Уровень качества. Проведение исследований, оптимизация уровня качества, оформление установленных требований

Уровень качества продукции – это относительная характеристика качества продукции, основанная на сравнении значений показателя качества оцениваемой продукции с базовыми значениями соответствующих показателей.

Уровень качества продукции, оцениваемый по совокупности показателей, в которые не входят экономические, называется техническим уровнем качества продукции.

Исчисляется уровень качества продукции на основе системы показателей её качества.

Оценка уровня качества продукции оценивается на различных стадиях жизненного цикла:

- На стадии разработки оценивается уровень качества разрабатываемой продукции, устанавливаются требования к будущей продукции и производится нормирование показателей качества в нормативных документах.

- На стадии производства определяются фактические значения показателей качества продукции по результатам контроля и испытаний, оценивается уровень качества изготовления продукции и принимаются соответствующие решения при управлении качеством.

- На стадии эксплуатации (реализации и потребления) оценивается уровень качества изготовленной продукции и по результатам её эксплуатации или потребления принимаются соответствующие решения.

Объекты оценки уровня качества - сырье, полуфабрикаты, готовая продукция, технологические процессы, услуги, выполненная работа и др.

Для определения уровня качества продукции используются три основных метода:

дифференциальный (основываемый на использовании единичных показателей качества),

комплексный (используются комплексные показатели);

смешанный (используются и единичные и комплексные показатели).

Условно выпускаемая продукция делится на три уровня качества:

- PREMIUМнаивысший уровень качества с оптимальными профессиональными свойствами и максимальным сроком службы;

- STANDARD – повышенные профессиональные свойства, увеличенный срок службы, оптимальное соотношение цены/качества;

- BASIC – высокая профессиональная способность, продолжительный срок службы, экономический уровень качества.

В соответствии с «Общими методическими рекомендациями по оценке технического уровня промышленной продукции» образцы продукции по результатам оценки уровня качества относятся к одной из градаций:

- продукция превосходит мировой уровень (П) – наивысший уровень качества;

- продукция соответствует мировому уровню (С) – оптимальный уровень качества;

- продукция уступает мировому уровню (У) – удовлетворительный уровень качества. До 1989 г. эти категории назывались «категориями качества».

Показатели качества продукции – количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, входящих в её качество, рассматриваемая применительно к определенным условиям её создания, эксплуатации или потребления.

Показатели качества количественно характеризуют пригодность товара удовлетворять те или иные потребности и выражаются в различных единицах, могут быть безразмерными.

На практике для оценки уровня качества продукции используется система показателей, которая включает обобщающие и единичные показатели качества.

Если показатель качества характеризует какое то одно простое свойство продукции, то он называется единичным, а если несколько простых свойств или одно сложное – то это комплексный показатель.

Любой единичный показатель качества имеет наименование, по которому определяется оцениваемое свойство продукта, и конкретное числовое значение, по которому и получают представление об уровне качества, сравнив его с нормами стандарта. Например, влажность сухого молока в % дает представление о содержании в нем гигроскопической воды, соответственно – о его технологических свойствах и устойчивости при хранении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow