Понятие «качество продукции». Классификация и номенклатура показателей качества

Качество – это комплексный показатель, объединяющий в себе потребительскиесвойства товара.Энциклопедическое определение гласит: качество продукции – совокупность технико-экономических и эстетических свойств, обуславливающих способность продукции удовлетворять определенным требованиям в соответствии с назначением.

Объектом качества могут быть продукция, процесс, организация, а также любая комбинация из них.

Качество продукции обусловлено её свойствами, вместе с тем, при оценке качества продукции учитываются только те свойства, которые связаны с её использованием по назначению.

Наиболее универсальными требованиями к качеству продукции являются следующие:

- назначения – устанавливают свойства продукции, определяющие её основные функции, для выполнения которых она предназначена (производительность, точность, быстрота исполнения услуги, калорийность и др.), функциональную пригодность, состав и структуру сырья и материалов, совместимость и взаимозаменяемость;

- эргономики – это требования согласованности конструкции изделия с особенностями человеческого организма для обеспечения удобства пользования;

- ресурсосбережения – требования экономного использования сырья, материалов, топлива, энергии и трудовых ресурсов;

- безопасности – отсутствие недопустимого риска (вероятности причинения вреда для жизни или здоровья граждан);

- надежности – сохранение в установленных ТНПА пределах всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, обслуживания, хранения и транспортирования;

- экологичности – отсутствие вредного воздействия продукции на окружающую среду при производстве, эксплуатации и утилизации;

- технологичности – приспособленность продукции к изготовлению, эксплуатации и ремонту (промпереработке) с минимальными затратами при заданных показателях качества;

- эстетические – требования к способности продукции или услуги выражать художественный образ, социально-культурную значимость в чувственно воспринимаемых человеком признаках формы, цвета, качества отделки и др.

Эволюция понятия «качество»

источник Особенности в понятии «качество»
Аристотель, 3 в. до н.э. Первая дифференциация продуктов (изделий) по признаку «хороший-плохой»
В Древнем Китае Иероглиф, обозначающий качество, состоит из двух элементов – «равновесие» и «деньги», следовательно, качество аналогично понятию «дорогой»
Гегель, 19 век Качество – тождественная с бытием определенность: нечто перестает быть тем, что оно есть, когда теряет свое качество
В. Шухарт 20-е годы 20 века Качество имеет два аспекта: объективные физические характеристики и субъективную сторону (насколько вещь хороша). Качество обеспечивается циклом непрерывных технологических изменений на основании статического контроля: планировать – выполнять – контролироватьдействовать (цикл Шухарта)
А. Фейгенбаум, 40-50 годы Всеобщий контроль качества, состоящий из этапов его разработки, поддержания и улучшения, введено понятие «затраты качества»
Э. Деминг, 40-50 годы Распространение области применения цикла Шухарта и статических методологий управления производством на сферу продаж и оказания услуг (цикл Деминга), обозначены 14 принципов управления качеством)
Дж. Джуран, 50-е годы Качество – пригодность для использования. Субъективная сторона – степень удовлетворения потребителя (для реализации качества производитель должен знать требования потребителя и сделать свою продукцию такой, чтобы она удовлетворяла свои потребности). Разработал идею триады качества: планирование- контроль-улучшение
К. Исикава, 50-е годы Качество – свойство, реально удовлетворяющее потребителей, включающее также послепродажное обслуживание. Есть качество управления, качество компании и человеческой жизни
Дж. Эттингер, Дж. Ситтиг, 60-е годы Качество может быть выражено цифровыми значениями, если потребитель в состоянии группировать свойства по их важности. Оно – величина измеримая, и, следовательно, несоответствие продукта к предъявляемым ему требованиям может быть выражено через какую-либо меру, которой обычно являются деньги. Разработана специальная наука – квалиметрия – о способах измерения показателей качества.
Тагутти, 70-е годы Качество товара измеряется совокупными затратами (потерями) общества, связанными с производством и использованием этого товара. Чем меньше потери, тем выше качество.
ГОСТ 15467-79 Качество продукции – совокупность свойств, обуславливающих её пригодность для удовлетворения определенных потребностей в соответствии с назначением.
Международный стандарт ИСО 9000 Качество – совокупность свойств и характеристик изделий, услуг, процессов, обеспечивающих удовлетворение обусловленных и предполагаемых потребностей

Свойство продукции – объективная особенность товара, которая может проявляться при её создании, эксплуатации или потреблении, свойства могут быть простыми и сложными. К простым относятся масса емкость, скорость и т.д.; к сложным - надежность технических средств, безотказность и т.д (состоящие из нескольких простых).

Простые свойства могут быть выражены числовыми значениями физических величин, называемых параметрами.

Показатель качества продукции – это количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, рассматриваемая применительно к определенным условиям её создания (производства), эксплуатации (реализации) или потребления. РД 50-64-84 предусмотрена классификация показателей качества продукции:

- По характеризуемым свойствам:

показатели назначения – характеризуют состав входящих в неё компонентов или структурных групп (концентрация вещества, содержание примесей и др.);

экономное использование сырья, материалов - удельный расход сырья, материалов, потери сырья, удельный расход топлива, энергии, коэффициент полезного действия, суммарную (удельную) трудоемкость эксплуатации изделия и др.;

энергономические (делятся на 4 группы: гигиенические (освещенность, температура, влажность и др.), антропометрические (соответствие конструкции изделия размерам тела человека и его отдельных частей и т.д.), физиологические и психологические (соответствие конструкции изделия слуховым, силовым, скоростным, зрительным, психофизическим способностям человека);

эстетические - характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции, совершенство исполнения и стабильность товарного вида изделия);

надежности - характеризуют способность продукта выполнять заданные функции, сохраняя свои эксплуатационные показатели в заданных пределах в течение требуемого промежутка времени или требуемой наработки;

технологичности - характеризуют эффективность конструкторско-технологических решений – это трудоемкость, материалоемкость, энергоемкость, технологическая себестоимость;

транспортабельности - выражают приспособленность продукции к транспортированию;

стандартизации и унификации - характеризуют насыщенность продукции стандартами, унифицированными и оригинальными составными частями, а также уровень унификации в сравнении с другими изделиями;

патентно-правовые - характеризуют патентную защиту и патентную чистоту продукции;

экологические - характеризуют уровень вредных воздействий на окружающую среду;

безопасности - характеризуют свойства продукции, гарантирующие безопасность человека и др. объектов на всех режимах эксплуатации при обслуживании, транспортировании, хранении, потреблении;

экономические - характеризуют продукцию со стороны её экономичности – (прибыль, рентабельность, цена потребления);

стойкости к внешним воздействиям - характеризуют стойкость изделия (продукции) к воздействиям факторов окружающей среды, выражаемую свойствами: пылезащищенность, влагозащищенность, водонепроницаемость, ударопрочность, вибропрочность, устойчивость к воздействию внешнего магнитного поля и др.

По способу выражения: абсолютные (выраженные в натуральных единицах); относительные (выражены в процентах и др. относительных единицах) и стоимостные;

- По количеству характеризуемых свойств:

единичные (характеризующие одно из свойств продукции) и комплексные (характеризующие несколько свойств);

- По стадии определения: прогнозируемые, проектные, нормативные, фактические.

Перечисленные показатели характеризуют качество продукции, однако помимо их важна и цена изделия. Покупатель всегда сопоставляет, компенсирует ли цена изделия набор свойств, которыми оно обладает.

Все большее значение приобретает проблема качества обслуживания (покупателей в магазинах, клиентов в банках и др.) Показатели качества обслуживания: быстрота обслуживания, психологические (вежливость, доброжелательность и др.), важны также показатели качества, связанные с реализацией продукции (правдивость рекламы, отсутствие ошибок при доставке товаров и т.д.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: