,4 десятины, тогда как для минимального жизнеобеспечения необходимо 6-8 десятин. А у 100 тыс. помещиков осталось 69 млн. десятин или по 690 десятин на помещика. При этом дворовые, «государственники» и крестьяне мелкопоместных дворян вообще остались без земли.

В соответствии с «Положением» помещики сохраняли за собой право собственности на все принадлежащие им земли, а крепостные крестьяне и дворовые люди получали свободу от крепостной зависимости. Землю (приусадебный участок и полевой надел) крестьяне получали от помещиков в пользование за денежные (оброк) или издельные (барщина) повинности. Денежные повинности устанавливались в размере от 9 до 12 руб. за десятину и по согласованию с помещиком могли быть заменены хлебом и другими продуктами. Издельную повинность (барщина) определяли в днях: до 40 мужских и 30 женских дней за высший душевой надел, и денежную — в зависимости от количества и качества земель. Приусадебную землю передавали в потомственное пользование крепостного двора, а полевой надел — в общинное пользование крестьян и называли ее мирскою землёй. Усадебную землю можно было передавать по наследству согласно принятому в каждой местности порядку, а общинные земли перераспределяли по приговору двух третей домохозяев селения. Крестьяне могли использовать мирскую землю под посевы, насаждения, покос или пастбища по своему усмотрению. Но запрещалось занимать дороги и прогоны и залежь, припахивать новые земли, распахивать выгона, застраивать общие земли.

Вышедшие из крепостной зависимости крестьяне обязаны были нести следующие повинности:

- подушную подать;

- сбор на обеспечение продовольствием на случай голода;

- государственные, общие и частные земские сборы;

- сбор на изготовление окладных листов по податям и сборам.

Развёрстку повинностей между крестьянами осуществляли миром (сходом граждан селения). Каждое сельское общество, как при общинном, так и при участковом или подворном пользовании землёй, отвечало круговой порукой за отбывание повинностей каждым из своих членов.

Кроме общего «Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости», были и местные положения, разработанные с учетом зональных исторических условий. У башкир не было крепостной зависимости и на них «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» не распространялось. Для них Александр II Указом от 14.05.1863 г. утвердил отдельное «Положение о башкирах», а 10 февраля 1869 г. издал Указ «О размежевании башкирских дач для наделения землей башкир — вотчинников и их припущенников и о порядке продажи и отдачи в оброчное содержание общественных башкирских земель».[207]

Для разрешении возможных земельных споров на местах был создан институт мировых посредников, а для утверждения решений мировых посредников и рассмотрения жалоб на них — мировой съезд. Для утверждения решений мировых съездов и рассмотрения жалоб на них было организованно Губернское по крестьянским делам присутствие. Наблюдение за действиями всех этих звеньев возлагалось на Главный комитет об устройстве сельского состояния при Государственном Совете. Мировые посредники были введены в 43 из 45 губерний Европейской России. Мировой посредник возглавлял мировой участок в количестве 10 тыс. временно обязанных крестьян мужского пола. В 1874 г. институт мировых посредников был заменён Уездным по крестьянским делам присутствием (земскими начальниками).

В результате осуществления реформы 1861г. в России сложилось три основные категории землевладения: частновладельческие, надельные, казенные. По данным земельной статистики в 1905г. земельный фонд Европейской части составлял 395,2 млн. десятин. Из них находилась в частном владении 101,7 млн. десятин, в надельном — 138,8 млн. дес., во владении казны и прочих землевладений — 154,7 млн. десятин.

Основную долю частного землевладения занимали дворяне, площадь землевладения которых за период с 1877 по 1905гг. сократилась с 73,1 до 53,2 млн. десятин или с 79,9 до 61,9%. В то же время площадь частного землевладения крестьян увеличилась с 5,8 до 13,2 млн. десятин или с 6,3 до 15,4%, землевладения купцов — с 9,8 до 12,9 млн. десятин или с 10,7 до 15,0 % и т.д. Но основную долю крестьянских землевладений составляли мелкие, с площадью до 4 десятин на одно землевладение. С площадью свыше 10 тыс. десятин в 1905г. было 699 землевладельцев или 0,09% от общего количества землевладельцев. Но в их владении было 24,3 % всех земель частных владельцев. А всего под латифундиями было более 72% частных земель (табл. 2.2).

Из 138,8 млн. десятин надельных земель в пользовании крестьян находилось 136,9 млн. десятин. Здесь также преобладали крестьяне с площадью землепользования до 10 десятин (табл.2.3). В среднем на один крестьянский двор в 1905г. приходилось 11,1 десятин надельных земель. Более половины дворов (6176 из 12277) имели до 8 десятин на двор при необходимых для содержания одной семьи 15 десятин. Но и они состояли преимущественно из чересполосных участков на менее плодородных почвах.

