Управление по результатам в организации

Управление по результатам (управление по целям) - форма организации управленческих действий, при которой основной акцент делается на эффективную постановку целей и целенаправленное достижение результатов.

Управление по результатам (МВО) в организации - это осуществление управленческой деятельности в данной организации для обеспечения своевременного приоритетного достижения поставленных целей и эффективного получения результатов.

Принципы управления по результатам формулируются исходя из определенных предпосылок, среди них:

система управления организацией должна обеспечивать

получение организационных результатов,

каждый руководитель и сотрудник организации должен иметь и

понимать четкие цели в рамках возложенных на него

- обязанностей и интересов, цели и задачи всех менеджеров организации согласуются, и в соответствии с ЭТИМ организуется работа по их выполнению,

- менеджеры и исполнители, исходя из поставленных целей, совместно формулируют функции и добиваются их реализации путем взаимных консультаций, также формируется иерархия (дерево) целей, конкретизируемых на каждом последующем уровне при движении сверху вниз [23, с. 178].

Сущность управления но результатам состоит в формировании целостной системы управления, ориентированной на результаты и основанной на использовании творческого потенциала участников организации [23, с. 179].

Процесс управления по результатам в организации включает в себя несколько этапов (табл. 15.1) ]23, с. 178].

Таблица 15.1

Осуществление процесса управления по результатам в организации

Этапы процесса управления по результатам Направления деятельности
   
Уточнение круга полномочий и обязанностей руководителей всех уровней 1. Проектирование организации и ее системы управления 2. Определение механизмов легитимного формирования организации 3. Построение руководящих, представительных, исполнительных и иных органов организации 4. Разделение направлений производственной и управленческой деятельности 5. Создание механизмов ответственности, координации и контроля в организации и др.
Разработка и согласование целей и задач организации в рамках установленных полномочий и обязанностей 1. Определение миссии и главной цели организации 2. Выявление общих целей организации 3. Формулирование целей и задач подразделений организации 4. Построение дерева целей организации 5. Согласование целей и задач по вертикали и горизонтали в организации и др.
Составление реальных планов достижения поставленных целей, выявление конкретных функциональных направлений в деятельности организации 1. Определение функций управления организации 2. Формулирование планов деятельности 3. Построение организационной структуры управления организации 4. Построение производственной, региональной, продуктовой и др. структуры организации 5. Обеспечение взаимодействия в организации и др.

Продолжение табл. 15.1

   
Контроль, измерение, оценка работы и достигнутых каждым руководителем и подразделением результатов 1. Контроль производственной и управленческой деятельности в организации 2. Оценка эффективности (результативности и производительности) управления организацией 3. Анализ результатов организации 4. Выявление причин неудовлетворительной, недостаточной или слабой работы 5. Разработка рекомендаций по совершенствованию управления организацией и др.
Корректировка заданий по каналам обратной связи, после чего возможно новое согласование целей в деятельности организации 1. Представление рекомендаций по совершенствованию управления организацией в ее высшие руководящие и др. органы 2. Осуществление организационных выводов 3. Осуществление корректировки в деятельности организации 4. Осуществление корректировки в управлении организацией 5. Согласование новых целей и работа по получению новых результатов и др.

Таким образом, можно говорить о том, что управление по результатам-представляет собой подход в современном управлении, позволяющий сконцентрировать все внимание руководства и сотрудников организации на достижении поставленных целей.

Данный подход наиболее эффективен в ряде случаев, среди них:

- осуществление кампаний по продвижению новых продуктов, где наиболее важна эффективная постановка проблем и поэтапное достижение поставленных целей;

- развитие новой организации, которой требуется быстрый эффектный «прорыв»;

- борьба с рутиной и застоем в деятельности давно существующих организаций, которым требуется сильная «встряска» для осуществления своей деятельности.

Условия эффективной реализации управления по результатам в организации:

- по мере получения результатов необходимо обновлять и постоянно ставить новые цели организации, компания должна находиться в «тонусе»;

- постоянное всестороннее вовлечение широких кругов сотрудников в управленческий и производственный процесс;

- вера лидеров в победу, то есть наличие общего энергетического движения в управленческом процессе.

- Таким образом, в современной российской экономической практике возможно построение, функционирование и развитие эффективных организаций.

- 15.3. Всеобщее управление качеством (TQM) в организации

- В настоящее время в мировом и отечественном менеджменте динамично развивается направление, непосредственно связанное с повышением эффективности работы организаций.

- Речь идет о TQM (Total quality managment) - всеобщем или тотальном управлении качеством. Данный подход уже прочно вошел в современный менеджмент, имеет свои теоретико-методические обобщения и серьезные практические результаты, появившиеся в организациях, успешно применивших TQM.

- В целом под всеобщим управлением качеством понимается подход к руководству организацией, нацеленный на качество, основанный на участии всех ее членов и направленный на достижение долгосрочного успеха путем удовлетворения потребителя и выгоды для всех членов организации и общества [11].

- Данный подход призван обеспечить построение организации и производства ее продуктов на базе всеобщего приоритета качества. При этом очевидно, что качество продукции предопределяется качеством процесса ее производства, который непосредственно вытекает из качества процесса и системы управления. Таким образом, появляется иерархия в системе качества организации (рис. 15.2).


Рис. 15.2. Иерархия в системе качества организации

Всеобщее управление качеством (TQM) в организации - это подход в управленческой деятельности, основанный на приоритете качества в осуществлении управленческих и производственных процессов в организации.

Концептуальный базис всеобщего управления качеством составляют восемь принципов менеджмента качества:

1) ориентация организации на потребителя - организации зависят от потребителей и поэтому должны понимать текущие и будущие нужды потребителей, удовлетворять их требованиям и стремиться превосходить ожидания потребителей;

2) лидерство - лидеры (руководители) устанавливают единство цели, направления и внутренней среды организации; они создают среду, в которой люди могут быть полностью вовлечены в достижение целей организации;

3) вовлечение людей - люди всех уровней есть сущность организации, и их полная вовлеченность дает возможность применять их способности для пользы организации;

4) процессный подход - желаемый результат может достигаться более эффективно, когда управление связанными с ними ресурсами и действиями рассматривается как единый технологический и взаимосвязанный процесс;

5) системный подход к менеджменту - идентификация, понимание и менеджмент системы взаимосвязанных процессов для заданной цели дают вклад в действенность и эффективность организации;

6) непрерывное улучшение - непрерывное усовершенствование
является постоянной целью организации;

7) фактический подход к принятию решений - эффективные решения базируются на логическом и интуитивном анализе данных и информации;

8) взаимовыгодные отношения с партнерами - подобные отношения между организацией и ее партнерами увеличивают возможности обеих организаций создавать ценности [11, с. 152].

Возможности использования данных принципов в процессе управления организацией представлены в табл. 15.2 [20].

Всеобщий менеджмент качества имеет важное значение для развития инноваций. В частности, постоянное улучшение качества продуктов выступает как критерий определения инновационного характера управленческой деятельности в организации.

При этом надо иметь в виду, что использование TQM еще не есть гарантия качества управленческой деятельности. Подход содержит набор общих требований к системе менеджмента качества организации, которая должна функционировать таким образом, чтобы все процессы выполнялись в соответствии с требованием качества. В связи с этим особое значение приобретает именно процессный подход в управлении, когда особые требования предъявляются ко всем управленческим и иным процессам в организации.

Таблица 15.2 Использование принципов всеобщего управления качеством в организации

Принципы всеобщего управления качеством Содержание принципов всеобщего управления качеством в организации
   
Ориентация организации на потребителя Деятельность организации должна быть направлена на удовлетворение потребностей и интересов покупателя и общества
Лидерство Руководство организациями должны осуществлять не просто профессионалы, а лидеры, имеющие авторитет в самой организации, обществе и социальных слоях, на которые ориентируется данная организация. Это должно дополняться персональной личной ответственностью лидеров за развитие данной организации
Вовлечение людей Управленческая деятельность в организации должна строиться на личной заинтересованности в результатах труда всех сотрудников их персональной мотивированности, а также осуществляться с привлечением всех заинтересованных организаций
Процессный подход Управление организацией призвано построить бесперебойный механизм принятия и реализации управленческих решений, восприимчивый к изменениям внутренней и внешней среды и инновациям
Системный подход к менеджменту Организация представляет собой единую систему, и управленческая деятельность всех ее подразделений должна носить системный характер
Непрерывное улучшение Организация должна постоянно совершенствоваться в соответствии с усложнениями заданий и вызовами времени
Фактический подход к принятию решений Управленческие решения в организации должны разрабатываться, приниматься и реализовываться на основе глубокого анализа необходимой информации
Взаимовыгодные отношения с партнерами Деятельность организации должна строиться на партнерской основе с другими организациями

В теории TQM выделяют четыре соответствия или уровня качества, которые раскрывают критерии соответствия управленческой деятельности во (всеобщем) тотальном управлении качеством, качество как соответствие: стандарту, применению, стоимости, скрытым потребностям (табл. 15.3).

Таблица 15.3
Критерии качества в TQM в организации ___________

Формулировка критерия качества Содержание критерия качества
Качество как соответствие стандарту Качество управленческой деятельности в организации определяется по соответствию неким заранее определенным стандартам, описывающим параметры целесообразной сущности и оптимального содержания управления
Качество как соответствие применению Качество управления в организации определяется исходя из востребованности продуктов потребителем и реальным удовлетворением его потребностей и представлением его интересов
Качество как соответствие стоимости Качество управления является следствием производительности организации, снижением издержек и реальной экономии в управленческой деятельности
Качество как соответствие скрытым потребностям Качество управления определяется на основе того, смогла ли организация выявить скрытые потребности и неярко выраженные интересы потребителя и заранее предложить рынку соответствующие данным потребностям и интересам продукты

Поскольку всеобщее управление качеством касается всех аспектов управленческой деятельности в социальной системе, то организации следует обратить особое внимание на обеспечение качества управления в следующих составляющих своей деятельности:

- целеполагание,

- формирование организационных структур управления,

- организационное построение,

- управление производственными процессами,

- проектирование, производство и продвижение продуктов,

- реализация проектов,

- управление лидерством и стимулированием персонала,

- взаимодействие с внешней средой организации,

- активное использование инноваций и др.

В целом применение TQM в современных российских организациях представлено в недостаточной степени. При этом использование данного подхода позволяет реальной организации реализовать свои лидерские амбиции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: