Общая характеристика патриархальной теории происхождения государства

Существует множество теорий происхождения государства и права. Такой плюрализм научных взглядов обусловлен истори­ческими особенностями развития общества, своеобразием тех или иных регионов мира, идеологическими приверженностями авторов, задачами, которые они ставят перед собой, и другими причинами.

Патриархальная (Аристотель, Филмер, Михайловский). По утверждению Аристотеля, государство — наилучшая форма человеческого общения в целях достижения общего блага. Государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи.

Иными словами, это своеобразная разросшаяся семья. Власть монарха — естественное продолжение власти отца (патриарха), который заботится о членах своей семьи и обеспечивает их послушание.

Патриархальная теория (древняя) – её основоположниками были древнегреческие мыслители Платон и Аристотель 3-2 век до нашей эры. Согласно этой теории государство возникает в результате разрастания семьи. По мнению Аристотеля разрастание семьи ведет в начале к появлению поселений которые за тем преобразуются в государство. Согласно этой теории глава семьи – патриарх, становится главой государства – монархом. Причём власть монарха является естественным продолжением власти над своими детьми – своими подчиненными. Патриархальная теория имела распространение в 17, 18 века. Русский философ – Михайловский. В настоящее время эта теория рассматривается как не вполне научная.

6. Правовые семьи и правовые системы проблемы соотношения и квалификации.

Отношения, в которые вступают люди, объединения граждан, государство и общество находятся между собой в тесной взаимосвязи, образуя единое целое.

Соответственно и право, отражая общественные отношения, их устойчивые признаки, свойства, представляет собой целостное образование, систему.

Сразу же следует обратить внимание на то, что, несмотря на схожесть выражения, нужно четко различать два понятия - «правовая система» и «система права». Первое - это взятые в единстве основные правовые явления данной страны - и собственно право, и правовая идеология, и судебная (юридическая) практика. «Понятие правовая система имеет существенное значение для характеристики права той или иной страны». [3, c. 62] Обычно, в этом случае говорится о «национальной правовой системе», например, Азербайджана, Великобритании, Китая, Японии.

И вот в отношении той или иной страны использование понятия «национальная правовая система» очень важно потому, что в ней наряду с собственно правом могут играть определяющую роль либо судебная (юридическая) практика, либо правовая идеология, от чего в свою очередь зависит весь строй, весь мир правовых явлений.

Право как система характеризуется следующими признаками:

· Во-первых, система права характеризуется объективностью. Она не может создаваться по субъективному усмотрению людей, поскольку обусловлена реально существующей системой общественных отношений. Право должно отражать потребности общества. Если право в своих нормах неадекватно отражает потребности общественной жизни, то оно становится тормозом общественного прогресса. Так называемые «мертвые» законы или нормы являются результатом произвольного правотворчества, не учитывающего или не познавшего объективных потребностей общественной жизни.

· Во-вторых, для системы права характерны единство и взаимосвязь норм, ее составляющих. Они не могут функционировать изолированно. Их регулирующая сила состоит во взаимосогласованности и общей целенаправленности. Любой структурный элемент, извлеченный из системы права, лишается системных функций, а следовательно, и социальной значимости.

· В-третьих, система права как целостное образование охватывает все нормы, действующие в той или иной стране, и представляет собой сложный многоуровневый комплекс, состоящий из норм права, правовых институтов и отраслей права.

«В системе права действуют связи четырех уровней:

- между элементами нормы права;

- между нормами, объединенными в правовые институты;

- между институтами соответствующей отрасли права;

- между отдельными отраслями права».

«Система права - это внутреннее строение права, которое выражается в единстве и согласованности действующих в государстве правовых норм и вместе с тем в разделении права на относительно самостоятельные части».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: