Термины и определения. Избыточный и недостаточный статусыпитания (неоптимальные) связаны с соответствующими нарушениями в количественных и качественных показателях фактического

Избыточный и недостаточный статусы питания (неоптимальные) связаны с соответствующими нарушениями в количественных и качественных показателях фактического питания.

Макронутриенты – пищевые вещества (белки, жиры и углеводы), необходимые человеку в количествах, измеряемых граммами, обеспечивают пластические, энергетические и иные потребности организма.

Микронутриенты – пищевые вещества (витамины, минеральные вещества и микроэлементы), которые содержатся в пище в очень малых количествах – миллиграммах или микрограммах. Они не являются источниками энергии, но участвуют в усвоении пищи, регуляции функций, осуществлении процессов роста, адаптации и развития организма.

Меню-раскладка – это перечень блюд суточного меню (завтрак, обед и ужин) с весовой раскладкой продуктов, взятых для изготовления каждого блюда. Меню-раскладки являются основным документов, планирующим качественный и количественный состав пищевых рационов.

Нерегулируемые энергозатраты включают основной обмен и специфически-динамическое действие пищи.

Питание - фактор окружающей среды, призванный обеспечить нормальный рост, развитие организма, высокий уровень его работоспособности и, как следствие, оптимальную продолжительность жизни человека.

Пищевой статус – это комплекс показателей, отражающих адекватность фактического питания реальным потребностям организма с учетом условий его существования.

Пищевая ценность – содержание углеводов, жиров и белков в 100 граммах продукта.

Рацион питания – суточное количество пищи, рассчитанное на одного человека.

Рациональное питание - это питание здорового человека, направленное на профилактику алиментарных, сердечно-сосудистых, желудочно-кишечных, аллергиических и других заболеваний.

Регулируемые энергозатраты включают расход энергия в процессе трудовой деятельности, быта, при занятиях спортом и т.п. Этот расход энергии сопровождает физическую и умственную деятельность.

Энергетическая ценность, или калорийность – количество энергии, высвобождаемой в организме человека из продуктов питания в процессе пищеварения. Энергетическая ценность продукта измеряется в кило-калориях (ккал) или кило-джоулях (кДж) в расчете на 100 граммов продукта.

Список литературы

1. Антонов А.Р. п др. Методические рекомендации «Правила стандартизации оценки качества, медико-биологической и пищевой ценности пищевых продуктов и продовольственного сырья», Новосибирск, 2008

2. Багнетова, Е. А. Гигиена физического воспитания и спорта: курс лекций; учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по спец. 050720 - Физ. культ. / Е. А. Багнетова. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 251 с.

3. Большаков А.М. Руководство к лабораторным занятиям по общей гигиене. – М.: Медицина, 2004.

4. Вайнбаум, Я. С. Гигиена физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по спец. 033100 – Физ. культура / Я. С. Вайнбаум, В. И. Коваль, Т. А. Родионова. - М.: Academia, 2003. - 234 с.

5. Гигиена с основами экологии. Гигиеническое значение основных продуктов питания в рационе здорового и больного человека: Учебное пособие / Т.В. Елизарова, Л.А. Михайлова, Е.Н. Полуэктова. – Чита: ИИЦ ЧГМА, 2009. – С. 6-81.

6. Гигиеническая и экологическая адекватность питания: учебно-методическое пособие для студентов лечебного и педиатрического факультетов /П.Я. Шаповаловым, Г.А. Сулкарнаевой, А.П. Васильевой. – Тюмень: ТюмГМА, 2008.- 79 с.

7. Доценко В.А. Болезни избыточного и недостаточного питания: учебное пособие / В.А. Доценко, Л.В. Мосийчук. – СПб.: Фолиант, 2004. – С. 81-102.

Дубровский, В. И. Гигиена физического воспитания и спорта: учеб. для студентов сред. и высш. учеб. заведений по физ. культуры / В. И. Дубровский. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 509 с.

8. Кича Д.И., Дрожжина Н.А., Фомина А.В. Руководство к лабораторным занятиям по общей гигиене (для студентов специальности «Фармация»): Учеб. пособие. – М., 2008. – 211 с.

9. Кузнецов, И.И. Гигиеническая оценка питания занимающихся физической культурой и спортом: методические рекомендации. – 2-е изд.,перераб. – Омск: Изд-во СибГУФК, 2009. – 36 с.

10. Лаптев, А. П. Лекции по общей и спортивной гигиене: учеб. пособие для вузов / А. П. Лаптев, С. А. Полиевский, О. В. Григорьева. - 2 изд. - М.: Физическая культура, 2009. – 384 с.

11. Ляпин, В. А.Особенности пищевого рациона у представителей разных видов спорта: учеб. пособие для студентов вузов / В. А. Ляпин, Е. В. Коваленко. –Омск: Изд-во СибГУФК, 2011. - 156 с.

12. Методические основы рационализации питания в физической культуре и спорте: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению 521900 - Физ. культура и спец. 022300 - Физ. культура и спорт / В. В. Белоусов [и др.]. - СПб.: [б.и.], 2003. - 168 с.

13. Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации: МР 2.3.1.2432-08: приняты Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) 18.12.2008.

14. Сбалансированное рациональное питание. Оценка суточного рациона студента/Методические указания к проведению практических занятий. - Магнитогорск: МаГУ, 2004. - 28с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: