Вопрос № 1. Понятие и структура финансово-правовых норм
Особенности финансово-правовых норм
Начальными элементами финансового права как отрасли права являются финансово-правовые нормы. Как и любая другая норма права, финансово-правовая норма представляет собой установленное и охраняемое государством правило поведения участников общественных отношений, выраженное в их юридических правах и обязанностях.
Финансово-правовая норма — это установленное государством и обеспеченное мерами государственного принуждения правило поведения в отношениях, возникающих в.процессе образования, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований.
Финансово-правовые нормы имеют общие признаки характерные для всех юридических норм и специфические, свойственные финансового права.
К общим признакам финансово-правовой нормы относятся:
это писаные правила поведения установленные государством, а поэтому исполнение обеспечивается принудительной силой государства;
|
|
правило поведения, рассчитанное на неоднократное применение;
это правило поведения общего характера, обращенное ко всем участникам регулируемых ею общественных отношений;
возлагает на участников отношений юридические обязанности и предоставляет им субъективные права;
имеет формализованный характер - всегда выражена в каком-либо правовом нормативном акте — законе, указе, постановлении, приказе, инструкции, принятом компетентным государственным органом или органом местного самоуправления.
Специфические признаки финансово-правовой нормы обусловлены особенностями предмета и метода финансово-правового регулирования.
Специфические особенности финансово-правовой нормы проявляются в:
а) регулируемых правоотношений – финансовые;
б) содержании финансово-правовых норм;
в) характере установленных в них предписаний;
г) мере ответственности за нарушение предусмотренных правил;
д) способах защиты прав участников финансовых отношений.
1. Финансово-правовые нормы отличаются по своему непосредственно целевому назначению, которое определяется отношениями, возникающими в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований по регулированию образования, распределения и использования государственных и муниципальных фондов, денежных средств.
2. Финансово-правовые нормы редко возникают как фактические, т.е. в общественной жизни редко складываются правила поведения, являющиеся прототипом финансово-правовой нормы. Ф инансово-правовые нормы не имеют своего прототипа в общественной жизни. Однако в редких случаях такие ситуации встречаются. Финансовые отношения не существуют и не возникают сами по себе, в чистом виде. Они объективно обусловлены общественными потребностями, масштабами государственной деятельности, социальными задачами на данном этапе и т.д., проявляются только в формах, установленных государством и муниципальным образованием. Однако в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований возникают и такие отношения, которые не являются с экономической точки зрения финансовыми, ибо в рамках этих отношений не осуществляется движение денежных средств, что является главным признаком финансов, например отношения по бюджетному процессу, по установлению налогов, сборов, пошлин, по государственному финансовому контролю и т.д.
|
|
Сначала создается фактическая модель поведения, а затем она оформляется нормой права. Так, на уровне субъектов Федерации порядок предоставления налоговых льгот, зачисляемых в бюджеты субъектов РФ, долгое время существовал фактически и лишь в последние годы был закреплен в праве.
3. Финансово-правовые нормы являются средством реализации общественных, т.е. публичных, а не частных интересов. Это обусловлено принадлежностью финансового права к праву публичному, особенностями предмета финансово-правового регулирования. Финансово-правовые нормы являются средством реализации интересов всего общества, различных классов, социальных групп и т.д., а также интересов самого государства. Этим они отличаются от норм частного права (гражданского, семейного, трудового и т.д.), являющихся средством реализации интересов отдельных субъектов хозяйствования, физических лиц и др.
4. Финансово-правовые нормы отличаются своей нестабильностью.
Во-первых, отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований, являются в своей основе экономическими, а значит, подвержены различным экономическим колебаниям, которые определяются влиянием политики на экономику, структурными перестройками в системе управления, миграционными процессами в различных регионах и др. Нестабильность отношений, приводит к нестабильности самого финансово-правового регулирования и прежде всего к отмене устаревших и появлению новых финансово-правовых норм.
Во-вторых, бюджетно-правовые отношения, охватываемые сферой финансовой деятельности государства и муниципальных образований, нестабильны изначально. Они существуют в рамках правовых актов о бюджете, которые вступают в силу с принятием соответствующих законов о бюджете и действуют только в течение финансового года.
5. Финансово-правовые нормы содержат редкую разновидность норм-расчетов, которые представляют собой показатели, содержащие выраженные в количественном измерении объемы деятельности и уровни развития. Это связано с денежным характером финансов, а значит, с требованием счета и фиксации: например, нормы ежегодно принимаемых законов о бюджетах, содержащие числовые показатели доходов и расходов бюджетов, государственного долга и т.д.
Финансово-правовые нормы имеют ряд особенностей, обусловленных методом финансово-правового регулирования, в качестве которого выступает метод властных предписаний.
6. Финансово-правовые нормы в большинстве являются обязывающими (или императивными), т.е. ими устанавливаются обязанности самых различных субъектов финансового права. Метод властных предписаний, доминирующий в финансовом праве, предполагает, что решение любого вопроса осуществляется волей одной стороны, а именно: государства в законах или муниципального образования в постановлениях. Императивность финансово-правовых норм распространяется как на субъектов, издающих властные предписания, так и на субъектов, следующих им. В Налоговом кодексе РФ определены требования к такого рода предписаниям и свобода воли налогового органа, очень мала.
|
|
7. Большая часть финансово-правовых норм это компетенционные нормы, т.е. такие, которыми устанавливается компетенция государственных органов и органов местного самоуправления в области регулирования бюджетных правоотношений и финансов (ст. 7, 8, 9 БК РФ). Компетенционные нормы в законе чаще всего даются в нейтральной формулировке или формулируются через права соответствующих субъектов (например, ст. 31 НК РФ). Однако компетенционные нормы нельзя рассматривать как исключительно управомочивающие, это такие права, которые государственный орган или орган местного самоуправления обязан реализовать при соответствующих обстоятельствах. Компетенционная норма это право-обязанность, т.к. устанавливает полномочие и одновременно закрепляет обязанность государственного органа или органа местного самоуправления.
8. В финансовом праве есть правовые нормы, устанавливающие права субъектов финансового права - управомочивающие, не обремененные признаком обязательности (ст. 21 НК: право на использование налоговых льгот; на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов; на получение отсрочки, рассрочки, налогового кредита и т.д.). Особенность управомочивающих финансово-правовых норм состоит в том, что они в большинстве случаев производны, вторичны от обязывающих, как бы «привязаны» к обязывающей (императивной). Например, все управомочивающие нормы ст. 21 НК РФ производны от нормы п. 1 ст. 23 НК РФ, закрепляющей обязанность уплаты налога и сбора. Без этой нормы управомочивающие нормы не имели бы никакого смысла и у субъектов финансового права не возникало бы потребности в их реализации.
Преобладание в системе финансово-правовых норм обязывающих (императивных), компетенционных норм, специфика управомочивающих финансово-правовых норм позволяет констатировать, что в целом они имеют императивный характер.
|
|