Матрица МакКинзи (привлекательность рынка/конкурентная позиция)

Для того чтобы установить степень привлекательности рынка, необходимо выполнить следующие действия.

1. Устанавливается набор параметров, по которым будет оцениваться привлекательность отрасли. Такими параметрами могут быть интенсивность конкуренции, прибыльность отрасли, рост отрасли, ее размер, технологическая стабильность и т.п. Разработчики матрицы сами определяют то, какие параметры учесть при оценке отрасли, и то, какова должна быть степень детализации при выборе отдельных конкретных параметров.

2. Разработчики матрицы дают каждому параметру вес его относительной значимости для фирмы. Тем параметрам, которые с точки зрения фирмы наиболее важны для оценки привлекательности отрасли, даются более высокие веса. И соответственно менее важным — меньшие веса. Для удобства проведения расчетов вес распределяются таким образом, чтобы их сумма равнялась единице.

3. Каждому из параметров дается оценка степени его привлекательности для компании в оцениваемой отрасли. Эта оценка параметров ведется в зависимости от того, насколько заключенная в параметре характеристика отрасли несет в себе возможности для достижения целей фирмы. Оценка ведется по пятибалльной шкале: 5 — наиболее привлекательный, 1 — наименее привлекательный параметр. Например, если фирма стремится к расширению, а отрасль совсем не растет, то параметр роста отрасли получит оценку 1. Это будет означать, что он несет в себе угрозу для фирмы.

4. Оценка относительной значимости каждого параметра умножается на соответствующую оценку привлекательности этого параметра и все эти произведения складываются. В сумме получается интегральная оценка привлекательности отрасли. Максимальная оценка привлекательности отрасли может быть 5, а минимальная —1.

В табл. приведен гипотетический пример расчета привлекательности рынка.

Оценка привлекательности рынка

Параметры рынка Относительный вес Оценка привлекательности Результат
1.Рост 0,2   0,2 х 2 = 0,4
2.Технологическая стабильность 0,5   0,5 х 5 = 2,5
3.Прибыль 0,2   0,2 х 1 = 0,2
4.Размер 0,1   0,1 х 5 = 0,5
Оценка привлекательности отрасли 0,4+2,5+0,2+0,5 = 3,6
             

Для того чтобы оценить конкурентную позицию предприятия на рынке, применяется следующая процедура.

1. Для каждой отрасли, в которой функционирует фирма, составляется список ключевых факторов успеха. Этими факторами могут быть, например, издержки, производительность, исследовательский потенциал, доля рынка и т.п.

2. Разработчики определяют относительные веса факторов, отражающие степень их значимости для достижения в отрасли устойчивой конкурентной позиции. Сумма весов должна быть равна единице.

3. Для каждой СЕБ (продукта) определяется степень ее конкурентной силы в отрасли по каждому из ключевых факторов успеха. Степень конкурентной силы измеряется от 1 до 5. Если разработчики ставят 5, то это означает, что по данному критическому фактору успеха стратегическая единица бизнеса в своей отрасли имеет сильную конкурентную позицию. Если же выставляется 1, то конкурентная позиция по оцениваемому фактору очень слабая.

4. Вычисляется обобщенная оценка конкурентной позиции СЕБ в ее отрасли. Для этого относительный вес каждого ключевого фактора успеха умножается на соответствующую оценку степени конкурентной силы стратегической единицы бизнеса. Все полученные произведения складываются. Результат сложения дает интегральную оценку конкурентной позиции СЕБ в ее отрасли.

В табл. приводится гипотетический пример расчета конкурентной позиции предприятия на рынке.
Оценка конкурентной позиции предприятия на рынке

Ключевые факторы успеха Относительный вес Оценка конкурентной силы Результат
1.Исследовательский потенциал (ноу-хау) 0,3   0,3 х 5 = 1,5
2.Издержки производства 0,2   0,2 х 2 = 0,4
3.Качество продукции 0,2   0,2 х 3 = 0,6
4.Доля рынка 0,3   0,3 х 1 = 0,3
Оценка конкурентной позиции 1,5+0,4+0,6+0,3 = 2,8

После того как получены оценка привлекательности отрасли и оценка конкурентной позиции каждой СЕБ, строится матрица позиционирования СЕБ. По горизонтали откладывается конкурентная позиция, а по вертикали привлекательность отрасли. Каждая из осей разбивается на три равные части, характеризующие степень привлекательности отрасли (высокая, средняя, низкая) и состояние конкурентной позиции (хорошее, среднее, плохое). Внутри матрицы выделяется девять квадратов, попадание в которые при позиционировании СЕБ (продуктов) указывает на то, какое место в стратегии фирмы должно им отводиться в будущем.

Правила принятия решений о выборе позиции. Типичная ситуация
Позиция в конкуренции  
Чрезвычайно сильная 3,67 Доходный бизнес. Успех Успех
Средняя 2,33 Поражение Средний бизнес Успех
Слабая Поражение Поражение Вопросительный знак
Привлекательность СЗХ 1 Низкая 2,33 Средняя 3,67 Высокая 5
Правила принятия решений о выборе позиции. Типичная ситуация
Позиция в конкуренции  
Чрезвычайно сильная Избирательное расширение производства. Специализация на избранных направлениях. Поиск путей преодоления слабостей. Ликвидация в случае отсутствия стабильного роста. Избирательное расширение производства. Интенсивные инвестиции в наиболее привлекательные сегменты. Создание предпосылок успешной конкуренции. Увеличение доходности за счет повышения производительности. Защищенная позиция. Максимальные инвестиции и развитие. Концентрация усилий на поддержание эффективности.
Средняя Управление, ориентированное на доходы. Защита позиций в наиболее доходных сегментах. Совершенствование производства. Сокращение инвестиций. Избирательность. Управление, нацеленное на доходы. Защита существующей программы. Концентрация инвестиций на направлениях с высокой доходностью и относительно низкой степенью риска. Инвестиции в расширение производства. Стремление к лидерству. Избирательные инвестиции по критерию эффективности. Укрепление уязвимых мест.
Слабая Ликвидация. Выбор момента для продажи СБЕ по максимальной стоимости. Сокращение постоянных издержек и отказ от инвестиций. Ограниченное расширение или уборка урожая. Поиск возможностей расширения с низкой степенью риска, если они отсутствуют – сокращение инвестиций и рационализация операций. Защита и переориентация. Управление текущими доходами. Концентрация на привлекательных сегментах рынка. Поддержка эффективности производства.
Привлекательность СЗХ 1 Низкая Средняя Высокая 5

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: