Применяемый для анализа среды метод SWOT (сила, слабость, возмож-сти, угрозы) яв-ся широким признанным подходом, позволяющим провести совместное изучение внешней и внутренней среды. Применяя метод SWOT, удается установить связи м/у силой и слабостью, к-ые присущи о-ии, и внешними угрозами и возможностями. Методология SWOT предпол-ет сначала выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возмож-тей, а далее –установление цепочки связей м/у ними, в дальнейшем м/б использованы для формулирования стратегии о-ии. Сначала с учетом конкретной ситуации, в нах-ся о-ия, составляются список ее сильных и слабых сторон, а также список угроз и возможностей. После конкретного списка наступает этап установления связей м/у ними. Для установления связей составляется матрица SWOT, имеет след. вид (матрица): Слева выделяются два раздела (сильные и слабые стороны), в & вносятся выявленные на первом этапе сильные(СИ) и слабые(СЛ) стороны о-ии. В верхней части матрицы выделяются два раздела (возмож-ти(В) и угрозы(У)), в & внос-ся все выявленные возм-сти и угрозы. На пересечении разделов образ-ся четыре поля. На каждом из них исследователь должен рассмотреть все возможные парные комбинации и выделить те, & должны быть учтены при разработке стратегии поведения о-ии. В отношении тех пар, & были выбраны с поля «СИВ», следует разрабатывать стратегию по использованию сильных сторон о-ии для того, чтобы получить отдачу от возможностей, & появились во внешней среде. Для тех пар, & оказались на поле «СЛВ», стратегия должна быть построена так.обр, чтобы за счет появившихся возмож-стей попытаться преодолеть имеющиеся в о-ии слабости. Если пара нах-ся на поле «СИУ», то стратегия должна предполагать использование силы о-ии для устранения угроз. а для пар, нах-ся на поле «СЛУ», о-ия должна вырабатывать такую стратегию, & позволила бы ей как избавится от слабости, так и попытаться предотвратить нависшую над ней угрозу. При анализе внешней среды рук-во получает ответы на важные вопросы: какие изменения во внешнем окружении воздействуют на текущую стратегию о-ии; какие факторы представляют угрозу для текущей стратегии о-ии; какие факторы пред-ют > возм-сти для достижения общих целей о-ии. Целью отраслевого анализа яв-ся определение привлекательности и прибыльности отрасли и ее отдель-х товарных рынков. Привлек-сть и прибыль-сть зависят от ее структуры, определяется факторами конкуренции. Анализ факторов конкуренции предполагает постоянный контроль со стороны рук-ва о-ии за действиями конкурентов. Это позволяет рук-ву о-ии постоянно быть готовым к потенциальным угрозам. В анализе конкурентов выделяют 4 диагностические зоны: анализ будущих целей конкурентов; оценка их текущей стратегии; оценка предпосылок относительно конкурентов и перспектив развития отрасли; изучение сильных и слабых сторон конкурентов.
Матрицы стратегического выбора. Матрица БКГ (сущность, методика применения, ограничения (правило соответствие). Краткая характеристика сущности и методики применения матриц Мак-Кинси и ADL/LС.
Матрицы стратегического выбора позволяют формализовать процесс выбора той или иной стратегии и вместе с матрицей решений, разработанной на основе SWOТ-анализа, разработать стратегический план.
Матрица «Рост—доля рынка» Бостонской консультационной группы (БКГ) представляет особое отображение позиции конкретного бизнеса или продукта в стратегическом пространстве (рис. 11). Горизонтальная ось – это измерение относительной доли конкретного бизнеса коммерческой организации по данному конкретному продукту на конкретном рынке данного продукта (в частях относительно объема аналогичной продукции, реализуемой лидером).
Звезда | Вопросит знак |
Дойная корова | Собака |