double arrow

Основы административного права

Административное право — это отрасль права, регулирующая общественные отношения (отношения между людьми) в ходе распорядительно-исполнительной деятельности органов государственной власти и должностных лиц по исполнению функций государства и муниципальных образований и устанавливающая административную ответственность за правонарушения, связанные с осуществлением государственного управления.

Предметом регулирования административного права являются общественные отношения в сфере государственного управления. Эти отношения складываются в связи с реализацией исполнительно-распорядительными органами своих полномочий по регулированию различных сфер общественной жизни (обеспечения и соблюдения прав и свобод человека, защиты всех форм собственности, охрана природы, экология, промышленность, торговля и т.д.).

Система административно-правовых норм включает две части: Общую и Особенную.

Общая часть административного права объединяет:

• нормы, регулирующие административно-правовой статус граждан и их объединений;

• нормы, регулирующие административно-правовой статус субъектов исполнительной власти;

• методы реализации исполнительной власти;

• правовые формы управления;

• государственно-служебные отношения;

• административное принуждение и особенно – административную ответственность;

• контроль и надзор.

Особенная часть регулирует управленческие отношения в той или иной отрасли или сфере управления. Эта группа норм отражает специфику управления в экономической, социально-культурной и административно-политической сферах.

Изложенные исходные позиции позволяют определить административно-правовую норму в качестве устанавливаемого государством правила поведения, целью которого является регулирование общественных отношений в сфере исполнительно-распорядительной деятельности органов исполнительной власти или государственного управления.

Административные правоотношения – это урегулированные нормами административного права отношения, которые возникают в сфере государственного управления и урегулированные нормами административного права.

Данные правоотношения имеют ряд особенностей:

1. они складываются в сфере государственного управления, т.е. одной из сторон в данных отношениях должен быть орган исполнительной власти или его должностное лицо;

2. изначально отсутствует равенство сторон, одна сторона подчиняется другой: «власть-подчинение»;

3. в случае нарушения одной из сторон своих обязанностей, ответственность другой возникает перед государством, например: штраф за нарушение ПДД уплачивается в бюджет государства;

4. споры могут разрешаться и в суде и во внесудебном порядке.

Элементы административного правоотношения

       
 
Субъекты- участники правоотношения
   
­ Государственные органы ­ Органы местного самоуправления ­ Физические лица ­ Юридические лица
 



       
 
   
Действия - осознанное поведение субъектов, они могут быть правомерными и неправомерными
 


Существует значительное разнообразие административных правоотношений. Первоначально можно выделить следующие две группы – внешние (возникающие непосредственно в процессе реализации функций управления применительно к управляемым объектам) и внутриорганизационные (возникающие в рамках внутренней деятельности органов управления) административно-правовые отношения.

В зависимости от целей деятельности отношения могут быть регулятивными или охранительными; наиболее известная разновидность последних – деликтные.

Различают субординационные и координационные административно-правовые отношения. Для первых характерна авторитарность (властность) юридических волеизъявлений субъекта управления. Они как раз являются собственно административными. Вторые – это, как правило, такие управленческие связи, в которых авторитарность отсутствует (например, отношения между несоподчиненными исполнительными органами).

Наиболее значительный интерес представляет классификация административно-правовых отношений по юридическому характеру взаимодействия их участников. В соответствии с этим критерием, поглощающим в определенной мере ранее рассмотренные, выделяются вертикальные и горизонтальные правоотношения.

Вертикальные административно-правовые отношения есть властеотношения, в которых реализуется непосредственное управляющее воздействие субъекта управления на тот или иной объект, который далеко не во всех случаях ему организационно подчинен.

Горизонтальными административно-правовыми отношениями признаются те, в рамках которых стороны фактически и юридически равноправны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: