Основными методами выхода на внешний рынок являются:
1. экспорт – это самый простой способ вступления в деятельность на зарубежном рынке. Различают 2 вида экспорта:
- нерегулярный экспорт – когда фирма время от времени экспортирует свои излишки и продает товары местным оптовикам, представляющим зарубежные рынки.
- активный экспорт – это когда фирма задается целью расширить свои экспортные операции на конкретном рынке.
Фирма может экспортировать свой товар двумя способами:
1) можно воспользоваться услугами независимых международных посредников (косвенный экспорт)
2) Проводить экспортные операции самостоятельно (прямой экспорт).
2. Совместная предпринимательская деятельность. Существует 4 типа совместных предприятий:
- лицензирование. Лицензиар вступает в соглашение с лицензиатом на зарубежном рынке, предлагая права на использование производственного процесса, товарного знака, патента, торгового секрета в обмен на гонорар или лицензионный платеж.
- подрядное производство. Это заключение контракта с местными производителями на выпуск товара. Недостаток в меньшем контроле фирмы за процессом производства и в потере связанной с этим производством прибыли.
- Управление по контракту. Фирма представляет зарубежному партнеру «ноу-хау» в области управления, а тот обеспечивает необходимый капитал. Т.о. фирма экспортирует не товар а скорее управленческие услуги.
- предприятия совместного владения. Это объединение усилий зарубежных и местных вкладчиков капиталом с целью создания местного и коммерческого предприятия, которым они владеют и управляют совместно. Зарубежный инвестор может купить себе долю в уже существующем местном предприятии зарубежной кампании, либо обе стороны могут совместными усилиями создать совершенно новое предприятие. Недостатки: партнеры могут разойтись во мнениях относительно капиталовложений и принципов деятельности.
3. Прямое инвестирование. Наиболее полной формой вовлечения в деятельность на зарубежном рынке является помещение капитала в создание за рубежом собственных предприятий.
Преимущества: 1) Позволяет экономить деньги за счет: дешевой рабочей силы или дешевого сырья, льгот предоставляемых зарубежным вкладчикам.
2) Создавая рабочие места фирма обеспечивает себе благоприятный образ.
3) Устанавливаются более глубокие отношения с гос. органами, клиентами, поставщиками, посредниками принимающей страны.
4) Фирма сохраняет полный контроль над своими капиталовложениями.