Городская среда

Городская среда — это совокупность множества природных, ар­хитектурно-планировочных, экологических, социально-культурных и других факторов, в которых обитает городской житель и которые оп­ределяют комфортность его проживания на этой территории.

Улучшение состояния городской среды затрагивает все подсис­темы города, поэтому пространственная организация территории го­рода должна рассматриваться как важнейший компонент муниципаль­ного управления. Здесь особо недопустимо принятие управленческих решений, ориентированных на краткосрочный результат. Должны учитываться все факторы: природные, исторические, социальные, экономические, экологические, культурные.

Основные факторы формирования городской среды: природный комплекс и созданная человеком планировка и застройка.

Территорию города характеризуют две основные составляющие: природный комплекс и созданная человеком планировка и застройка. Сочетание этих факторов формирует городскую среду.

Важнейшим элементом территории города является природный комплекс. Основу природного комплекса образует его физико-геогра­фическое положение. Оно определяется границами природных зон, климатическими условиями, количеством осадков, особенностями ландшафта, рельефом местности, ветровым и солнечным режимом территории, типом и строительными характеристиками грунтов, наличием водоемов (реки, озера), наличием памятников природы и т.п.

Подходы к организа­ции планировки и застройки территории города.

В научной литературе имеется несколько подходов к организации планировки и застройки территории городи и ее зонированию.

Концепция опорного экологического каркаса

В основе концепции лежит разделение территории на отдельные пространственные зоны: наивысшей хозяйственной активности, экологического равновесия и буферной зоны. Каждая из зон выполняет свою функцию. И если зона наивысшей хозяйственной активности включает в себя жилые массивы, участки производственных и торговых предприятий, кое-где разделенные зелеными насаждениями, то зона экологического равновесия предназначена для воспроизводства природных ресурсов, формирования зеленого пояса вокруг крупных урбанизированных территорий. Зона экологического равновесия может охватывать и пригородные районы. Буферные зоны образуются на стыке систем расселения и призваны снизить экологический дефицит территорий с насыщенной промышленной инфраструктурой.

Другой подход предполагает разделение территории города на ядро, центральный район, специализированный район и периферию.

Ядром города является исторический центр, включающий в cебя как правило, главные административные здания, культурные учреждения и торговые центры. Наличие ядра характерно для исторических городов, в некоторых в качестве такого ядра выступает кремль (Москва, Нижний Новгород, Великий Новгород, Псков, Казань и др.).

Центральный район по сравнению с ядром является более открытым и ориентирован на обслуживание основных функций города обеспечивая реализацию преимущественно деловых и торговый функций города.

Специализированный район предполагает образование на территории города отдельных, достаточно обособленных жилых комплексов микрорайонов или даже целых городских районов. Строитель­ство таких «соцгородов» со своей развитой инфраструктурой было характерно для СССР периода индустриализации. Как правило, соцгорода возникали при крупных промышленных предприятиях, ихстроительство финансировалось по титулам соответствующий министерств и ведомств. В таких городах, как Тольятти, при строительстве АвтоВАЗа был создан, по сути, новый город, значительно переросший по своим масштабам старый центр.

Периферия — район внешней границы городской территории характеризующийся низкой степенью временной доступности (высо­кими средними временными затратами), недостаточным развитием социально-бытовой сферы. В этих частях города преобладает одно­этажная жилая застройка частного сектора. Но близость к рекреаци­онным участкам пригородной зоны делает этот сегмент городской территории коммерчески привлекательным. Перечисленные выше подходы формируют научную основу организации городского пространства.

Критерии зонирования территории города по трем основным факторам (критериям): функциональному, правовому и эко­номическому, или ценовому.

Критерии зонирования территории города. Правовую основу Зонирования территории города составляют нормы Земельного и Градостроительного кодексов. В указанных документах и в реальной практике муниципального управления используется зонирование территории города по трем основным факторам (критериям): функциональному, правовому и экономическому, или ценовому.

Функциональное зонирование территории предполагает исполь­зование разных участков (зон) городской территории для различных целей (функций). Перечень этих функциональных зон определен Зе­мельным кодексом.

Правовое зонирование устанавливает систему разрешений и ограничений по использованию отдельных участков территории юрода. Градостроительный кодекс характеризует правовое и жирование как деятельность органов местного самоуправления в Области разработки и реализации правил застройки территорий юродских и сельских поселений, других муниципальных образований.

Муниципальная власть имеет возможность правового регулирования и принятия управленческих решений по вопросам Определения:

- в интенсивности использования отдельных участков территории города (плотности застройки);

- территориальных границ зон с ограничениями по этажности застройки;

- территориальных границ зон различных видов собственности (государственной, муниципальной, частной);

- территориальных границ зон, в пределах которых предполагается отчуждение (принудительный выкуп) недвижимости;

- территориальных границ зон с различными условиями подключения к транспортным и инженерным коммуникациям

- территориальных границ зон с различными геологическими условиями, режимами инженерной защиты и благоустройства;

- границ земельных участков, обремененных публичным сервитутом, т.е. правом пользования чужим земельным участком в общественных целях.

Правовое регулирование использования территории города определяется специальным документом — правилами землепользовании и застройки, устанавливающим так называемые градостроительные регламенты.

Ценовое зонирование территории города осуществляется органами местного самоуправления на основании установленных земельным кадастром базовых цен на отдельные земельные участки. Органы местного самоуправления при установлении ставок земельном, налога, размеров арендной платы за земельные участки, нежилые помещения и другие объекты недвижимости на различных участка городской территории могут дифференцировать их с учетом транспортной доступности, инженерной обеспеченности и престижности. Такое зонирование позволяет через систему повышающих и понижающих коэффициентов экономически стимулировать освоение территорий, в которых заинтересован горя и взимать повышенную плату в бюджет города с престижных участков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: