Экономические агенты — участники рыночных экономических отношений, владеющие некоторыми факторами производства и принимающие экономические решения. Экономические агенты — субъекты экономических отношений, участвующие в процессе производства, распределения, обмена и потребления, экономических благ. Экономическое благо — результат труда, имеющий определенную материальную (экономическую) ценность для потребителя и выступающий в качестве средства связи между экономическими агентами. Экономические агенты классифицируются на две группы. 1. Нерыночные: Индивиды (домашние хозяйства). Домашнее хозяйство — основной субъект экономической деятельности, охватывающий экономические объекты и процессы, происходящие там, где постоянно проживает человек. Домашнее хозяйство возглавляется главой домашнего хозяйства, стремятся к максимальному удовлетворению потребностей с учетом всех издержек 2. Рыночные экономические агенты: Фирмы. Фирма — юридическое лицо, представляющее собой сеть контрактов, по которым передаются права, обязанности и мера ответственности определенного круга лиц. Среди фирм выделяют: 1) индивидуальные деловые предприятия; 2) партнерства; 3) корпорации. 3.Государство и его подразделения. Государство — основная политическая организация общества, осуществляющая охрану его экономической и социальной структуры на определенной государственной территории. Государство стремится к наивысшему росту общественного благосостояния при определенном бюджете Целью деятельности агентов является максимизация результатов при данных затратах либо минимизация затрат при заданном результате.
|
|
В зависимости от соотношения спроса и предложения различают рынок продавца и рынок покупателя.
Рынок продавца возникает, когда спрос значительно превосходит предложение. При этом для продавца сбыт не представляет особых трудностей. В условиях избыточного спроса (дефицита) товары все равно будут реализованы. Ему нецелесообразно заниматься какими-либо маркетинговыми мероприятиями, так как это будет означать лишь дополнительные затраты.
Совершенно другая ситуация на рынке покупателя. Он возможен, если предложение превышает спрос. В данном случае свои условия диктует уже не продавец, а покупатель.
Для рынка покупателя характерна конкуренция. Это заставляет продавца предпринимать значительные усилия для реализации своих товаров. На рынке покупателя необходимость изучения спроса и поведения потребителей приобретает первостепенное значение.
С точки зрения пространственных характеристик (территориального охвата) выделяют рынки:
|
|
· местный (локальный)
· региональный (внутри страны)
· национальный
· региональный по группе стран (например, Северной Америки, Латинской Америки, Западной Европы, стран СНГ, Балтии и т д.)
· мировой
Проблема территориального охвата рынка решается предприятием в зависимости от его финансового состояния и особенностей предлагаемого товара. Большое значение имеет также наличие соответствующей инфраструктуры. Переход с одного уровня рынка на другой является формой диверсификации и обычно осуществляется в условиях жесткой конкурентной борьбы.
Рынки различаются по характеру конечного использования товара. По этому признаку выделяют:
· рынок потребительских товаров
· рынок товаров производственного назначения
· рынок услуг
· В зависимости от потребностей определяющих спрос на соответствующие товары, рынки могут быть розничными и оптовыми.
· Розничный (потребительский) рынок представляет собой рынок покупателей, приобретающих товары для личного (семейного, домашнего) использования. Он неоднороден: здесь действуют различные по доходам, уровню потребления, социальному положению, возрасту, национальности, культурным обычаям и т.п. группы населения.
· Оптовый рынок (рынок предприятии) — это рынок организаций, приобретающих товары для их дальнейшего использования в процессе производства, перепродажи или перераспределения. Он характеризуется сравнительно небольшим числом действующих субъектов, преобладанием крупных закупок и значительной ориентацией на потребительский рынок.
Принципиально важное значение имеет классификация рынков с точки зрения организационной структуры. Она определяется различными условиями торговли и характером взаимоотношений между продавцами и покупателями, что обусловливает деление рынков на закрытые и открытые.
· Закрытый рынок — это рынок, на котором продавцы и покупатели связаны некоммерческими отношениями, юридической и административной зависимостью, финансовым контролем, соглашениями о специализации и кооперировании, договорными от ношениями (например, торгово-экономическими, кредитными договорами), не имеющими ярко выраженного коммерческого характера. На таком рынке преобладают различные меры и формы регулирования, держатся относительно устойчивые цены.
· Открытый рынок — сфера обычной коммерческой деятельности, где круг независимых продавцов и покупателей неограничен. Отсутствие некоммерческих связей между продавцами и покупателями предопределяет относительную независимость отношений между ними. Обычно заключаются краткосрочные коммерческие сделки. Для открытого рынка характерны частые и резкие колебания цен.
Важнейшими преимуществами рынка являются:
· функционирование рынка как саморегулирующегося механизма, который через цены создает ориентиры для капиталовложений в производство;
· эффективное распределение ресурсов — рынок направляет ресурсы на производство товаров, пользующихся спросом;
· высокая степень адаптивности к изменяющимся условиям. Так, повышение цен на энергоносители в 1970-е годы на Западе вызвало внедрение ресурсосберегающих технологий, поиск альтернативных источников энергии;
· возможность успешного функционирования в условиях ограниченной информации(достаточно иметь информацию о ценах на товары и услуги, о стоимости экономических ресурсов для нормального хозяйствования);
· рыночная экономика — бездефицитная экономика. В любых ситуациях рыночный механизм обеспечит равновесие спроса и предложения;
· создание рынком мощной системы стимулов;
· широкое использование достижений НТП. В погоне за прибылью товаропроизводители внедряют в производство новейшие достижения науки и техники, а конкуренция делает этот процесс непрерывным;
|
|
· обеспечение свободы и независимости как покупателей, так и продавцов, которые самостоятельно принимают решения о заключении сделок, найме рабочей силы и т.д.;
· способность быстро и эффективно удовлетворять разнообразные потребности людей.
К недостаткам рынка относятся:
· автоматизм рыночного механизма достигается не сам по себе, а методом проб и ошибок, в результате чего общество может нести существенные потери;
· рынок не создает стимулы для производства товаров и услуг коллективного пользования (здравоохранение, культура, спорт, общественный транспорт и др.);
· неспособность сохранения невоспроизводимых ресурсов, принадлежащих всему человечеству, и защиты окружающей среды;
· игнорирование рынком возможных негативных для общества последствий принимаемых решений;
· рынок не имеет системы социальной защиты. Доходы в рыночной экономике получают только владельцы экономических ресурсов. Инвалиды, дети, пенсионеры могут не иметь средств к существованию, поэтому государство должно решать социальные проблемы;
· отсутствие действенных мотиваций для фундаментальных исследований в науке. Рынок реализует уже имеющиеся научно-технические достижения, но не выделяет средства для теоретических исследований;
· нестабильное развитие, при котором взлеты рыночной конъюнктуры чередуются с ее падением.