Аппарат управления в организации строится на принципах разделения и кооперации управленческого труда. Управленческий труд по сравнению с другими видами труда в организации имеет ряд особенностей, выражающихся в характере самого труда, его предмете, результатах и применяемых средствах, что находит свое отражение в структуре аппарата управления. Различают технологическое, функциональное и профессионально-квалификационное разделение управленческого труда.
Согласно технологическому признаку, выделяются руководители (менеджеры), специалисты и служащие (технические исполнители). Руководители (линейные, функциональные, проектов и программ) определяют цели и задачи подчиненных подразделений и сотрудников, принимают управленческие решения, организуют и контролируют их исполнение, оценивают деятельность подчиненных, осуществляют мотивацию их труда. Специалисты (маркетологи, конструкторы, технологи, экономисты, юристы и др.) готовят проекты управленческих решений; служащие (техники, операторы ЭВМ, архивариусы, делопроизводители, секретари и др.) осуществляют сбор исходной информации для принятия решений, размножение, хранение документации, некоторые учетно-контрольные функции. В основе функционального разделения управленческого труда лежит классификация специальных функций менеджмента (см. п. 2.7). Профессионально-квалификационное разделение управленческого труда позволяет учесть сложность выполнения работ по управлению и осуществляется путем присвоения специалистам и служащим категорий. Так, специалистам могут присваиваться высшая, первая и вторая категории.
Руководитель (менеджер) является центральным звеном в аппарате управления. Его деятельность отличается наибольшим разнообразием. И для ее характеристики выделяют признаки, роли и требования к менеджерам.
Признаки менеджера. Менеджер является наемным управляющим. Наем менеджера осуществляет собственник имущества, который наделяет его задачами, полномочиями и устанавливает ответственность. Полученные полномочия менеджеры используют для осуществления управленческих функций, приобретая реальную власть и неся ответственность за их выполнение.
Менеджер – должностное лицо. Менеджер всегда занимает определенную должность в организации. На предприятии к таким должностям относятся:
– директор, его заместители: главный инженер, главный экономист, зам. директора по маркетингу, кадрам, производству и др.;
– начальники управлений, отделов: маркетинга, сбыта, планового, производственного, финансового и т.п.;
– начальники производств, цехов, участков, смен;
– директора дочерних предприятий и т.д.
Управленческая деятельность характеризуется объемом и качеством решения задач и выполнения функций, использованием полномочий, а также ответственностью. Как должностное лицо менеджер выполняет управленческие функции, решает управленческие задачи, для чего использует предоставленные ему полномочия, несет ответственность перед вышестоящим руководителем, а главный менеджер – перед собственником.
Используя предоставленные полномочия, менеджер распоряжается ресурсами организации (персонал, информация, время, а также природные ресурсы и капитал). Ресурсы организации всегда ограничены.
Менеджер имеет власть. Власть менеджера в организации заключается в его полномочиях, иерархии организации, установленной системой разделения и кооперации труда (власть формального лидера), а также системой психологических взаимоотношений людей (власть неформального лидера). Власть формального лидера осуществляется с помощью вознаграждений, поощрений, наложения взысканий, использования других полномочий, установленных законом и иерархией организации. Власть неформального лидера связана с его авторитетом, профессиональными знаниями, компетентностью, а также личностными достоинствами, вызывающими уважение и преклонение сотрудников. Структура власти менеджера – это единство формального (должностного) и неформального (авторитетного) признаков.
Менеджер управляет людьми. В его подчинении всегда находятся сотрудники. Их знания, умения, навыки – основной ресурс менеджера. Качество используемых ресурсов оказывает существенное влияние на продуктивность работы менеджера.
Управляя, менеджер принимает и реализует управленческие решения. Принятие управленческих решений – родовой признак менеджера, выделивший управленческий труд из системы общественного труда.
Менеджер – профессионально подготовленный управляющий. Профессиональная подготовка в сфере управления необходима и не может быть заменена подготовкой по отдельным специальностям: гуманитарным, экономическим, техническим, естественно-научным и др.
Организационные роли менеджера. Менеджер направляет усилия группы и отдельных личностей на выполнение общих задач организации. Рассмотрим механизм руководства. Слово «руководитель» буквально означает «ведущий за руку» – это человек, который направляет деятельность других и несет персональную ответственность за ее результаты. Как организатор руководитель вносит порядок и последовательность в выполняемую работу, а свое взаимодействие с подчиненными строит в рамках установленных целей.
Наиболее полное описание организационных ролей, которые выполняют менеджеры, приведено в работе Генри Минцберга. В данной работе роли объедены по признаку однородности в три группы: межличностные, информационные, по принятию решений:
Рисунок 6.3.1 – Организационные роли менеджера
В межличностных контактах менеджер выполняет роль главного руководителя и рассматривается как:
1. Символическая фигура, которая представляет организацию (церемонии, посещения, приемы и др. мероприятия).
2. Лидер – человек, оказывающий влияние и ведущий за собой других работников (лидерское поведение позволяет максимально использовать формальные связи, полномочия и ответственность, установленные в организации, а также мотивировать людей).
3. Связующее звено – налаживание контактов с теми, кто формально не подчиняется менеджерам (поставщики, потребители, официальные правительственные лица, деловые партнеры), через переписку, личные контакты и др.
Информационные роли менеджеров пронизывают все межличностные контакты и отражают важность создаваемой и поддерживаемой сети коммуникаций. Менеджеры выступают как:
1. Приемник информации – менеджер находится в постоянном поиске разнообразной информации, необходимой для управления организацией и выполнения собственной работы. Исходная информация необходима для принятия управленческих решений, и от ее полноты, достоверности, своевременности получения зависит эффективность управления.
2. Распространитель информации – распространяет полученную информацию по каналам связи, которые обеспечивают достижение целей и решение задач.
3. Представитель во внешней среде – менеджеры передают информацию о планах и политике организации для налаживания контактов во внешней среде с заинтересованными лицами.
В зависимости от действий, связанных с принятием решений, менеджер может выступать как:
1. Предприниматель – принимает решения, связанные с началом новых проектов, использованием новых возможностей, с оценкой практической полезности и степени риска.
2. Устраняющий помехи – он устраняет помехи, возникающие в процессе производственной и управленческой деятельности.
3. Распределитель ресурсов – одна из важнейших ролей менеджера, когда в условиях ограниченных ресурсов приходится принимать компромиссные решения, устанавливать приоритет определенных видов работ и подразделений, от которых в наибольшей степени зависит получение запланированных результатов.
4. Ведущий переговоры – выполнение данной роли отражает необходимость менеджера постоянно согласовывать свои действия с другими членами организации и заинтересованными лицами из других компаний.
Значение каждой из вышеперечисленных ролей в работе менеджера зависит от выполняемой им работы и позиции, занимаемой в организации.
Требования к компетенции менеджера. Чтобы выполнять свои сложные и ответственные функции, менеджеры должны иметь специальные знания и обладать способностью реализовать их в повседневной работе по управлению. Требования к профессиональной компетенции менеджеров можно условно разделить на две группы (табл. 6.3.1).
Таблица 6.3.1 – Требования к профессиональной компетенции менеджеров
Специальные знания | Человеческие качества |
Понимание сущности и природы управленческого труда и процессов управления | Владение искусством управления персоналом организации |
Знание должностных и функциональных обязанностей, способов и методов достижения целей и эффективности работы | Умение налаживать внешние связи с организациями-партнерами и органами государственного управления |
Умение использовать современные средства связи и информационные технологии для работы с информацией и принятия решений | Способность к самооценке, конструктивному анализу своих действий и непрерывному повышению квалификации |
Умение мыслить стратегически и управлять в реальном времени | Искусство создания атмосферы доверия, партнерства, единства целей и действий |
Первую группу требований составляют знания и умения выполнять профессиональную работу в сложнейших условиях дефицита времени, неполной информации, часто в ситуациях неопределенности.
Вторая группа требований связана со способностью менеджеров работать с людьми. Менеджеры взаимодействуют с широким кругом лиц, различающихся по своему статусу и интересам: коллегами, подчиненными, высшими руководителями, акционерами, потребителями, поставщиками и др. При этом менеджеры должны иметь такие личные качества, которые усиливают доверие и уважение тех, с кем они вступают в контакт (умение четко выражать свои мысли и убеждать; честность; уважительное и заботливое отношение и др.).