4.2 Группировка частных землевладельцев по площади земель

Площадь землевладений Количество землевладельцев, тыс. Всего земель, тыс. десятин Количество десятин на одного владельца
До 10 десятин     3,9
11-50 десятин     23,4
51-500 десятин     163,3
501-2000 десятин      
2001-10000 десятин      
Более 10000 десятин 0,7    
Итого в Европейской России 75,7    

4.3 Группировка крестьян по площади надельных земель

Площадь надельных земель у крестьян, десятин Количество крестьянских тысяч дворов Площадь их землепользования, тыс. десятин В среднем на 1 двор, десятин
До 5     3,1
5,1-8     6,5
8,1-15,0     10,7
15,1-30,0     20,1
Свыше 30     52,9
Итого в Европейской России     11,1

Большинство крестьян могло приобрести землю только в кредит под 6% с рассрочкой выплаты на 49 лет. Ссуды составляли от 61,7 до 90,1% от общей покупной суммы земельного участка. При этом выкупная цена участка значительно превышала его рыночную цену. Кроме выкупа земли, крестьяне обязаны были также выплатить 6% стоимости оброка. В результате этого задолженность крестьян за приобретение участка в собственность неуклонно росла. Так, в 1862г. долг крестьян за приобретённую ими землю в собственность составлял 17,6 тыс. руб., а в 1892г.-896,8 руб. Приобретали землю в собственность преимущественно товарищества крестьян и сельские общества. Доля отдельных домохозяев-собственников земли росла, но медленно.

Для оказания помощи крестьянам в 1882г. правительством был создан и в 1883г. начал операции Крестьянский поземельный банк, а к 1889г. каждая губерния имела свои отделения этого банка. В начале банк выступал только посредником при сделке с землёй, а с 1885г. мог сам приобретать землю для последующей перепродажи, что способствовало росту цен на землю.

В среднем на крестьянский двор приходилось 8,6 десятин земли, а в сельских (крестьянских) обществах — по 5,6 десятины. Частные домовладельцы приобретали в среднем по 14 десятин на двор. Государство через банк поощряло развитие общинного землепользования и выделяло кредит из расчёта 125 руб. на каждую наличную душу в товариществах или сельском обществе, а на каждого отдельного домохозяина — только по 500 руб. Динамика приобретения земли крестьянами с помощью кредита Крестьянского поземельного банка характеризуется данными табл.2.4.

4.4 Динамика приобретения земли крестьянами (тыс. десятин)

  Годы
1883г. 1990г. 1995г.
Отдельные домохозяева 3,5    
Сельские общества      
Товарищества      

По данным В.В.Святославского[208] за период с 1863 по 1902гг. в России было заключено 1280,4 тыс. сделок с землёй общей площадью 153426 тыс. десятин при неуклонном повышении цены за 1 десятину земли от 14,62 руб. до 98,64 руб. При этом в собственность было приобретено 24,6 млн. десятин земли. В результате реформы 1861г. к концу XIX в. в России в собственности 10,5 млн. крестьян было всего 75 млн. десятин земли или по 7 десятин на одного землевладельца при необходимости для обеспечения питанием семьи 15 десятин. В то же время 0,03 млн. крупных землевладельцев-латифундистов владели 70 млн. десятин, или 2333 десятины в среднем на 1 землевладельца. Среднее крестьянство составляло 1 млн. человек и занимало 15,0 млн. десятин, или по 15 десятин на одного владельца. В собственности 15 млн. крестьянской буржуазии и капиталистов было 70,0 млн. десятин или 46,7 десятин на землевладение, что меньше предельного размера земельного участка в собственности современного фермера.

В процессе реформы 1861 г. на надельных землях крестьян сформировалось два вида крестьянского землевладения — общинное и подворное. Право распоряжения надельными землями принадлежало сельскому обществу — общине. Подворное землевладение находилось в наследственном владении и в большинстве общин переделу не подвергалось.

В общинном владении находился полевой надел крестьян, и эти земли подлежали периодическому переделу. Сроки передела Положением 1861 г. не были определены. Это право было предоставлено сельским обществам — общинам. Наиболее часто переделы общинных земель проводились в Черноземной зоне, где был велик спрос на землю. Принципы перераспределения (разверстки) земель были разные: по тяглам, по ревизским душам, по наличным душам, по едокам, по количеству работников, по наличию инвентаря, рабочего скота и т.д. На механизм перераспределение (разверстки) земель существенное влияние оказывал принцип круговой поруки при расчетах по налогам. Община была вынуждена опираться на крепких хозяев и предоставлять им больше земли, чем малоимущим нерадивым хозяевам. Широкое развитие получили также арендные отношения, особенно аренда казенных земель и сдача их с субаренду по более высоким ставкам, что способствовало развитию спекуляции землей и обнищанию массы крестьян.

Каждый член сельского общества мог требовать, чтобы из земель, приобретенных в общую собственность, ему была выделена его доля в частную собственность. Если этого сделать было нельзя, то, по взаимному согласию, ему могла быть выплачена денежная стоимость земельной доли.

Положением 1861 также был определен состав предаваемых крестьянам угодий, порядок отвода земель. Были ограничены внутрисемейные разделы участков.

Поземельные отношения между помещиками и крестьянами регулировали Уставные грамоты, в которых содержались сведении о количестве земель в пользовании до реформы и оставшиеся после реформы. В течение года с начала реформы помещики были обязаны по взаимному (полюбовному) согласию с крестьянами составить уставные грамоты по каждому имению в течение двух лет и ввести их в действие. Разверстание земель длилось шесть лет.

Характерной особенностью крестьянского землевладения после реформы 1861г. была его раздробленность, дальноземелье, чересполосица, неразмежованность границ. По данным Государственного управления землеустройства за 30 лет после реформы от помещичьих земель было отграничено только 16 % земель крестьян. Крестьяне составляли основную долю (более 90%) населения страны, количество которого стремительно увеличивалось. Ежегодный прирост населения России в дореформенный период составлял 0,83 %. Численность населения в 1863 г. составила 55 млн. человек, в 1885г. 72 млн. человек, в 1897 г. — 81,4 млн. человек. Соответственно увеличивалась потребность в продуктах питания и снижалась землеобеспеченность крестьян. Это обусловливало необходимость увеличения площади посева зерновых культур за счет сокращения площади других культур, сенокосов и пастбищ, освоение лесов, кустарников и крутосклонов.

Для определения величины земельного надела крестьян территорию России разделили на нечерноземную, черноземную и степную полосы, в каждой из которых выделяли местности. Для каждой местности был определен высший и низший размер надела. Если размер используемого крестьянского надела превышал высший расчетный размер надела, то помещику предоставлялось право отрезать излишек в своё распоряжение, или передать крестьянам по добровольному соглашению. По этому поводу В.И.Ленин писал: «Пресловутое «освобождение» было бессовестнейшим грабежом крестьян, было рядом насилий и сплошным надругательством над ними. По случаю «освобождения» от крестьянской земли отрезали в черноземных губерниях свыше 1/5 части. В некоторых губерниях отрезали, отняли у крестьян до 1/3 и даже до 2/5 крестьянкой земли. По случаю «освобождения», крестьянские земли отмежевывали от помещичьих так, что крестьяне переселялись на «песочек», а помещичьи земли клином вгонялись в крестьянские, чтобы легче было благородным дворянам кабалить крестьян и сдавать им землю за ростовщические цены».[209]

В некоторых губерниях отрезки земель помещикам от крестьянских наделов достигали значительных размеров. Например, в целом по Самарской губернии они составили 249 тыс. десятин или 44% площади, которой пользовались крестьяне до реформы 1861 г., в Екатеринославской — 221 тыс. десятин или 40%, в Уфимской и Оренбургской — по 3,0 тыс. десятин или по 1 %. При этом обычно в пользу помещика отнимали у крестьян лучшие полевые участки, расположенные около рек, вблизи селений, сгоняли их с обжитых мест на пески, болота и прочие неудоби, а села и деревни разрушали. По далеко не полным данным, только за один 1865 год было снесено 25668 крестьянских дворов. Кроме того, совсем не дали земли дворовым крестьянам. Были лишены полевого надела земли многие группы горнозаводского населения. В общем итоге около 3 миллионов крепостных крестьян остались без земли. За нищенские наделы, оставленные крестьянам, помещики взыскали с них дань в виде выкупных платежей в сумме больше, чем стоила земля по рыночным ценам того времени. В результате этого крестьяне находились в крайне тяжелом положении. Вот как описано бедственное положение крестьян в сообщении Экономического совета при Петровской земельной управе Саратовской губернии: «Сотни миллионов рублей должны мы, крестьяне, выжать из матушки — кормилицы, чтобы удовлетворить общегосударственные нужды. Однако земли в нашем распоряжении имеется столько, что мы не в силах жить на ней даже впроголодь. Кроме того, нет у крестьян и выгонов для скота, нет сенокоса, нет леса для топлива и для самых необходимых построек, нет водопоев, нет никаких угодий. Все угодья либо казенные и удельные, либо монастырские, либо дворянские и купеческие. Такое положение дел заставляет крестьян залезать с головой в кабалу к владельцам земли. Кабала это во всем: снимает ли крестьянин землю за деньги — он платит в виде аренды весь урожай; берет ли землю исполу — отдает владельцу задаром весь свой труд; снимает ли луга и пастбища — плати своей шкурой. И год от году становится все хуже, все труднее…[210].

Пытаясь ослабить земельный голод, деревенская беднота прибегала к аренде и покупке земли, впадая в кабалу к банкам и ростовщикам. Росла цена на землю. Так, в 60-х годах XIX столетия цена одной десятины земли в Европейской России составляла 20 рублей, в конце 90-х годов — 66 рублей, а 1900 годах — 100 рублей, в 1910 году — 140-150 рублей.

За 30 лет после реформы 1861 года арендная плата увеличилась в 2 раза, а в некоторых местах, например в Екатеринославской губернии, в 5 раз. Ежегодно аренда и покупка земли в дореволюционной России обходилась крестьянам в 700 миллионов рублей в золотом исчислении. Задолженность крестьян ежегодно возрастала. В 1916 году долги крестьян по земельному банку составляли 1398 миллионов рублей золотом. Поэтому многие крестьяне из малоземельных западных и центральных губерний искали лучшей доли в мало обжитых районах Поволжья, Урала, Казахстана и Сибири. По данным Н.В. Турганинова всего за период с 1887г. по 1905 г. на новые места жительства переехало 227945 семей с общим количеством 1396471 душ[211]. В результате этого площадь пахотных земель по Европейской части России за период с 1861 по 1887г. увеличилась с 88802 до 117192 тыс. или на 32%, в Средневолжском крае — на 3985 тыс.десятин или 44%, в Заволжье — на 13044 тыс. десятин, или на 361%. В первые годы после освоения эти земли давали хорошие урожаи. Но постепенно их плодородие падало, и урожаи возделываемых культур снижались.

При увеличении площади крестьянского землевладения к 1906 г. на 9%, площадь их пахотных земель увеличилась на 24,3 %. Это обеспечило некоторое увеличение производства зерновых культур, но способствовало развитию засухи и резко отразилось на состоянии животноводства. Снизилась урожайность возделываемых культур, хроническими стали засухи и неурожайные годы. «За последние годы только и разговору у крестьян, что о земле — писала газета «Сельский вестник» в 1907 г. Со всех сторон слышны жалобы на малоземелье, на крайнюю бедность, а тут еще неурожаи земель и, вправду сказать, не сладка, стала жизнь крестьянина — хлебопашца, а в особенности в тех местах, где население только и знает, что одно земледелие и никакими промыслами не занимается. Если вдуматься хорошенько, да присмотреться к крестьянскому хозяйству в Приволжских и других черноземных губерниях, то не трудно понять, почему хлеб нынче перестал родиться.

Лет 20 тому назад земли еще не были так истощены, как ныне, и родили хлеб без удобрения, даже при плохой сравнительно обработке. На новую, сильную землю, как ни посей — всё она родит, а ныне нови почти вовсе нет, — всё перераспахано: сеяли, сеяли землю, а в неё ничего не возвращали, не удобряли её, — ну и дело понятное, она родить хлеб перестала»[212].

С середины 70х годов XIX столетия факты массового голода крестьян России становились обычным явлением, а в 80е и 90е годы голод стал повторяться через каждые три года. В 1880 г. он охватил более 6 губерний от Южного Урала и Поволжья до Черноземья. Было ясно, что реформа 1861 г. не дала желаемых результатов.

Объективно реформа 1861 г. была необходима. Благородной была ее цель — освобождение крестьян от крепостной зависимости и наделение их землёй с правом «владения, пользования и распоряжения» и «укреплением имущества в одном лице». Но основной задачей реформы было обеспечение исправного поступления налогов от крестьян через крестьянское общество, т.е. общину с помощью механизма круговой поруки. Через общину, как в последствии через колхозы и совхозы, государство безмерно усиливало налоговый пресс на крестьян, доводя их до разорения. Практически, при неизменном уровне технической оснащенности села и методов хозяйствования, налоги за полвека выросли в 6 раз. А это обрекало деревню на длительный непосильный и разрушительный для общества земельный передел и конфликт крестьян с помещиками.

Для «поддержания землевладения потомственных дворян» в 1885 г. был открыт Государственный дворянский земельный банк, который уже к началу XX века принял в залог 28,2 млн. десятин крестьянских земель и выдал под них новую ссуду в размере 978,9 млн. руб.[213] Кроме того, были частные акционерные ипотечные банки, на долю которых приходилось более 1/3 кредитов. Ипотечные платежи для землевладельцев были весьма обременительны, а для малодоходных — просто разорительны. К началу реформы сами помещики задолжали по кредитам громадную по тем временам сумму — 425,5 млн. руб. Были заложены 44 166 имений, в которых жили и работали 62% крепостных. Согласно Положению 1861г. помещики должны были оплатить 30% своего долга, а 70 % перекладывалось на крестьян в виде выкупных платежей. В то же время около половины помещичьих хозяйств не пользовалась кредитами. При этом многие из них вели хозяйство на уровне передовой технологии, и были высокоэффективными. Тем не менее, всю ответственность за многовековое крепостничество государство переложило с себя на дворянство и тем самым разрушило нравственный престиж дворянства, не создав ему достойной замены. Нарушив право собственности дворян на землю, государство разрушило основы права частной собственности на землю, породило восторжествовавший вскоре принцип «грабь награбленное».

Анализируя сложившуюся в этот исторический период ситуацию в России, Е.С. Строев пишет: «В сложившейся ситуации перед правительством открывались две перспективы. Первая, вытекающая из идеологии реформы, — пойти по пути сокращения общинных ограничений, облегчить выход желающих из общины с обеспечением их частнособственнических прав, высвобождая тем самым энергию хозяйственной деятельности крестьянского населения…

Другой альтернативой в условиях роста крестьянского малоземелья мог быть курс на интенсификацию сельскохозяйственного производства при расширении внутреннего рынка, развитии национальной промышленности и транспорта».[214]

Первый путь вел к распаду общины, мобилизации крестьянской земельной собственности, обезземеливанию большинства крестьян, наполнению городов голодным и озлобленным крестьянством, сокращению налогопоступлений и нарушению всех хозяйственных связей.

Второй путь предполагал курс на сбалансированное развитие промышленности и сельского хозяйства. Были созданы Крестьянский и Дворянский земельные банки, приняты законы: об ограничении крестьянских семейных разделов в 1886г., — о переселенцах в 1889 г. и об ограничении продажи крестьянских земельных наделов — в 1893 г. Необходимы были снижение налогов и помощь государства на развитие местного хозяйства, культуры и сельской инфраструктуры. Но последовало увеличение налогов и как следствие — дальнейшее обнищание крестьян. В результате этого после голода 1881г. последовал сильнейший голод 1891-1892 гг., охвативший 17 губерний России. Правительство подвело страну к ситуации, когда выходом из кризиса могло быть только новое наделение крестьян землёй за счет переселения их на восток и перераспределение земель помещиков в пользу крестьян, т.е. к новому переделу земель. На разработку этой программы ушло более 10 лет и новый экономический кризис, а также голод 1902 г. привели страну к массовым крестьянским волнениям, ускорили приход революции 1917г. и начало новой земельной реформы.

Для подготовки предложений по аграрной реформе в 1902 г. в правительстве под руководством С.Ю.Витте был создан Межведомственный орган — Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности. По инициативе Особого совещания было организованно 82 губернских и 536 уездных комитетов с общей численностью 12 тыс. чел. Большая подготовительная работа к очередной аграрной реформе была проведена в 1905 г.:

- 30 марта создано Особое освещение о мерах к укреплению крестьянского землевладения;

- 5 мая Министерство земледелия и государственных имуществ преобразовано в Главное управление землеустройства и земледелия;

- 6 мая создан Комитет по земельным делам;

- в ноябре отменены выкупные платежи за землю.

Не менее плодотворным для подготовки нормативных актов был 1906 г. В этот год был издан ряд указов царя Николая II, реализация которых выпала на долю П.А. Столыпина:

- 4 марта «О землеустроительных комиссиях»;

- 12 августа «О продаже удельных земель»;

- 27 августа «О продаже казенных земель малоземельным крестьянам»;

- 5 октября «О снятии с крестьян сословных ограничений»;

- 9 ноября «О крестьянском землевладении и землепользовании».

Последний указ положил начало реформе, названной в последствии столыпинской. Причину снижения плодородия почв и низкую эффективность сельского хозяйства вновь увидели в способах хозяйствования на земле, в земельно-правовых отношениях. В 1906 г. в записке царю Николаю II П.А.Столыпин писал: «Вся наша беда в том, что мужик уже не представляет землю своею. Столетие над ним довлело общинное землевладение …. Я делаю ставку на сильного! Слабый, ленивый, испившийся пускай подохнет — мне плевать на его прозябание. Мне нужен деловитый и хитрый мужик — труженик, мужик — накопитель. Это будет российский фермер на единоличном хозяйстве, на закрепленной за ним земле, по примеру Американских штатов».[215] Целью реформы, названной по имени ее организатора столыпинской, было разрушение общинного строя, передача земли крестьянам в собственность за плату в рассрочку на 49 лет, и переселение крестьян на хутора, отруба и в малообжитые районы на новые земли.

Согласно Указу от 9 ноября 1906 г. «каждый домохозяин, владеющий надельной землей на общинном праве может во всякое время требовать за собою в личную собственность причитающийся ему части из означенной земли»[216]. При этом выходящий из общины крестьянин взамен многочисленных чересполосно разбросанных земельных участков мог получить один компактный участок в виде отруба или хутора. Отрубом называли земельный участок без построек, а хутором, участок земли, на котором размещались жилье, складские и производственные постройки. Если отвод земли к одному месту был затруднен или невозможен, то крестьянин по взаимному согласию с обществом или по решению суда мог получить денежную стоимость участка. В обществах, где не было перераспределения земель в течение 24 лет и более, крестьянин мог получить в собственность кроме усадебного участка все находящиеся в его постоянном пользовании участки полевого надела общины, кроме аренды.

Если к моменту подачи заявления о выходе из общины со времени последнего передела земель прошло менее 24 лет, то используемые земельные участки крестьянин могут получить только в пользование до очередного передела земель. Если у крестьянина к моменту подачи заявления о выходе из общины земли было больше, чем причиталось бы при разверстании земель, то он обязан был выкупить этот излишек или передать его в распоряжение общества. При этом за вышедшими из общины крестьянами сохранялось право общего пользования не переделяемыми земельными участками: мирской усадебной землей, сенокосами, пастбищами, лесными угодьями и т.п.

Согласие общины на выход из нее крестьян не требовалось. Заявление о закреплении земли в личную собственность крестьянин подавал сельскому старосте и в течение месяца община по приговору (решению) большинства обязана была указать местоположение передаваемых в собственность земельных участков.

Если в течение этого срока сельское общество решения не принимало, то спор на месте решал земский начальник и выносил своё постановление. Решения (приговоры) сельского общества (общины) и постановления земского начальника подлежали утверждению уездным съездом, и после утверждения съездом проводились в исполнение сельским старостой и волостным старшиной.

Решительный удар по общине был нанесён законами «Об изменении и дополнении некоторых постановлений о крестьянском землевладении» от 14.06.1910г. и «О землеустройстве» от 29.05.1911г.[217] Закон от 14.06.1910г. всех домохозяев общины, где не производились переделы со времени перехода на выкуп земли, признал личными собственниками используемых ими земель. Не допускались передача земли лицам некрестьянских сословий и продажа крестьянской земли за личные долги и залог в любом другом банке, кроме Крестьянского.

Выступая 14.06.1910г. на заседании Государственной Думы по проекту данного закона П.А.Столыпин сказал: «личный собственник, по смыслу закона, властен распорядиться своею землею, властен закрепить за собою свою землю, властен требовать отвода отдельных участков ее к одному месту; он может прикупить себе земли, может заложить ее в Крестьянском банке, может, наконец, продать ее. Весь запас его разума, его воли находится в полном его распоряжении; он в полном смысле кузнец своего счастья…

Известные ограничения, известные стеснения закон должен налагать на землю, а не ее владельца. Закон наш знает такие стеснения и ограничения…:

- надельная земля не может быть заложена иначе, как в Крестьянском банке;

- она не может быть продана за личные долги;

- она не может быть завещана иначе как по обычаю».[218]

Закон «О землеустройстве» разрешал всем крестьянам, имеющим землю в подворном пользовании, принимать решение о разверстании своих земель простым большинством голосов, а не 2/3 голосов схода. Согласно этому закону акт об отводе земли в порядке землеустройства считали одновременно и свидетельством о праве личной собственности на отведённый участок. Всего за годы реформы из крестьянских общин, по данным А.Я. Авреха[219] было выделено более 2 млн. крестьянских дворов. Осуществление земельных преобразований возлагалось на уездные и губернские землеустроительные комиссии, которые были созданы в 411 уездах 38 губерний. Правовая основа реформы была подготовлена предшественниками П.А.Столыпина. Но организатором и вдохновителем реформ был П.А.Столыпин. Он в числе первых реформаторов осознал, что аграрную проблему нельзя решить только путём упразднения общинных форм землепользования и передачи земли в индивидуальную собственность. Это сложная комплексная проблема, для реализации которой нужны капиталовложения. С 17.03.1907г. при переходе на новые формы землевладения крестьяне могли получить денежные ссуды и безвозвратные пособия. По состоянию на 1.01.1915г. почти 300 тыс. (299 699) домохозяев получили ссуду на 30688 тыс. руб. или по 102 рубля на домовладельца. Из этой суммы более 13 млн. руб. поступило в распоряжение земств для оказания помощи землевладельцам и 17 млн. руб. в распоряжение землеустроительных комиссий. Сверстанные с помощью землеустройства земли более эффективно использовались и выше ценились при сделках. Активной и позитивной в мобилизации крестьянской собственности на землю была роль Крестьянского банка, который, по данным П.И.Першина[220], за период своей деятельности способствовал созданию более 250 тыс. крестьянских хозяйств. При содействии банка в собственность крестьян перешло около 10 млн. десятин земли, в т.ч. 4 млн. десятин из его фонда. При этом в числе покупателей земли преобладали безземельные крестьяне, в собственности которых было менее 9 десятин на двор.

Важную часть столыпинской реформы занимало переселение крестьян из малоземельных западных и центральных губерний в малоосвоенные районы Поволжья, Урала и Сибири. Первоначально планировалось на новых землях в 1907-1910гг. ежегодно размещать по 200 тыс. переселенцев, а фактически их ежегодный прирост за 1907-1914гг. составил 350 тыс. душ в год. Такому темпу переселения в значительной мере способствовали правительственные льготы. Переселенцы на 3 года освобождались от воинской повинности, на 5 лет от государственных и земельных денежных сборов и в последующие 5 лет на оплату их в половинном размере. А всего за период с 1907 по 1915гг. переселилось на новые земли 2,5 млн. крестьян. Вышли из общины около 3 млн. и закрепили землю в сою собственность 2,7 млн. домохозяев. Но с 1909 г. большое количество переселенцев стало возвращаться в прежние места. В 1910 г. возвратилось 40% переселенцев, а в 1911г.- 60%. «Эта гигантская волна обратных переселенцев указывает на отчаянные бедствия, разорения и нищету крестьян, которые распродали все дома, чтобы уйти в Сибирь окончательно разоренными и обнищавшимися»[221].

Освоение новых земель и применение техники позволило в 1906-1911 г. в сравнении с 1901-1905 гг. расширить посевные площади на 4,8% и увеличить валовой сбор ячменя на 19,6%, овса на 2,1 %, пшеницы — на 0,1%. Но производство картофеля и продуктов животноводства было более скромным, а производство ржи сократилось на — 9,9%. В исключительно урожайном 1913г. урожайность зерновых культур в России был в 2 раза ниже, чем во Франции и в 4 раза ниже, чем в Англии. В расчете на душу населения в России было собрано 30,3 пуда зерна, тогда как в США — 64,3, в Аргентине — 87,4, в Канаде — 121 пуд. В целом столыпинская реформа не оправдала возлагавшихся на нее надежд.

Основная идея реформы П.А. Столыпина — государственное благо России, единение власти и народа — высоконравственна и безупречна. Основной целью реформы было создание в деревне класса крестьян — собственников, как социальной опоры государства на местах. Несомненно, ценным является опыт её подготовки и проведения, цель, широта поставленных и решаемых проблем, идеологическое обеспечение, которые не были использованы в процессе подготовки и реализации нынешней реформы. Земельную реформу П.А. Столыпин рассматривал как неотъемлемую часть аграрной реформы в пакете с реформой местного самоуправления. Со столыпинскими преобразованиями связано пробуждение в крестьянской среде правового и экономического сознания, подъем кооперативного движения. В то же время она способствовала ещё большему обнищанию и социальному расслоению крестьянства, сопровождалась бунтами крестьян, «красными петухами», «столыпинскими галстуками» (поджёг крестьянами помещичьих имений и виселицы для бунтарей), и поэтому неоднозначно воспринималась в обществе. Но не по вине П.А. Столыпина эта реформа не была доведена до конца и также не обеспечивала достаток продовольствия в стране и в каждой крестьянской семье. Реализовать реформу 1906 г. не удалось не столько по причине ее недостатков, сколько из-за начавшейся первой мировой войны и вызванной ею революцией. Следствием этого явилось убийство П.А. Столыпина 1.09.1911 г. и отмена его реформы декретом Временного правительства 28.06.1917 г. Наступило время новой реформы.

Вековые чаяния крестьян о земле нашли отражение в 242 местных крестьянских наказах о земле, положенных в основу декрета «О земле», принятому II Всероссийским съездом Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов 8 ноября 1917г.[222]. В них крестьяне так изложили своё видение справедливого решения земельного вопроса: «Право частной собственности на землю отменяется навсегда; земля не может быть ни продаваема, ни покупаема, ни сдаваема в аренду либо в залог, ни каким-либо другим способом отчуждаема. Вся земля отчуждается безвозмездно, обращается во всенародное достояние и переходит в пользование всех трудящихся на ней». В соответствии с крестьянскими наказами о земле по декрету ВЦИК «О социализации земли» от 19.02.1918 г.[223] в стране было произведено уравнительное перераспределение земель по едокам, так называемый «черный передел». Это тоже была попытка разрушить общинное землепользование и наделить крестьян землей, но впервые, по их желанию, бесплатно и на основе государственной собственности на землю. Право выбора форм хозяйствования на земле было предоставлено крестьянам. Наибольшее распространение получили единоличные крестьянские хозяйства. Появились коллективные формы хозяйств: сельхозартели, товарищества, коммуны, совхозы. Но восстановление разрушенного гражданской войной и засухой 1921г. сельского хозяйства шло крайне медленно. Насильственное изъятие продукции у крестьян вызывало их неудовольствие и протест. Агроном Саратовской области В.Покровский в работе «Сухое земледелие…» писал в 1925г.: «Тяжелые времена переживает Поволжье. Еще свежи в памяти у всех картины ужаса и отчаяния, порожденные голодом 1921г. Далеко еще не залечены раны, нанесенные хозяйству области этим жестоким голодом, а мы снова должны пережить крупный неурожай.

А между тем край издавна считался житницей России, был в состоянии кормить не только себя самого, но и снабжать хлебом другие части нашего государства и даже другие иностранные государства. Теперь же мы не имеем даже семян, чтобы обеспечить площадь посева, к тому же площадь по сравнению с прежней довоенной уменьшенную».[224]

Выход из создавшегося положения искали в новой земельной реформе — коллективизации единоличных крестьянских хозяйств и ликвидации кулачества, в создании машинотракторных станций и крупных зерновых и животноводческих совхозов. Все полевые наделы единоличных крестьянских хозяйств, вступивших в сельскохозяйственную артель, объединяли в единый земельный массив коллективного пользования, а разделявшие их межи уничтожали. Из обобществленных земель каждый колхозный двор мог получить по 0,25-0,50га земель для приусадебного пользования. Сокращение площади общего пользования не допускалось. Всякое увеличение приусадебных участков сверх установленных норм рассматривали как уголовное дело. По существу это был возврат к общинному землепользованию на основе государственной собственности на землю. Реформа была завершена в 1935г. утверждением Примерного устава сельхозартели и выдачей сельскохозяйственным артелями государственных актов на бессрочное (вечное) пользование землёй.

Дальнейшее развитие земельных отношений на селе ознаменовано такими важными событиями в жизни крестьянства:

- создание в 1928г. и ликвидация в 1958г. машинотракторных станций;

- укрупнение мелких колхозов в 1950-1952 гг.;

- освоение целинных и залежных земель в 1954-1960 гг.;

- замена травопольной системы земледелия и внедрение паропропашной в 1954-1964 гг.;

- развитие мелиорации земель и защита почв от эрозии в 1966-1984гг;

- строительство крупных животноводческих комплексов в 1970-1984гг;

- сселение неперспективных населенных пунктов в 1962-1984гг;

- перестройка, а точнее разрушение всего ранее созданного в 1984-1990гг.

За эти годы в стране были созданы крупные сельскохозяйственные предприятия. Западные ученые и политики неоднократно отмечали низкий уровень развития сельского хозяйства в нашей стране, но никогда в числе причин этого не называли крупные размеры его землепользования и общественную форму производства. Причиной низкой эффективности нашего сельского хозяйства они считали его слабую техническую оснащенность и волюнтаризм в управлении. Писатель Ю. Грибов отмечал в газете «Правда» за 8 мая 1990 г.: «Какой же талантище или злое намерение необходимо было иметь, чтоб при наивысшем урожае предыдущего года всю страну посадить на голодные пайки, визитки и карточки?».

Настало время новых социальных перемен на селе, новой земельной реформы, целью которой ставилась ликвидация монополии государственной собственности на землю, введение платного землепользования и многоукладной рыночной экономики с преобладанием крестьянских (фермерских) хозяйств. Однако по общему признанию начатая в 1990г. земельная реформа не оправдала возлагавшихся на неё надежд. Как справедливо отметил Б.В. Ерофеев «Все то, что произошло в России в 1990-е гг. и происходит в настоящее время, является только карикатурой на реформы и ни в какое сравнение с проектом Столыпина идти не может».[225] Не менее жесткую оценку современной земельной реформы дал бывший Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Е.С. Строев в монографии «Земельный вопрос». Он пишет: «Взятый в 1991г. курс на рыночные преобразования должен был, как предполагалось, в короткие сроки улучшить положение дел в стране. Однако вместо этого через семь лет мы оказались свидетелями его краха»[226]. Не улучшилось существенным образом положение в аграрном секторе страны и спустя ещё 8 лет.

Реформа 1990г. является зеркальным отражением реформ 1861 и 1906 годов. Основной целью всех этих реформ является формирование капиталистических рыночных отношений. Но исходной основой прежних реформ были крупные частные землевладения дворян, помещиков, императорского двора и частично казенные. Нынешняя земельная реформа началась в условиях монопольной собственности на землю. Прежние реформы освобождали крестьян от крепостной и общинной зависимости. Нынешняя реформа создает все условия для добровольного вхождения крестьян в такую зависимость от формирующегося класса крупных землевладельцев — латифундистов. Крепостная зависимость формировалась не только по принуждению, а по добровольным кабальным записям на холопство и подрядным записям в крестьянство по примеру ниже приведенных.

Кабальная запись на холопство от 17 декабря 1683г. (7192г. по ст. стилю):

«Се аз Афанасий Васильев, бил челом в холопство князю Борису Андреевичу Козловскому, и служилую кабалу на себя даю волею своею, и служить мне Афанасию у государя своего князя Бориса Андреевича во дворе по его живот. А на то послух Иван Пушкарёв. А служилую кабалу писал Ивановсие площади подъячей Сенька Козьмин, лета 7192 декабре в 17 день» [227]

Подрядная запись в крестьянство Ивана Дмитриева Ив. Неелову 22 ноября 1660г.

«Се аз Иван Дмитриев сын прозвищем Мазай, волной человек, с своею женою и с детьми подрядился если во крестьяне за Ивана Савовича Неелова в его Вологодское поместье Уголския волости в деревню Покровское в готовый двор Гришкин Яковлева, илень Ивашку за ним государем своим Иваном Савовичем жить в том его поместье во крестьянех и живучи двор строить и вново хоромы ставить и государевы подати и его оброки по все годы платить и изделие делать и пашни пахать и лучи разчищать и изгороды около поль городить и тое земли не запереложить и в пусто не покинуть и из него Ивана Савовича ни за кого вон не вытти и не заложиться и не сбежать» [228]

Закладная дворцового крестьянина И.Г. Карманова капралу Оренбургского гарнизона на свою дочь Ф.И. Карманову от 13 марта 1761г.

«Оренбургской губернии, Уфимского уезду, села Сарвихи, деревни Ельховки дворцовый крестьянин Иван Григорьев сын Карманов, будучи в городе Уфе дал сию Оренбургского гарнизона, Нижегородского пехотного полку капралу Семену Тимофееву в том, что взял я у него, на необходимые мои нужды, денег 15 руб., за которыя по неимению у себя ничего, отдал ему в заклад дочь свою родную девицу Хавронью Тимофееву дочь с тем обстоятельством, чтоб мне ему, Тимофееву, те деньги заплатить сполна и оную дочь выкупить сроком через один год. А ежели, паче чаяния я по скудности моей тех денег ему на показанной срок не заплачу и той дочери моей у него не выкуплю, то владеть Тимофееву, жене ево, детям и наследниками моей дочерью вечно, мне, жене моей и родственникам никому уже тогда оной дочери моей дела нет и не вступаться»[229].

По форме и содержанию современные договора передачи земельных долей из земель сельскохозяйственного назначения «эффективно хозяйствующим субъектам» существенно отличаются от приведенных записей. Но сущность та же — добровольно отдать себя в зависимость от новых хозяев. Надежды на то, что они будут лучше своих предшественников ничем не обоснованы.

К реформам 1861 и 1906гг. готовились тщательно и заранее: велись экспериментальные работы, создавалась нормативная правовая и идеологическая основа, формировалась структура органов по реализации программ. И даже в этих случаях реформы не дали желаемого результата, не были доведены до конца. Нынешняя реформа появилась экспромтом без идеологического, правового, организационного и материально — технического обеспечения. И поэтому расчёты на её скоротечный успех явно преувеличены.

Важнейшими рычагами реализации программ прежних реформ было землеустройство и банки. Реформе 1861г. предшествовало Генеральное и Специальное межевание всех земель России. За полтора года до реформы 1906г. Министерство земледелия и имущественных отношений было преобразовано в Главное управление землеустройства и земледелия, в составе которого был организован Комитет по земельным делам. Подчеркивая роль землеустройства в осуществлении намечаемых преобразований, председатель Совета Министров России П.А.Столыпин сказал на заседании Государственной Думы, что «Землеустроительные начинания правительства имеют не только экономическое, но и глубоко общественное и политическое значение»[230].

Созданный в октябре 1990г. для осуществления земельной реформы Государственный комитет по земельной реформе за 15 лет своего существования 14 раз менял свою организационную структуру, функции, название и местоположение, а закон «О землеустройстве» был принят через 11 лет после начала реформы. Новый закон, по содержанию существенно уступал закону «О землеустройстве» от 29 мая 1911г.[231]. В 10 главах закона от 29.05.1911г. нашли подробное освещение следующие вопросы.

В главе 1 «Общие положения» были отражены основные виды предстоящих работ:

- выдела земель отдельным селениям, их частям, выселкам и отрубам;

- разверстания земель сельских обществ и селений между членами обществ и селений по угодьям;

- устранение чересполосицы участков;

- разверстание к одним местам (на отрубные


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: