Клиент, обратившийся за помощью в социальную службу, наряду с проблемой материального, физического, духовного со-
Глава //. Методы психокоррекции конфликтного поведения
чсржания имеет трудности конфликтогенного характера. Он находится в конфликтной ситуации либо испытывает конфликтное состояние. Поэтому наряду с решением конфликтных проблем социальный работник непосредственно либо опосредованно разрешает конфликт.
Работа с клиентом занимает в практике социальной работы центральное место. С просьбой о помощи в социальные службы обращаются люди, которые не знают, как решать и не умеют решать возникшие у них проблемы, трудности. Прежде всего им необходимо дать информацию о возможностях, способах разрешения возникших проблем, трудностей. Обращаются за помощью клиенты, которые нуждаются в поддержке из-за своего физического состояния (инвалиды, престарелые, больные). Особые проблемы имеет и такая категория населения, как беженцы, эмигранты, иммигранты, перемещенное население. Оторванность от привычного места жительства, смена социальной окружающей среды порождает специфические трудности и проблемы, справиться с которыми человеку, поменявшему место жительства, как правило, достаточно трудно. Свою специфику и характеристику имеет социальная работа с неблагополучными семьями, детьми, оказавшимися в силу ряда причин без родителей. То же самое относится к социальной работе, имеющей превентивную направленность: с лицами, испытывающими периодически кризисные состояния, с суицидоопасными людьми; подростками, обладающими отклоняющимися формами поведения, и т.д.
|
|
Прежде чем обратиться за помощью в социальную службу клиент пытается сам разрешить возникшие трудности, самостоятельно урегулировать сложную проблему. Однако, потерпев неоднократно неудачу, растратив физическую и духовную энергию, поняв, что самостоятельно он не сможет решить проблему, он обращается к социальному работнику. Последний имеет дело с клиентом, находящимся в измененном душевном состоянии, испытывающим агрессию или депрессию и т.п.
Клиент может по-разному вести себя: быть тихим, застенчивым или агрессивным, эмоциональным; замкнутым, напряженным или словоохотливым, излишне общительным; добрым, беззащитным, чувствительным к проблемам справедливости или эгоистичным, замкнутым на проблеме собственного благополучия и преодоления именно собственных трудностей. Социальный
Раздел III. Управление конфликтом в социальной работе
работник в своих практических действиях должен найти эффективные формы общения с каждым из клиентов, т.е. установить и поддерживать с ним контакт. Возникшие в процессе работы конфликты необходимо урегулировать с помощью конкретных технологий по предупреждению и регулированию конфликтных ситуаций.
|
|
Одним из необходимых условий эффективной работы с клиентом является налаживание с ним отношений доверия, взаимопонимания, познания его интересов, потребностей. Важнейший этап на пути к решению конфликтных проблем, который обязательно проходит клиент, - сбор информации о самом клиенте, его отношениях, содержании проблемы. Методов сбора информации в процессе социальной работы с клиентом много, можно воспользоваться любым из них в зависимости от конкретной ситуации, имеющихся возможностей1.
А. Айви для сбора информации о клиенте рекомендует пошаговый метод. При этом учитывает количественные, качественные параметры о клиенте, а также информацию, которую он передает социальному работнику вербальным и невербальным путем. Анализ полученной информации с точки зрения влияния ее на возникновение и развитие конфликта позволяет выяснить причины и динамику конфликта, основных участников, направленность их действий и роль в конфликтной ситуации, интересы, потребности, а затем соответственно спланировать результаты и модель завершения конфликта.
Социальный работник выполняет либо функции посредника, либо, заняв позицию своего клиента, сам становится субъектом конфликта. Эти две основные позиции определяют поведение социального работника в развитии конфликта. При определенных условиях социальный работник, учитывая конкретность своих возможностей и функций, может отказаться от участия в регулировании конфликта. Возникает проблема стиля деятельности, характеристик самого социальною работника. А. Пинкус, А. Ми-нахан отмечают: «Понятием «стиль деятельности» социального
См.: Лини А., Айви М.Б., Саймен Л.Д. Консультирование и психотерапия: сочетание методов теории и практики. Новосибирск, 1992; Кернер Г., Юксон Л. Теория социально-психологической работы. - М., 1992; Теория и практика социальной работы. Отечественный и зарубежный опыт. Тула, 1993; Энциклопедия социальной работы. Барнаул, 1993, и др.
Глава //. Методы психокоррекции конфликтного поведения
работника» мы хотим обозначить совокупность его личностных особенностей под влиянием его ценностных ориентации и предрасположений. Социальный работник не просто воспринимает различного рода отношения, а вписывает их в свой стиль действия, превращая и модифицируя их в собственные отношения II соответствующие переживания. Некоторые социальные работники в конфликтных ситуациях чувствуют себя как рыба в воде, другие - нет»1.
Полезным при разрешении конфликта является составление картографии конфликта на основе собранной информации. Если позволяют условия, картографию конфликта составляют совместно с клиентом. В таком случае социальный работник выясняет, уточняет и согласует интересы, потребности непосредственно с клиентом. Выявление явных и скрытых нужд и опасений позволяет создать ясную картину конфликта и способствует выяснению новых возможностей, вариантов при разрешении возникших трудностей, проблем. Картография конфликта содержит ответы на следующие вопросы (в виде лаконичного и точного описания): описание проблемы, ставшей предметом конфликта; перечень субъектов конфликта; описание потребностей, интересов, нужд каждого из субъектов конфликта; описание их опасений (тревога, страх, озабоченность) в связи с возникшим конфликтом и вариантами его разрешения.
Каждый из ответов должен содержать наиболее полную информацию, перечислять по возможности рациональные, реальные, а также иррациональные по своему содержанию описания. В дальнейшем в процессе уточнения, при работе над вариантами решения проблемы некоторые из них могут быть признаны несущественными, и внимание будет сосредоточено на самом актуальном. Далее данная картография конфликта может быть продолжена, например, на этапе работы над вариантами разрешения конфликта. После составления картографии конфликта следует уточнить ее содержание с участниками конфликта и определить наиболее близкие по содержанию потребности, опасения. Картография конфликта позволяет увидеть конфликт глазами его участников.
|
|
Главным направлением задач социальной работы является оказание помощи человеку. Необходимо формировать у него ' Пинкус А~ Минский А. Практика социальной работы (формы и методы). М., 1993. С. 39.
Раздел III. Управление конфликтом в социальной работе
желание к изменению, создать условия для проявления жизненных сил, его индивидуальных качеств, установления социальных связей. Успешной и эффективной реализации социальной работы способствует деятельность по урегулированию конфликтов различного уровня и содержания. В процессе социальной работы конфликты в наиболее общем виде классифицируют на внутри-личностное конфликтное состояние клиента; конфликт между клиентом и близкими его родственниками; конфликт клиента с коллегами или соседями; неофициальными лицами; конфликт между клиентом и официальным лицом, учреждением; конфликт между клиентом и социальной системой.
Сложное внутриличностное состояние - типичная характерная особенность обратившегося в социальную службу клиента. Поэтому первоначальные действия социального работника направлены на создание благоприятной атмосферы для последующего общения. Клиент, обращаясь за поддержкой в социальную службу, сообщает о проблемах, которые возникли между ним и его родственниками, соседями, официальными лицами и т.д. В данной ситуации социальный работник выступает в роли посредника и применяет специальные технологии для решения конфликта. Основным является выяснение интересов конфликтующих сторон, какие цели они преследуют.
|
|
Ситуация конфликта требует определенного напряжения, затрат эмоциональной, психической энергии. Не каждый социальный работник обладает достаточной энергией, соответствующим типом характера и может выдержать успешно длительные конфликтные переговоры. И, тем не менее, решение многих проблем возможно через разрешение и урегулирование конфликта. Возникает необходимость в формировании определенного отношения социального работника к конфликту как к естественному и нормальному методу в достижении поставленной цели. Профессионализм социального работника заключается в способности вынести конфликт за пределы личностных переживаний в исключительно деловую плоскость.
Управление развитием конфликта позволяет социальному работнику планировать действия, подключать к обсуждаемой проблеме другие заинтересованные стороны, привлекать дополнительную объективную информацию. В процессе ведения переговоров вполне возможно, что возникнет необходимость отка-194
Глава II. Методы психокоррекции конфликтного поведения
заться от модели поведения, которая оказалась малоэффективной, придется прибегнуть к новой. Следует экспериментировать, быть инициативными и открытыми для применения новых вариантов. Гак, настойчивость является эффективным методом для преодоления разногласий. Она рассматривается как отстаивание своих прав, без нарушения прав других. Агрессивность, напротив, не всегда способствует преодолению разногласий, по заставляет другую сторону перейти к обороне и такому поведению, которое представляет собой защитную реакцию.
Многое зависит от умения, навыков социального работника по ведению переговоров, регуляции конфликтных отношений. Наступившее в ходе обсуждения обострение можно преодолеть, прибегнув к использованию жестов примирения. К ним относятся: извинения; предложения компромисса; выражение сожаления по поводу конфликтного поведения в прошлом; согласие на законность требований, точки зрения другой стороны; раскрытие собственных эмоций, интересов, потребностей, которые явились основой действий; принятие личной ответственности за часть проблемы; выражение доброжелательности к другому участнику; постоянная готовность к принятию новых предложений; поиск взаимовыгодных решений конфликта. Подобные жесты примирения способствуют ослаблению напряженности, установлению доверительности и конструктивности при обсуждении конфликтной проблемы.
Клиент в конфликтной ситуации может занять непримиримую позицию, прибегнув к приемам, которые преследуют цель одностороннего успеха. Подобных приемов существует очень много. Они зависят и от культурных традиций, образца социального поведения, уровня социальной значимости субъекта. Обычно все приемы объединяют в три основные группы, так как несмотря на свое многообразие, они достаточно типичны и поддаются классификации. Критерием классификации является принцип действия: сдерживающее, агрессивное, ложное.
Каменная стена - означает отказ другой стороны от любых уступок. Ее тактика направлена на доказательство своей правоты: других альтернатив не существует, это последнее и единственное ее предложение. Оппонент прибегает к использованию ссылок на закон, правила, возможности. Его окончательное решение: либо согласие, либо прекращение обсуждения. Возможно затягивание
Раздел 111. Управление конфликтом в социальной роботе
решения с ссылкой на обстоятельства, вышестоящие организации, мнения, решения других лиц.
Атака. Агрессивная, наступательная позиция оппонента, использование угроз в форме обвинения в некомпетентности, несоответствии статуса и полномочий, заявлений в форме «соглашайтесь, не то...» и др. Оппонент стремится запугать, подавить инициативу и намерения другой стороны, подчас оскорбляя и принижая ее.
Уловки. Они ориентированы на применение ложных уловок в виде обещаний, уступок. Имеет место «эксплуатация» правдивости и добросовестности. Распространены следующие виды уловок: перед окончательным заключением соглашения оппонент неожиданно выдвигает новые требования или объявляет, что решение будет заключать кто-то другой, не участвующий в переговорах; использование в качестве аргументов заведомо ложных данных, информации.
Но как работать с трудными клиентами? Если вы встречаете упорное нежелание вести переговоры, если переговоры явно не интересуют вашего оппонента, то вполне возможно, что агрессивность, упорство, конфликтность являются чертами его характера. Однако в большинстве случаев необходимо выяснить внутренние мотивы такого поведения. Почему он занял такую позицию? Наиболее типичная позиция, когда оппонент располагает большой властью, возможностями. Чувствуя превосходство своей позиции, он не испытывает необходимости в переговорах, в компромиссах и рассчитывает только на одностороннюю победу. Нежелание сотрудничества у него может выражаться в раздражении, недоверии, враждебности, в отказе даже слушать приводимые доводы и аргументы. Ориентируясь только на победу, оппонент рассматривает уступки как свое поражение, как опасность, которая угрожает его авторитету.
Эффективный метод для успеха взаимных обсуждений в данном случае перевести содержание переговоров в плоскость поиска совместных решений. Учитывая стремление оппонента к укреплению и поддержанию своего авторитета, результативными являются методики, в которых, вместо того чтобы говорить ему, каких действий от него ждут, следует предоставить возможность ему самому принять решение, выдвинуть идею. Не навязывать своего мнения, но ориентировать на сам процесс обсуждения и на достижение взаимоприемлемых и необходимых результатов. 196
Глава II. Методы психокоррекции конфликтного поведения
Согласие на уступки. Одна из сторон не выдерживает давления, трудоемкого переговорного процесса, либо уступает заведомо ложным обещаниям и уговорам. Результативность подобной реакции исключительно низкая. Более того, вполне возможен серьезный ущерб для одной из сторон. Поэтому при ведении трудных переговоров следует сделать временную паузу, сконцентрировать силы, активно работать над выработкой вариантов и альтернативных решений.
Разрыв отношений. Общение с оппонентом, отвергающим любое ваше предложение, настаивающим только на своих требованиях, прибегающим к различного рода уловкам, вызывает желание прекратить отношения с трудным оппонентом, организацией. В ряде ситуаций это может стать правильным решением, так как дальнейшее общение бесперспективно. Но многие контакты требуют долгосрочных перспектив. Разрыв может стать преждевременным действием. Вполне возможно, что сложности возникли вследствие отсутствия понимания поведения другого субъекта, ошибки в истолковании его интересов, мотивов. Поэтому тщательный анализ возникшей ситуации, привлечение дополнительной информации позволят по-новому посмотреть на проблему.
Когда возникли трудности в переговорном процессе, необходимо сделать временную паузу, отступить шаг назад, взглянуть на ситуацию со стороны. Практика свидетельствует, что при появлении трудностей возникает опасность переключения внимания сторон на несущественные детали, личностные моменты - симпатии и антипатии, которые препятствуют дальнейшему успешному развитию переговорного процесса.
Дж. Рейнуотер, представитель гуманистической психологии, отмечает, что многое зависит от того, как человек воспринимает и интерпретирует ситуацию, а соответственно и настраивает себя на конкретную ответную реакцию. В этой связи она пишет: «Мне хочется напомнить вам историю о двух людях, которым показали полстакана воды. Один сказал: «Он наполовину полон, и я благодарен за это». Другой сказал: «Он наполовину пуст, и я чувствую себя обманутым». Разница между этими двумя людьми не в том, что они имеют, а в их отношении к тому, что они имеют. Люди, владеющие искусством благодарности, физически и эмоционально более благополучны, чем те «обманутые..., чьи чашки
Раздел III. Управление конфликтом в социальной работе
всегда наполовину пусты»1. Оптимистический настрой способствует успеху в преодолении трудностей, а также облегчает утраты при поражениях, которые также возможны в процессе сложных переговоров, общении с трудными людьми.
Наибольшую сложность в переговорном процессе представляет поведение оппонента, использующего манеру «уловок». Она с трудом поддается переводу в конструктивные отношения, необходимо затратить значительные усилия для перевода переговорного процесса в открытые, честные деловые отношения. Есть два способа реакции: первый - открыто назвать партнера лгуном, т.е. прекратить переговоры либо вывести их на уровень конфликта, и второй - путем вопросов, уточнений дать понять оппоненту, что у другой стороны достаточно информации о реальном положении дел. (Уточняющие вопросы, дополнительная информация необходимы при любой модели переговоров.)
Применяя различные методы в комплексе, социальный работник может добиться значительных успехов при разрешении сложных конфликтных ситуаций.
Темы для семинарских занятий
1. Становление практики управления конфликтами.
2. Концепции управляемости конфликта.
3. Этапы управления конфликтом.
4. Условия и факторы разрешения конфликтов.
Темы для докладов и рефератов
1. Факторы неуправляемости конфликта (Л. Гринхелг, Л. Крисберг).
2. Факторы управляемости конфликта (Р. Дарендорф и М. Дойч).
3. Принципы профилактики конфликта.
4. Структурные методы регулирования конфликта.
5. Способы работы с конфликтом на интранерсональном уровне (клиентоцентрированная терапия К. Роджерса, геппальт-терапия Ф. Пер-лза, экзистенциальная психотерапия В. Франкла, Р. Мм, Л. Бинсвангера, И. Ялома, поведенческая терапия А. Эллиса).
6. Объективные и организационно-управленческие предпосылки предупреждения конфликтов.
7. Прогнозирование конфликтов для различных типов конфликтного взаимодействия.
Реинуотер Дж: Это в ваших силах. Как стать собственным психоп певтом. М„ 1992. С. 58.
Глава //. Методы психокоррекции конфликтного поведения
Вопросы для самоконтроля
1. Определите общественные и групповые нормы конфликтного взаимодействия.
2. Этика деятельности специалиста социальной работы.
3. Охарактеризуйте нормативно-правовые аспекты деятельности социального работника.
Список литературы
1. Анцупов А.Я. Конфликтология: учебник для вузов / Л.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. 4-е изд., иенр. и доп. М: Эксмо, 2009.
2. Анцупов А.Я., Баклановский СВ. Конфликтология в схемах и комментариях: учеб. пособие. 2-е изд., перераб. -СПб.: Питер, 2009.
3. Емельянов СМ. Практикум по конфликтологии. 3-е изд. - СПб.: Питер, 2009.
4. Козырев Г.И. Основы конфликтологии: учебник / Г.И. Козырев. -2-е изд., перераб. и доп. - М.: Форум: ИНФРА-М, 2010.
5. Сорокина Е.Г. Конфликтология в социальной работе. - М., 2009.
6. Шевчук Д.А. Конфликты: избегать или форсировать? Все о конфликтных ситуациях на рабоге, в бизнесе и личной жизни. - М.: Гросс Медиа: РОСБУХ, 2009.
7. Шейное В.П. Управление конфликтами: теория и практика. -Минск: Харвест, 2010.