Государственное управление как вид управленческой деятельности: специфика, цели, функции, методы

Государственное управление (ГУ) – это: 1) целенаправленная властная преобразовательная деятельность гос. органов и учреждений по реализации политики; 2) процесс реализации функций гос. управления; 3) научная дисциплина, исследующая и развивающая практику гос. управления.

Цели ГУ: - соц.-экон. цели (упорядочение общественной жизни и удовлетворение публичных интересов); - политические цели (вовлечение в управление политических структур государства); - обеспечительные цели; - организационно-правовые цели (формирование правовой системы).

Функции ГУ можно разделить на общие и специфические. Общие функции отражают основные управленческие функции: организация, планирование, регулирование, кадровое обеспечение и контроль. Специфические функции отражают: особенное содержание отдельных воздействий государства: финансирование, налогообложение, лицензирование, регулирование труда и заработной платы, кредитование.

Особую подгруппу специфических функций составляют внутренние управленческие функции гос органов: обучение законности, подготовка и повышение квалификации.

Виды методов государственного управления:

1. Административные – нормативные требования государства, обязывающие и субъектов и объекты гос. управления поступать определенным образом. Основаны на распорядительстве государства и невыполнение этих требований влечет за собой ответственность. Пример: обязанность уплаты налогов;

2. Экономические – способы создания государством определенных условий, в которых объекту управления экономически выгодно поступать так, как требуется государству. (Примеры – налоговое стимулирование, социальное обеспечение отдельных категорий граждан – повышенные или именные стипендии, стимулирующие молодежь);

3. Идеологические (социально-психологические) – целенаправленное моральное и нравственное воздействие государства на сознание людей. (Примеры: социальная реклама, пропаганда);

4. Правовые – способы гос. управления, совершаемые в пределах и в соответствии с процедурой, установленной нормативно-правовыми актами (НПА), действующими на территории страны (законотворчество, правосудие, контролирующие процедуры);

5. Не правовые:

а) организационно-технические (совершаются в соответствии с правовыми нормами, но их процедура детально правом не регулируется, пример: действия в чрезвычайных ситуациях);

б) противоправные (нарушение действующего законодательства).

42. Система и функции исполнительной власти





Подборка статей по вашей теме: