Студопедия
МОТОСАФАРИ и МОТОТУРЫ АФРИКА !!!

Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

V. Типологии на основе систем политических отношений




Аристотель: монархии, тирании, аристократии, олигархии и демократии.

С учетом взаимоотношений государства и гражданского общества выделяют:

1) Тоталитарные, в которых государство определяет все направления социальной жизни.
2) демократические, в которых население (общество) может влиять на государственные структуры.

Одной из наиболее известных является типология, основанная на теории "трех волн" А. Тофлера.

Идея 3-х волн не нова, но наиболее подробно ее изложил Э. Тоффлер в своей книге “Третья волна” . По мнению исследователя, человечество в своем развитии пережило три волны радикальных преобразований:

1) аграрную революцию, превратившую кочевников в крестьян;

(В то время земля была основой экономики, жизни, культуры, семейной организации и политики. Везде господствовало простое разделение труда и существовало несколько четко определенных каст и классов. Везде власть была жестко авторитарной. Везде социальное происхождение человека определяло его место в жизни. Везде экономика была децентрализованной, так что каждая община производила большую часть того, в чем испытывала нужду. Триста лет назад - плюс-минус полстолетия - произошел взрыв - промышленная революция.)

2) индустриальную революцию, превратившую аграрное общество в индустриальное;

(Высвобожденная ею гигантская сила, распространившаяся по миру, “вторая волна” пришла в соприкосновение с институтами прошлого и изменила образ жизни миллионов. К середине XX века силы “первой волны” были разбиты и на земле воцарилась “индустриальная цивилизация” . Однако всевластие ее было недолгим, ибо чуть ли не одновременно с ее победой на мир начала накатываться новая - третья по счету волна, несущая с собой новые институты, отношения, ценности”).

Технологическую революцию, связанную с началом компьютерной эры и переходом к информационному обществу.

Третья волна радикальных преобразований должна привести к непрерывному обновлению социальных отношений и созданию сверхиндустриальной цивилизации.

В соответствии с этой теорией А. Тофлер выделил три типа обществ:

1) традиционное (аграрное);

2) капиталистическое (индустриальное);

3) современное (информационное).

Таблица 4. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ (СОГЛАСНО ТЕОРИИ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА)

Основные характеристики Доиндустриальное общество Индустриальное общество Постиндустриальное общество
Главная отрасль экономики Сельское хозяйство Промышленность Сфера услуг
Основной экономический ресурс Земля Капитал Информация
Главенствующая социальная группа Землевладельцы Капиталисты Менеджеры

Проблемы устойчивого развития в РБ




Задача, реализуемая государственными органами РБ – использовать новые технические, технологические и информационные возможности для выведения страны в разряд технологически развитых государств.

Важнейшим звеном программы структурной перестройки экономики Беларуси является переход всех звеньев народного хозяйства республики к современному технологическому укладу.Однако не будем недооценивать трудности такого перехода. Так, в странах-лидерах мирового НТП доля технического уклада, основанного на информационных технологиях, достигает половины ВВП, тогда как в РБ она составляет не более 1/10 части ВВП. Поэтому приоритетное развитие производства, в которых страна имеет конкурентные преимущества, не может не сопровождаться свёртыванием других, неэффективных производств, что чревато негативными социальными последствиями, в частности, возникновением структурной безработицы.

Государственный выбор РБ в пользу социально ориентированной экономики направлен на использование возможностей для выведения страны в разряд социально-развитых государств и характеризуется в настоящее время позитивными тенденциями в социальном настроении практически всех групп общества.

Но эти тенденции сопровождаются рядом социальных проблем, главная среди которых – проблема баланса социального и экономического компонентов, так как издержки, сопровождающие внедрение неэкономических ценностей, предполагаю потерю экономической эффективности производства. Реализация социально ориентированной рыночной экономики связан в частности с уменьшением коэффициента дифференциации денежных доходов общества.



Таким образом, в белорусском обществе социально ориентированная рыночная экономика, как результат государственной социальной плотики, реально обеспечивает позитивную тенденцию улучшения материального положения беднейших слоёв населения и уменьшает долю этой страты в обществе. Но по результатам анализа, это происходи как за счёт повышения заработной платы, так и за счёт перераспределения доходов различных страт с целью выравнивания их материального положения. Дальнейшее уменьшения доли населения со среднедушевым денежным доходом ниже уровня БПМ требует перехода экономики на инновационный путь развития, а этот переход в свою очередь может сопровождаться возникновением и ростом структурной безработицы, с её временными но достаточно ощутимыми социальными проблемами.

  1. Культура как социальное явление

Термин «культура» произошел от латинского - возделывание земли.

Наиболее широкое понимание культуры: это и простейший предмет, созданный человеком, и любая мысль, зародившаяся в уме человека.

Узкое понимание культуры: не все созданное человеком образует культуру, а только высшие создания – наука, искусство, литература, религия, политические идеи, обычаи, т.е. создание духа.

Т.о. культура – это все материальные и нематериальные продукты человеческой деятельности, ценности и признанные способы поведения, объективированные и принятые в любых общностях и передаваемые другим общностям и др. поколениям.

Виды, уровни и функции культуры:

Материальная культура, называемая иногда цивилизацией, - это совокупность предметов, удовлетворяющих «материальные» потребности.

Духовная культура – это все созданное стремлением к идеалам красоты, добра, правды, справедливости, это совокупность идей, обычаев учреждений, институтов, в которых эти идеи были закреплены.

Но против этого разделения можно выдвинуть довод, что каждый материальный предмет, используемый для любой цели, прежде чем он был создан, стал произведением, должен был сначала оформиться в воображении, стать идеей. Такое деление может применяться в определенных границах.

Одно из наиболее адекватных оснований классификации – это то, какие потребности удовлетворяет данный предмет: духовные или материальные (пример с картиной на стене)

Виды культуры:

1. Высокая культура (элитарная) – культура, которая создается профессионалами, она письменная, отделена и противопоставлена традиционной культуре, она дифференцируема внутри себя (поэты, музыканты и т.д.), она знаково-символически насыщена, она существует в знаковой реальности.

2. Массовая культура. Вытесняет традиционную культуру и замещает ее. Образцы массовой культуры доступны, понятны для большинства людей. Она способна проникать во все сферы жизни человека. Она производит свои шкалы ценностей и оценок, ими пользуется массовый потребитель.

3. Традиционная культура– культура целостная, нерасчлененная, недифференцированная. Тяготеет к устным формам трансляции, характеризуется ограниченным объемом памяти коллективом, достаточно живуча. Коллективна по характеру, делается всем сообществом, нет профессионалов, вернее они только начинают выдвигаться (вожди). Эта культура традиционного общества, слита с социальностью, она вплетена в социальное взаимодействие. Основные механизмы ее трансляции – традиции и миф.

4. Субкультура. В социологии есть понятие (репрезентативная культура) – т.е. культура отдельных носителей. Субкультура – один из ее вариантов. Субкультура – это культура ограниченной общности людей, разделяющих определенные ценности; это совокупность норм и ценностей, отличающих группу от других групп, от общества; это особая форма организации людей, определяющая стиль, мышление ее носителей, отличающаяся своими ценностями, нормами.

Субкультура формируется под влиянием факторов: социальный класс, религия, место жительства и этническое происхождение.

5. Контркультура.Ее можно определить как специфическую субкультуру, которая пытается бросить вызов господствующей культуре. Возникла на волне студенческих забастовок в 70-ые годы.

Она построена на принципе отрицания, негативности (хиппи). Существование контркультур краткосрочно, т.к. нет позитива. Контркультура – это совокупность мировоззренческих установок, поведенческих нормативов, их форм духовно-практического освоения мира, альтернативная официальному пониманию.

Функции культуры:

2) социализация, формирование отдельной личности. Человек, появляющийся на свет в какой-либо семье, с первой минуты своего рождения находится под влиянием окружающей обстановки, предметов, взглядов, верований, способов воспитания детей. Для него культура – это уже готовый мир, который его формирует, в который он должен войти, обучаясь многим вещам в течение многих лет. Он оказывается заключенным в тиски предписаний, устоявшихся образцов культуры, группы, в которой он родился. Он может бунтовать против нее, но сознательный и изменяющий порядок вещей бунт возможен только, когда человек повзрослеет. Этот процесс формирования личности ребенка и приспособления его к жизни в общности, основывающийся на его обучении и приобщении к культуре, дающий ему возможность понять эту культуру и сознательно действовать в ее рамках. Посредством социализации культура формирует новых членов общества, учит их как следует вести себя, что следует делать, чтобы поставить перед собой и достичь жизненной цели.

3) создание и введение ценностей. Поведение индивида определяется разнообразными потребностями. Но все потребности и интересы удовлетворены быть не могут и индивиды должны делать выбор между ними. В таких ситуациях выбора вступает в действие ценности. Ценности – то, что обеспечивает индивиду внутреннее равновесие и стремление к чему дает ощущение хорошо исполненной обязанности и т.д. (это могут быть предметы религиозного культа, политические цели, деньги, искусство и т.д.) Ценности – важный фактор поведения индивида. Стремление к ним решающим образом влияет на отношение с другими индивидами. Каждый индивид обладает набором иерархий ценностей.

4) определение образцов деятельности и поведения. Например, приветствие может принимать различные формы в зависимости от культуры в обществе: у нас мужчина перед женщиной снимет шляпу, в некоторых племенах приветствие выражается потиранием носов и т.д. Образцы поведения – это определенные схемы, приспособленные к определенным ситуациям. Общественная жизнь – непрерывный ряд ситуаций. Определение ситуации необходимо для применения соответствующего образца деятельности и поведения. Образец – это способ поведения, признанный нормальным в данной ситуации. Образцы поведения, установленные в определенной культуре, создают возможность взаимопонимания, делают понятным поведение людей.

5) создание моделей. Культура влияет на ход общественной жизни, устанавливая модели произведений, институтов, модели поведения. Модель (эталон) – определенный образ или символическое представление желаемого положения вещей, оцениваемого положительно, служащего оценкой действительного положения вещей. Она связано с ценностями. Принятие модели становится стилем в искусстве, архитектуре, воздействуют на организацию институтов.


Кроме того, выделяют следующие функции культуры:

  1. Познавательная
  2. Мотивационная
  3. Коммуникативная
  4. Интегративная
  5. Рекреационная




Дата добавления: 2015-04-12; просмотров: 702; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9878 - | 7539 - или читать все...

Читайте также:

 

34.239.172.52 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.003 сек.