Методы управления организацией

Методы управления - совокупность способов и приемов целенаправленного воздействия органов управления на социальные отношения, а также способ осуществления управленческой деятельности, в результате которой достигаются цели организации [25], или, как отмечают зарубежные авторы, методы управления - это эффективные способы достижения целей [19].

Методы управления организацией - способы обеспечения реализации миссии и достижения главной цели организации через привлечение к профессиональной и иной деятельности всех лиц, причастных к данной организации.

Рассмотрим классификацию методов управления организации.

Во-первых, по характеру воздействия выделяются прямые и косвенные методы, которые реализуются через соответствующие организационные формы. Прямыми методами выступают способы непосредственного воздействия на людей, работающих в организации. Такими методами является администрирование, приказы, распоряжения, директивы, инструкции, поручения, разнарядки и др. Косвенные методы имеют характер опосредованного воздействия через различные гибкие механизмы продвижения необходимых решений в организации. Косвенными методами можно считать диалог, призывы, воззвания, содействие, стимулирование, просьбы, договоренности и др.

Во-вторых, по содержанию можно обозначить административные, организационные и психологические методы (табл. 14.1).

Таблица 14.1
Содержание некоторых методов управления организациями

Наименование метода, ключевой элемент управления Содержание метода Область применения метода Формы применение метода
Административный, официальный профессиональный статус Способ непосредственног о официально закрепленного в должностных обязанностях руководителя воздействия на подчиненных Профессиональные органы управления организацией (аппарат, исполнительные органы и т.п.) 1. Исполнение поручений, приказов, инструкций и др. 2. Реализация мобилизационных действий 3. Обеспечение «военной дисциплины» и др.
Организационный, организация - вся совокупность организационных отношений Способ управления организацией, состоящий из использования организационных отношений между персоналом и руководителями Органы управления, консультационные органы, организации-партнеры и др. 1. Установление партнерских отношений. 2. Вовлечение в деятельность новых участников 3. Обеспечение «полезности» для организации каждого ее сотрудника
Психологический, психологические особенности людей Способ управления людьми с использованием их психологичес­кого состояния, потребностей, интересов и мотивов Весь персонал 1. Обеспечение командного духа 2. Единое движение всех сотрудников организации 3. Нематериальное стимулирование персонала и др.

В-третьих, по степени конкретизации использования методы можно выделить общие и частные методы. Общие, в целом, соответствуют методам, рассмотренным нами выше при анализе предмета и метода теории организации. Мы отмечали системный подход, комплексный подход, ретроспективный подход, прогнозирование, сравнительный анализ, социологические методы, моделирование, экспериментирование, инновационный подход. Данные методы характерны для управления всеми социальными системами, то есть организациями. Частные методы применяются только в отдельных составляющих управления и характерны для отдельных групп организаций (табл. 14.2).

Таблица 14.2 Некоторые частные методы управления организациями

Наименование метода Сущность метода Содержание метода
Заключение договоров с партнерами Методы продвижения организации как базового элемента новой перспективной организации 1. Демонстрация протоколов о намерениях и интеграционных,соглашений как подтверждений «серьезности» объединительного процесса 2. Осуществление реального сближения организаций 3. Заключение стратегических и тактических соглашений и др.
Реализация специальных акций и информационных кампаний Методы привлечения внимания к организации и ее продукции 1. Предложение на рынке новых привлекательных продуктов 2. Реализация информационных поводов 3. Создание и поддержание информационного образа организации и др.
Реализация функций управления организацией Методы осуществления различных направлений и видов управленческой деятельности по формированию, функционированию и развитию организации 1. Реализация общих функций управления организацией (планирования, организовывания, стимулирования, координации и контроля) 2. Реализация конкретных функциональных подсистем в организации 3. Осуществление оперативных и частных направлений управленческой деятельности

Таким образом, в организации используется весь комплекс основных методов управления, формирующих процесс управления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: