Инновации и структурные изменения в экономике. Две модели инновациион процесса

Под инновацией (англ. "innovation" - нововведение, новшество, новаторство) понимается использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, новых форм организации производства и труда, обслуживания и управления.

Понятие "инновации" ввел в научный оборот австрийский экономист И. Шумпетер.

В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам '.

Нововведения далеко не всегда базируются на изобретениях и открытиях. Есть нововведения, которые основываются на идеях. Примерами здесь могут служить появление застежек типа "молния", шариковых авторучек, баллончиков с аэрозолями, колец-открывалок на банках с прохладительными напитками и многое другое.

Инновация - это новая ценность для потребителя, она должна отвечать нуждам и желаниям потребителей.

Таким образом, непременными свойствами инновации являются их новизна, производственная применимость (экономическая обоснованность) и она обязательно должна отвечать запросам потребителей.

Внедрение новшеств всегда имело большое значение в развитии производства. В современной экономике роль инноваций значительно возрастает. Они все более становятся основополагающими факторами экономического роста.

Опыт развитых стран свидетельствует о том, что коренные преобразования в области производительных сил в эпоху НТР, быстрая сменяемость ее волн, а, следовательно, новых комбинаций факторов производства, широкое внедрение нововведений стали нормой современной экономической жизни. И если инновационный подход играет возрастающую роль в развитых странах, то в современной России, в условиях перехода к рыночной экономике и необходимости выхода из глубокого кризиса эта роль особенно велика.

Возрастающая роль инноваций обусловлена, во-первых, самой природой рыночных отношений, во-вторых, необходимостью глубоких качественных преобразований в экономике России с целью преодоления кризиса и выхода на траекторию устойчивого роста.

Научно-технический прогресс, признанный во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще связывается с понятием инновационного процесса. Это единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и менеджмент. Он состоит в получении инновации и простирается от зарождения идеи до её коммерческой реализации и устаревания инновации.

2 модели: Линейная модель инновационного процесса относится к 1950-1960-м. гг. В данной модели инновационный процесс рассматривался как «процесс открытий, в котором новые знания трансформируются в новые продукты проходя определенные этапы». Результатом данного подхода к инновационному процессу стало повышенное внимание к созданию научных лабораторий.

В середине 1960-х в начале 1970-х гг. появилось второе поколение моделей, называемых «подтягиваемые спросом». Инновации стали результатом сигналов поступающих с рынка; в отличие от предыдущей модели, инновации больше не были результатом новых идей НИОКР, они стали удовлетворять спрос, поступающий от потребителей.

В некотором смысле, вторую модель инноваций можно назвать «реагирующей» на рынок, в то время как неоклассическую модель можно назвать «воздействующей» на рынок.

13.Инновационный проект. Отличие проектной организации от традиционных структур. Функции и свойства инновационного проекта

Инновационный проект - это комплекс взаимообусловленных и взаимосвязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, направленных на достижение инновационных целей предприятия.

Жизненный цикл инновационного проекта включает три стадии:

1) прединвестиционная;

2) инвестиционная;

3) эксплуатационная.

На прединвестиционной стадии:

1) осуществляется формирование инновационного замысла;

2) формулируются конечные цели инновационного проекта;

3) определяются пути достижения поставленных целей, потребность в ресурсах и источники их поступления.

На инвестиционной стадии:

1) разработка инновационного проекта: анализ альтернативных вариантов реализации проекта и выбор наиболее предпочтительного варианта; составление плана реализации проекта, выбор исполнителей, оформление проектной документации;

2) реализация инновационного проекта: осуществление работ по реализации поставленных задач, контроль исполнения календарных планов и расходования ресурсов, корректировка возникших отклонений, регулирование хода выполнения проекта.

На эксплуатационной стадии:

1) завершение проекта: сдача результатов проекта заказчику, закрытие контракта; 2) эксплуатация (использование) результатов проекта.

Для обоснования инвестиционной привлекательности и определения потребности в ресурсном обеспечении инновационного проекта осуществляется бизнес-планирование. Назначение бизнес-плана заключается в детальном анализе параметров проекта, оценке его эффективности и перспективности

Структура и содержание бизнес-плана:

1. Вводная часть: название и адрес компании; суть и цель проекта; стоимость проекта; потребность в финансах.

2. Сущность предлагаемого проекта: продукция; технология; патентные права.

3. Характеристика отрасли: текущая ситуация и тенденции развития отрасли; направление и задачи деятельности по проекту.

4. Анализ рынка: потенциальные потребители продукции; потенциальные конкуренты; размер рынка и его рост; оценочная доля фирмы на рынке.

5. План маркетинга: ценовая политика; сбытовая политика; реклама; прогноз объемов сбыта новой продукции.

6. Производственный план: производственный процесс; материально-техническое обеспечение, необходимое для проекта; источники поставки сырья, материалов, оборудования, рабочей силы; субподрядчики.

7. Организационный план: организационно-правовая форма предприятия; сведения о владельцах, партнерах организации; информация о руководящем составе; организационная структура.

8. Оценка рисков: слабые стороны организации; вероятность появления товаров-заменителей; альтернативные стратегии.

9. Финансовый план: план доходов и расходов; балансовый план; прогноз движения денежных поступлений.

10. Приложения: копии контрактов, лицензий; прейскуранты поставщиков; прочие документы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: