Конспект № 3. Тема. Дифференциация звуков б т п в предложениях

Тема. Дифференциация звуков б т п в предложениях.

Цели. Уточнение и сравнение артикуляции звуков б и я; развитие сложных форм фонематического анализа слов в структуре пред­ложений, слогового анализа и синтеза, навыков анализа пред­ложения; расширение глагольного словаря; закрепление в речи формы атрибутивного родительного падежа, структуры рас­пространенного предложения.

Содержание занятия

1. Организационный момент.

2. Уточнение и сравнение артикуляции звуков бтл я (см. конспект № 1).

3. Дифференциация звуков б— п в словосочетаниях.
Дидактическая игра "Чье это?" На доске картинки с изображением

частей тела различных животных: хобот слона, лапы медведя, хвост рыбы, голова черепахи, уши собаки. Логопед задает вопросы, например: "Чей это хобот?" (Хобот слона.) После каждого ответа определяется, в каком слове слышится звук б или я, какие соседи звука.

4. Дополнение предложения_ЕЛОНОМ.по картинке.........

"На доске записаны предложения с пропущенным словом и картинки: Около сарая стоят.... На деревьях набухли....

Картинки: бочки, почки. Около дома большой.... Ворота закрыли на....

Картинки: забор, запор.

Сначала дети называют первую пару картинок (бочки, почки). Опре­деляют различие этих слов по значению и звучанию.

— Какой первый звук в слове бочки! (б). Какой первый звук в слове
почки! (п). А остальные звуки одинаковые или разные? (Одинаковые.)

Картинки прикрепляются вместо пропущенных слов. Предложения записываются в тетради.

Аналогичным образом анализируются следующие картинки и предло­жения.

5. Составление предложений по картинкам ("Кто как передвигается?").
На доске картинки: лягушка, черепаха, рыба, птица, собака.
Дети называют картинки.

- Здесь нарисованы разные животные. А как они передвигаются? Ля­
гушка что делает? (Прыгает.) Повторите. (Лягушка прыгает, черепаха
ползает, рыба плавает, птица летает, собака бегает.)

-Лягушка прыгает. В каком из этих слов слышатся звуки б или л? (Прыгает.) Какой звук или п) в этом слове? (п). Какой звук слышится после звука л? (р). И так каждое предложение.

6. Загадка про Буратино:

Это что за очень странный Человечек деревянный? На земле и под водой Ищет ключик золотой, Всюду нос сует он длинный. Кто же это? (Буратино.)

- Вы правильно отгадали загадку. К нам в гости пришел сегодня Бура­
тино. (На стол ставится Буратино.)

- В слове Буратино какой первый звук? (б).

- Буратино пришел к нам из школы. Видите, в руках у него букварь.
Буратино хочет задать вам два вопроса. Он спрашивает: "Что у меня со­
держит звук б!" (Башмаки, букварь.) "А что у меня содержит звук я?"
(Шапочка, пуговицы, пряжка.)

—Придумаем предложения про Буратино. В первом предложении будет
слово башмаки. (Дети придумывают предложение.)

—Во втором предложении будет слово букварь. (Дети придумывают пред­
ложение.)

—В третьем предложении будут слова курточка и пуговицы. Посчитай­
те, сколько пуговиц на курточке у Буратино. (Дети придумывают предло­
жение.)

Каждое предложение анализируется следующим образом: определяется количество слов в предложении, какое по счету слово со звуком б или л.

7. Придумывание предложений по картинкам: мальчик бросает палку;
собака лежит около будки; рыба плавает в банке; Полина нарвала цветы;
бабушка принесла яблоки; Боря упал.

Из каждого предложения выделяются слова со звуком б или я, опре­деляется, какой звук слышится после звука б или п.

8. Подбор предложений к графическим схемам.
Предлагаются следующие схемы: Каждая схема анализируется по количеству слов.

Картинки предыдущего задания раскладываются под схемами. Дети называют предложения. Каждое слово соотносится с элементом графи­ческой схемы. (При назывании слова показывается соответствующий эле­мент.)

- Начертите первую схему в тетради. Запишите под ней предложение Боря упал. Подчеркните буквы б и л разным цветом.

—Начертите вторую схему. Запишите под ней предложение Бабушка
принесла яблоки.
Подчеркните буквы б и л разным цветом.

—Начертите третью схему. Запишите под ней предложение Рыба пла­
вает в банке.
Подчеркните буквы б к п разным цветом.

__9..Диктант. Логопед читает предложение, дети записывают вместо слов буквы б "или и. Предлагаемые предложения:

Рыбаки поймали рыбу. Поля поливает тюльпаны. Борис кормит Полкана хлебом. Быстро плывет пароход. На поляне порхают бабочки.

10. Подведение итогов занятия.

Примерные конспекты занятий по коррекции оптической дисграфии


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: