Сертификацию экспертов проводит комиссия по сертификации экспертов Национального органа по оценке соответствия Республики Беларусь с выдачей сертификата эксперта-аудитора.
Для проведения сертификации претендент в эксперты или организация, его рекомендующая, подает в Национальный орган по оценке соответствия Республики Беларусь заявку и следующие документы:
· копии документов, подтверждающих образование и специальную подготовку (дипломы, свидетельства об окончании специальных курсов);
· информацию об опыте работы, в том числе по специальности и в области экспертизы;
· информацию об участии в работах по экспертизе в заявленной области;
· отзывы-характеристики по результатам проведенных экспертиз.
Комиссия рассматривает предоставленные документы и в течение месяца сообщает претенденту в эксперты и (или) организации, его рекомендовавшей, о допуске (не допуске) к сертификации и сроке ее проведения.
Сертификация эксперта включает изучение предоставленных документов, проверку теоретических знаний, оценку личных качеств и способностей и оформление результатов сертификации.
К сертификации допускается претендент в эксперты, участвовавший в пяти (не менее) комплексных экспертизах.
Опыт проведения экспертиз должен быть подтвержден положительными отзывами-характеристиками по результатам каждой экспертизы, подписанными руководителями экспертных групп.
Оценка теоретических знаний в заявленном направлении деятельности может быть проведена в виде:
· беседы с претендентом в эксперты;
· экзамена;
· письменной работы (теста-проверки).
Для установления личных качеств и способностей претендента в эксперты комиссия использует такие способы, как:
· беседа с претендентом в эксперты;
· беседа с коллегами претендента;
· тестирование на соответствующие характеристики;
· наблюдение в процессе действительных экспертиз.
При собеседовании комиссия должна убедиться, что опыт работы, о котором заявил претендент в эксперты, действительно приобретен в течение приемлемого периода времени и соответствует требованиям, действующим на момент сертификации.
Результаты сертификации оформляют протоколом и сообщают претенденту в эксперты и (или) организации, которая его рекомендовала.
При положительных результатах сертификации Национальный орган по оценке соответствия Республики Беларусь на основании протокола выдает претенденту в эксперты сертификат, который дает право проведения работ в заявленной области.
Срок действия сертификата эксперта не более трех лет.
Эксперт, получивший сертификат, подписывает декларацию эксперта и включается в реестр Системы.
Работа эксперта оценивается каждые три года на соответствие требованиям, указанным в § 2.5.2. При повторной сертификации должна быть проанализирована информация о деятельности эксперта после предыдущей сертификации.
По результатам сертификации комиссия принимает решение о продлении (отмене) сертификата эксперта.
Сертификат эксперта может быть отменен:
· при грубых нарушениях правил и процедур при проведении экспертизы, т.е. непрофессионализме, необъективности, несоблюдении конфиденциальности, нарушении этических норм и правил;
· прекращении практической деятельности эксперта в течение трех лет.
Решение об отмене сертификата эксперта принимает Национальный орган по оценке соответствия Республики Беларусь по рекомендации комиссии и письменно сообщает эксперту и (или) организации, в которой он работает.
При отмене сертификата эксперт-аудитор по качеству исключается из реестра Системы.