Тема. Дифференциация звуков б т п в предложениях.
Цели. Уточнение и сравнение артикуляции звуков б и я; развитие сложных форм фонематического анализа слов в структуре предложений, слогового анализа и синтеза, навыков анализа предложения; расширение глагольного словаря; закрепление в речи формы атрибутивного родительного падежа, структуры распространенного предложения.
Содержание занятия
1. Организационный момент.
2. Уточнение и сравнение артикуляции звуков бтл я (см. конспект № 1).
3. Дифференциация звуков б— п в словосочетаниях.
Дидактическая игра "Чье это?" На доске картинки с изображением
частей тела различных животных: хобот слона, лапы медведя, хвост рыбы, голова черепахи, уши собаки. Логопед задает вопросы, например: "Чей это хобот?" (Хобот слона.) После каждого ответа определяется, в каком слове слышится звук б или я, какие соседи звука.
4. Дополнение предложения_ЕЛОНОМ.по картинке.........
"На доске записаны предложения с пропущенным словом и картинки: Около сарая стоят.... На деревьях набухли....
|
|
Картинки: бочки, почки. Около дома большой.... Ворота закрыли на....
Картинки: забор, запор.
Сначала дети называют первую пару картинок (бочки, почки). Определяют различие этих слов по значению и звучанию.
— Какой первый звук в слове бочки! (б). Какой первый звук в слове
почки! (п). А остальные звуки одинаковые или разные? (Одинаковые.)
Картинки прикрепляются вместо пропущенных слов. Предложения записываются в тетради.
Аналогичным образом анализируются следующие картинки и предложения.
5. Составление предложений по картинкам ("Кто как передвигается?").
На доске картинки: лягушка, черепаха, рыба, птица, собака.
Дети называют картинки.
- Здесь нарисованы разные животные. А как они передвигаются? Ля
гушка что делает? (Прыгает.) Повторите. (Лягушка прыгает, черепаха
ползает, рыба плавает, птица летает, собака бегает.)
-Лягушка прыгает. В каком из этих слов слышатся звуки б или л? (Прыгает.) Какой звук (б или п) в этом слове? (п). Какой звук слышится после звука л? (р). И так каждое предложение.
6. Загадка про Буратино:
Это что за очень странный Человечек деревянный? На земле и под водой Ищет ключик золотой, Всюду нос сует он длинный. Кто же это? (Буратино.)
- Вы правильно отгадали загадку. К нам в гости пришел сегодня Бура
тино. (На стол ставится Буратино.)
- В слове Буратино какой первый звук? (б).
- Буратино пришел к нам из школы. Видите, в руках у него букварь.
Буратино хочет задать вам два вопроса. Он спрашивает: "Что у меня со
держит звук б!" (Башмаки, букварь.) "А что у меня содержит звук я?"
(Шапочка, пуговицы, пряжка.)
|
|
—Придумаем предложения про Буратино. В первом предложении будет
слово башмаки. (Дети придумывают предложение.)
—Во втором предложении будет слово букварь. (Дети придумывают пред
ложение.)
—В третьем предложении будут слова курточка и пуговицы. Посчитай
те, сколько пуговиц на курточке у Буратино. (Дети придумывают предло
жение.)
Каждое предложение анализируется следующим образом: определяется количество слов в предложении, какое по счету слово со звуком б или л.
7. Придумывание предложений по картинкам: мальчик бросает палку;
собака лежит около будки; рыба плавает в банке; Полина нарвала цветы;
бабушка принесла яблоки; Боря упал.
Из каждого предложения выделяются слова со звуком б или я, определяется, какой звук слышится после звука б или п.
8. Подбор предложений к графическим схемам.
Предлагаются следующие схемы: Каждая схема анализируется по количеству слов.
Картинки предыдущего задания раскладываются под схемами. Дети называют предложения. Каждое слово соотносится с элементом графической схемы. (При назывании слова показывается соответствующий элемент.)
- Начертите первую схему в тетради. Запишите под ней предложение Боря упал. Подчеркните буквы б и л разным цветом.
—Начертите вторую схему. Запишите под ней предложение Бабушка
принесла яблоки. Подчеркните буквы б и л разным цветом.
—Начертите третью схему. Запишите под ней предложение Рыба пла
вает в банке. Подчеркните буквы б к п разным цветом.
__9..Диктант. Логопед читает предложение, дети записывают вместо слов буквы б "или и. Предлагаемые предложения:
Рыбаки поймали рыбу. Поля поливает тюльпаны. Борис кормит Полкана хлебом. Быстро плывет пароход. На поляне порхают бабочки.
10. Подведение итогов занятия.
Примерные конспекты занятий по коррекции оптической дисграфии