Тема № 5: «Финансово-правовые нормы»

Вопрос № 1. Понятие и структура финансово-правовых норм

Особенности финансово-правовых норм

Начальными элементами финансового права как отрасли права являются финансово-правовые нормы. Как и любая другая норма права, финансово-правовая норма представляет собой установленное и охраняемое государством пра­вило поведения участников общественных отношений, выражен­ное в их юридических правах и обязанностях.

Финансово-правовая норма — это установленное государст­вом и обеспеченное мерами государственного принуждения пра­вило поведения в отношениях, возникающих в.процессе образова­ния, распределения и использования денежных фондов государст­ва и муниципальных образований.

Финансово-правовые нормы имеют общие признаки характерные для всех юридических норм и специфические, свойственные финансового права.

К общим признакам финан­сово-правовой нормы относятся:

это писаные пра­вила поведения установленные государством, а поэтому исполнение обеспечивается принудительной силой государства;

правило поведения, рассчитанное на неоднократное применение;

это правило поведения общего характера, обращенное ко всем участникам регулируемых ею общественных отношений;

возлагает на участников отношений юридические обязанности и предоставляет им субъективные права;

имеет формализованный характер - всегда выражена в каком-либо правовом норматив­ном акте — законе, указе, постановлении, приказе, инструкции, принятом компетентным государственным органом или органом местного самоуправления.

Специфические признаки финансово-правовой нормы обуслов­лены особенностями предмета и метода финан­сово-правового регулирования.

Специфические особенности финансово-правовой нормы проявляются в:

а) регулируемых правоотношений – финансовые;

б) содержании финансово-правовых норм;

в) характере установленных в них предписаний;

г) мере ответственности за нарушение предусмотренных правил;

д) способах защиты прав участников финансовых отношений.

1. Финансово-правовые нормы отличаются по своему непосредственно це­левому назначению, которое определяется отношениями, возникающими в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований по регулированию образования, распределения и ис­пользования государственных и муниципальных фондов, денеж­ных средств.

2. Финансово-правовые нормы редко возникают как фактические, т.е. в общественной жизни редко складыва­ются правила поведения, являющиеся прототипом финансово-правовой нормы. Ф инансово-правовые нормы не имеют своего прототипа в общественной жизни. Однако в ред­ких случаях такие ситуации встречаются. Финансовые отношения не существуют и не возникают сами по себе, в чистом виде. Они объективно обусловлены общественными потребностями, масштабами государственной деятельности, соци­альными задачами на данном этапе и т.д., про­являются только в формах, установленных государством и муниципальным образованием. Однако в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований возникают и такие отношения, которые не являются с экономичес­кой точки зрения финансовыми, ибо в рамках этих отношений не осуществляется движение денежных средств, что является главным признаком финансов, например отношения по бюджет­ному процессу, по установлению налогов, сборов, пошлин, по го­сударственному финансовому контролю и т.д.

Сначала создается фактическая модель пове­дения, а затем она оформляется нормой права. Так, на уровне субъектов Федерации порядок предоставления налоговых льгот, зачисляемых в бюджеты субъектов РФ, долгое время существовал фактически и лишь в последние годы был закреплен в праве.

3. Финансово-правовые нормы являются средством реализации общественных, т.е. пуб­личных, а не частных интересов. Это обусловлено принадлеж­ностью финансового права к праву публичному, особенностями предмета финансово-правового регулирования. Финансово-правовые нормы являются сред­ством реализации интересов всего общества, различных классов, социальных групп и т.д., а также интересов самого государст­ва. Этим они отличаются от норм частного права (гражданского, семейного, трудового и т.д.), являющихся средством реализа­ции интересов отдельных субъектов хозяйствования, физических лиц и др.

4. Финансово-правовые нормы отличаются своей нестабильностью.

Во-первых, отношения, возникающие в процессе финан­совой деятельности государства и муниципальных образований, являются в своей основе экономическими, а значит, подвержены различным экономическим колебаниям, которые определяются влиянием политики на экономику, структурными перестройками в системе управления, миграционными процессами в различных регионах и др. Нестабильность отношений, приводит к нестабильности самого финансово-правового регулирования и прежде всего к отмене устаревших и появлению новых финансо­во-правовых норм.

Во-вторых, бюджетно-правовые отношения, охватываемые сферой финансовой деятельности государства и муниципальных образований, неста­бильны изначально. Они существуют в рамках правовых актов о бюджете, которые вступают в силу с принятием соответст­вующих законов о бюджете и действуют только в течение финансового года.

5. Финансово-правовые нормы содержат редкую разновидность норм-расчетов, которые представляют собой показате­ли, содержащие выраженные в количественном измерении объе­мы деятельности и уровни развития. Это связано с денежным характером финансов, а значит, с требованием счета и фиксации: например, нормы ежегодно принимае­мых законов о бюджетах, содержащие числовые показатели до­ходов и расходов бюджетов, государственного долга и т.д.

Финансово-правовые нормы имеют ряд особенностей, обуслов­ленных методом финансово-правового регулирования, в качестве которого выступает метод властных предписаний.

6. Финансово-правовые нормы в большинстве являются обязывающими (или императивными), т.е. ими устанавливаются обязанности самых различных субъек­тов финансового права. Метод власт­ных предписаний, доминирующий в финансовом праве, предпо­лагает, что решение любого вопроса осуществляется волей одной стороны, а именно: государства в законах или муниципального образования в постановлениях. Императивность финансово-правовых норм распространяется как на субъектов, издающих властные предписания, так и на субъектов, следующих им. В Налоговом кодексе РФ определены требования к такого рода пред­писаниям и свобода воли налогового органа, очень мала.

7. Большая часть финансово-правовых норм это компетенционные нормы, т.е. такие, которыми ус­танавливается компетенция государственных органов и органов местного самоуправления в области регулирования бюджетных правоотношений и финансов (ст. 7, 8, 9 БК РФ). Компетенционные нормы в за­коне чаще всего даются в ней­тральной формулировке или формулируются через права соответ­ствующих субъектов (например, ст. 31 НК РФ). Однако компетенционные нормы нельзя рассматривать как исключительно управомочивающие, это такие права, которые государст­венный орган или орган местного самоуправления обязан реали­зовать при соответствующих обстоятельствах. Компетенционная норма это право-обязанность, т.к. устанавли­вает полномочие и одновременно закрепляет обязан­ность государственного органа или органа местного самоуправления.

8. В финансовом праве есть правовые нормы, устанавливающие права субъектов финансового права - управомочивающие, не обремененные признаком обязательности (ст. 21 НК: право на использо­вание налоговых льгот; на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов; на по­лучение отсрочки, рассрочки, налогового кредита и т.д.). Особенность управомочивающих финансово-правовых норм состоит в том, что они в большинстве случаев производны, вторичны от обязывающих, как бы «привязаны» к обязывающей (императивной). Например, все управомочивающие нормы ст. 21 НК РФ производны от нормы п. 1 ст. 23 НК РФ, закрепляющей обязанность уплаты налога и сбора. Без этой нормы управомочивающие нормы не имели бы ни­какого смысла и у субъектов финансового права не возникало бы потребности в их реализации.

Преобладание в системе финансово-правовых норм обязыва­ющих (императивных), компетенционных норм, спе­цифика управомочивающих финансово-правовых норм позволя­ет констатировать, что в целом они имеют императивный ха­рактер.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: